Гибель миг-21 на учениях в 1967 году

.         УЧЕНИЯ ВВС МВО И ГИБЕЛЬ МИГ-21
.             (НОЯБРЬ 1967 ГОДА).

.   Здесь рапорты лётчиков 32-го истребительного полка из Кубинки и мои (Валерия Чайко) тоже добавлены наблюдения о том, как тогда разбился истребитель МИГ-21 на нашем аэродроме Шаталово под Смоленском, где я после учебки в 1967 году, служил механиком - аэрофотографом в 75-ой отдельной корректировочно разведывательной эскадрилье.

М.Д. Исаев: В ноябре 1967 года наш полк принимал участие в учениях ВВС МВО. «Боевые действия» мы производили с аэродрома Шаталово. После окончания учений полк перелетел на базовый аэродром Кубинка.

Полеты производились в сложных метеоусловиях. Взлет производился парами. После взлета из Шаталово очередной пары – капитан Волков И.Ф. (ведущий) и старший лейтенант Гуленок – полеты были прекращены. Стало известно, что в Кубинке произвел посадку только капитан Волков без своего ведомого. Во время расследования было установлено, что после взлета через небольшой промежуток времени самолет ведомого плашмя упал на дно глубокого оврага. МиГ-21, имевший почти полную заправку, взорвался. Летчик старший лейтенант Гуленок погиб.
.                **********


Л.К. Куганек: Предположительно катастрофа, в результате которой погиб летчик Гуленок, произошла из-за отказа КПЧ (корректор передаточного числа в системе бустера рулевого управления), что привело к самопроизвольному кренению самолета в облаках,  После выхода самолета из облаков летчику не хватило высоты для вывода самолета из пикирования.
.                **********
Позднее такой же отказ произошел во время полета в простых метеоусловиях у капитана Минеева В.А. В этом случае летчик смог парировать самопроизвольно возникший крен значительно бОльшими усилиями, чем обычно. В облаках это сделать было значительно сложнее, что и привело к катастрофе, во время которой погиб летчик Гуленок.
Полковник А.А. Михайлов: Задачей учений было организация взаимодействия ВВС и ПВО, координация сил и средств при отражении налета воздушного противника. Были определены зоны поражения воздушного противника силами ПВО, рубежи передачи цели истребителям 32 гиап. Руководителем учений был назначен зам. командующего авиацией МВО генерал Кожедуб И.Н. Я был назначен руководителем полетов на аэродроме Шаталово.

Перед началом учений мы с генералом Кожедубом вылетели на УТИ МиГ-15 с аэродрома Кубинка и взяли курс на Шаталово. Облачность 10 баллов высотой 1000–2000 метров. Полет проходил над облаками на 2500 метров, курс я выдерживал с поправкой на ветер. Включил дальний привод – аппаратура не работает. Время вышло, делаю крен, и на свое счастье увидел в маленькое окошечко в облаках место захода на посадку. Резко снизился на посадочный курс и под облаками увидел ВПП Шаталово. Выпустил шасси и сел. После посадки Кожедуб спросил: «Как ты через 300 километров полупереворотом зашел на посадку?» – «Я штурман», – ответил трижды Герою.

Полк перелетел из Кубинки в Шаталово и три дня под командованием командира 32 гиап полковника Григорьева Л.Г. выполнял полеты, посылая за цель самолеты, отрабатывая с ПВО порядок взаимодействия. Руководитель учений оценил работу полка на отлично.

В день перелета в Кубинку метеоусловия не изменились: облачность 10 баллов на высоте 1000–2000 метров. Пары самолетов взлетали через 5 минут. Порядок ухода: взлет, набор парой высоты 2500 метров, разворот на привод с набором высоты 4500–5000 метров. Вылетело половина полка. Взлетела очередная пара ведущий капитан Волков, ведомый старший лейтенант Гуленок. Как руководитель полетов я долго не слышал доклада от ведомого: «Взял курс на Кубинку». Запросил ведущего капитана Волкова: «Где находишься?» – «Над приводом. Не вижу ведомого!» Чтобы не задерживать порядок вылета пар, дал команду капитану Волкову взять курс на Кубинку и попытался установить связь с Гуленком. Он не отвечал. Принял решение очередным парам вылет не разрешать. Подумал: «Найдется Гуленок, полетит один. Потом уже все остальные».
.               ***********
.            
.  Вот эти события все и происходили на нашей стоянке (75-ой окраэ) на аэродроме в Шаталово. и при моём непосредственном и скромном в них участии по обслуживанию самолётов 32-го истребительного полка.
.   Тогда, в этих учениях Московского Военного Округа, принимала участие и наша развед эскадрилья сверх звуковых самолётов ЯК-27Р и одного звена (6 штук) корректировочных  вертолётов МИ-1. Наши экипажи (лётчик и штурман) производили разведку в зоне учений округа.
.              ...ПРИМЕЧАНИЕ:-
   Як-27Р прослужили в строевых частях более 10 лет, являясь по сути переходной машиной к более совершенному Як-28Р. (Как правило, эти самолеты долгое время эксплуатировались в одних и тех же полках параллельно.) В первой половине 70-х годов «двадцать восьмые» и МиГ-25Р/РБ окончательно вытеснили Як-27Р.
 ... В носовой части фюзеляжа установлена мачта с приемником воздушного давления ПВД-7, плавно переходящая в конусообразный фонарь гермокабины штурмана, вход в которую осуществляется через люк наверху. Далее расположен фотоотсек, а снизу — ниша передней опоры шасси. На правом и левом бортах отсека расположены фотолюки для перспективной съемки, открывающиеся с помощью электромеханизма.

.  Отснятые видео-плёнки мы --- механики фото-оборудования , вынимали из аппаратов дневного и ночного фотографирования, кассету с катушкой сразу же же на закреплённом за группой ФОТО мотороллере <муравей>, отвозили в штаб.
.   Лаборанты её там вскрывали, проявляли плёнку и делали свеженькие фотографии снимков с места событий идущих учений Московского Военного Округа. Штабисты, моментом наносили на географические карты округа, полученные в последний час разведкой данные о расположении воинских частей, движении колонн техники и прочие сведения, планировали свои боевые замыслы и принимали решения по дальнейшим действиям войск.
.  Очевидно эскадрилья наша поработала на оценку <хорошо>, потому что по окончании этих учений был построен на стоянке весь личный состав, командир наш --- военный лётчик - ас, подполковник Трифонов, зачитал приказ < о награждении экипажа самолёта ЯК-27Р медалями>.

.  Так вот, в этот день полётов наших Яков и Мигов из Кубинки, стояла в воздухе на аэродромом неописуемая по активности суета аппаратов летательных. Наши взлетали и садились по одному, но Кубинские истребители работали парами, взлетали на форсажных режимах с языками пламени за самолётами и с оглушительным рёвом реактивных двигателей. Тогда, техникам и механикам на стоянках ещё не выдавали защитных от шумов наушников, они были лишь у радистов.
.   Поэтому наши перепонки ушные, от форсажного булькающего визга двигателей, так вибрировать стали в резонансе перенапряжении, что вызывали физическую боль в голове, мы чуть не оглохли там тогда.
. Наш огромный МАЗ-топливозаправщик (ТЗ), заправил топливом (специальный керосин самолётный ТС-1), очередные два истребителя. При этом --- (по инструкции НИАС), как и положено, были взяты образцы залитого в баки топлива, тут же эти образцы опечатали печатью ответственного офицера и им же подписаны собственно ручной росписью в журнале с пронумерованными и прошнурованными страничками.
.  Военные лётчики истребители, как потом оказалось капитан Волков и старлей Гуленок, при этой дозаправке даже не вылазили из кабины, РП дал им добро на взлёт и они на форсаже с хвостами языками пламени от реактивных двигателей, скрылись за селом Шаталово, что притулилось у самой автомагистрали на Смоленск.
.   Минуты через две примерно после того, как улетела эта пара истребителей, мы занимались на стоянке своими самолётами, готовили их к очередным вылетам на задания. И вдруг, динамики наружного вещания на стоянке, сообщили об исчезновении одного самолёта на экране локатора, Руководителя Полётов. РП --- даёт приказ ведущему лётчику, пройти ещё раз этот же маршрут взлёта и посмотреть, куда ведомый подевался.
.  Снова мы в воздухе над своими головами наблюдаем, как со стороны ж/д станции Энгельгардтовская, появился только что улетевший Миг, он почти у сапой земли промчался над ВПП в сторону деревни, а через минуту мы слышим в динамиках его доклад на вышку --- о падении ведомого. Вот так это и случилось тогда и произошло!
.                **********
.  А после этих учений, нас подняли по тревоге, самолёты улетели своим <ходом>, вертолёты же вместе с прочей техникой и складом имущества, мы погрузили в эшелоны и просочился слушок, что поедем в Монголию, получать будем там <тугрики>. Честно говоря, мне до этого случая и слышать про какие-то там тугрики не приходилось никогда. Но, как оказалось, эскадрилью  перебросили в Забайкалье на  <хунвэйбинов>  на новенький, ещё только достраиваемый военный аэродром Укурей.
.                ********
.  Там, имущество выгрузили прямо в поле, в стороне от взлётно- посадочной полосы и укрыли брезентовыми пологами. Керосин (ТС-1) для самолётов, хранили на обвалованной площадке в специальных прорезиненных ёмкостях по 50 тонн каждая. Личный состав эскадрильи --- техники и механики, жили сперва в небольших обособленных от роты охраны и автороты палатках под весенним и осенним дождями с мокрым снегом. В тёплые же новенькие казармы перешли в тридцати градусные морозы, только перед самым Новым 1969-м годом.
.  Вот уж радости то было у всех нас, жуть! Наконец-то легли спать на целый час раньше положенного времени  <отбой>  в сухом и нагретом как следует помещении, даже подъём на час позже передвинули по такому праздничному прямо случаю.
.                *********
.  Приключения наши, как оказалось, на этом так и не закончились. Снова была объявлена общая для гарнизона Укурей тревога. Мы привычно похватали оружие, а с противогазами вообще после учебки никто не расставался, и вдобавок ещё вещмешки у старшины (так положено делать при любой тревоге, ведь не знаешь где можешь оказаться через какой-то час времени, может и в вправду в Монголии) и побежали к капонирам на стоянку Яков своей второй эскадрильи. Прибежали и приступили к необходимым мероприятиям, каждая группа механиков чётко знала и выполняла свои обязанности, но расчехлять каждый самолёт и оттаскивать тяжёлые брезенты в сторону за <отражатели пламени двигателей>, чтоб при запуске они не загорелись, тут уж все сообща помогали мотористам из группы (СД).
.  Неподалёку базировалась первая эскадрилья турбо-винтовых ИЛ-28, они прилетели сюда позже нас из Борисполя (333-я окраэ), нас объединили в авиаполк --- 193 ограп.
.  К учебным постоянным тревогам мы давно привыкли и уже ничему не удивлялись, но в этот раз пошло намного серьёзнее всё --- привезли со складов и раздали каждому сухой паёк на три дня, боевые патроны в цинках, носимую радиостанцию на ремнях на каждую эскадрилью и даже походную кухню притащили из склада НЗ. От каждой группы механиков выделили по одному специалисту в <оперативню группу>, на случай если внезапно придётся самолёты перегонять на Запасный Аэродром.
.  Пригнали экскаватор из инжбата, он вокруг стоянок вырыл змейкой окопы, для круговой обороны при необходимости.
   А в это же самое время --- инженерные два батальона и стройбат, усиленно занимались своей работой по достраиванию капониров и казарм.
.   Мы в полной готовности к вылету, трое суток просидели у своих самолётов, даже спали под ними и питались от полевой кухни, радиосвязь поддерживали с соседними гарнизонами Чита, Домна, Кяхта, Борзя.
И лишь на третий день пришло радио --- Войска Варшавского Договора вошли в Чехословакию!
.  Тудыт твою, через коромысло, мысленно выругался про себя каждый --- где мы в своём Забайкалье, и где эта Чехословакия от нас, тоже прямо лапоть по карте!
.  А мы тут, как на иголках, у себя в Укурее сидели, думали и даже почти уверены были, что хунвэйбины вот вот попрут на аэродром, они же тогда грозились дойти до Москвы именно к седьмому ноября. А маршрут такого несостоявшегося похода, лежал именно через наш гарнизон! 
.                ***********
.  А 27 декабря на утренней поверке, нам зачитали списки уволенных в запас, мы подписали свои <бегунки>  в библиотеке, столовой и у старшины, а в штабе нам выдали проездные требования.
.   В соседнем с нами транспортном полку, один борт АН-12, как раз собрался лететь в Читу, на нём мы через час и добрались туда. На вокзале по воинским своим требованиям  выкупили ж/д билеты, сели в вагон и я доехал до Новосибирска, где у сестрёнки Наташи Шевелёвой и встречал Новый 69-ый год.
.   У сестры, к моему прибытию, уже находились мои родные тетки из Мариновки и дядя Андрей из Новокузнецка. Они специально туда приехали, ибо сестру я, пока служил два года в армии, с великими трудами разыскал через переписку с родственниками нашими, разбросанными войной и эвакуацией по всему огромному Союзу.
. Тогда то и оказалась, сестра Наташа с  мамой и её эвакуированным из Гомеля заводом,  в этом Новосибирске. Тётки после войны рванули на Целину, а дядя,  после всеобщей демобилизации был направлен на завод в Кузбасс, где и трудился электриком.
.   Выяснив адрес Наташи в Новосибирске, я написал письма в Казахстан и Кузнецк, предложил тёткам и дяде встретиться там по случаю моего дембеля из армии, что и было сделано. Ещё один мой дядя по маминой родне --- д. Иван Сорокин из Мариуполя на Азовском море, не смог тогда приехать по состоянию здоровья, а ведь страстно желал встретиться с роднёй через десятки лет вынужденной разлуки.
.  Целую неделю всей собранной роднёй, встречали мы Новый год у сестры.   
   ...Ностальгическим воспоминаниям не было конца в разговорах о трудном и порой голодном детстве в белорусском Полесье, между речками Припять и Днепр, а потом нашествии фашистском, сжигавшем беззащитные деревни вместе с живыми женщинами и детками.
.  Великой передислокации оборудования заводов с Речицы и Гомеля за Урал, перед самым носом у подходивших к Днепру танковых колонн Вермахта.       Тогда то и получил двух-стороннее воспаление старший брат моего отца --- Константин Корнеевич, отец Наташи, сопровождавший на тормозной площадке вагона станки завода. Он под проливным ночным дождём и на встречном ветру, в промокшей до нитки своей домотканой куртке, вверенный пост охраны не покинул до самой смены на очередной станции.
.  У Кости резко поднялась высокая температура, комендатура станции сняла больного с площадки  и отправила в больницу, а литерный эшелон с заводским оборудованием и теплушками с семьями, проследовал аж до Новосибирска, там и оказалась Наташа с мамой.
.  После уже, через окольные как говорится пути, семье всё-таки дошла информация о бомбёжке этой станции налетевшими юнкерсами, а куда подевались из больницы пациенты, так и осталось в неизвестности. Завод, в неописуемых по трудности условиях, всё же постепенно обустроился в сибирских  лесах, выдавал фронту всё необходимое. Семьи рабочих жили --- с детками в избах местных деревень, остальным же возвели на скорую руку бараки, столовую и прочие вспомогательные бытовые постройки. Наташина мама ---  Мария,  работала здесь же, до самой пенсии своей, они получили даже от завода квартиру. 
.   Сестра училась в местной школе, подросла и прошла  <фабрично заводское обучение --- ФЗО>, стала работать в  <опасном для здоровья цехе> --гальванического покрытия деталей. С годами работы в нём,  приобрела профессиональный недуг своих дыхательных путей и вышла на пенсию досрочно.
.  Младший её братишка Николай, знает о войне и передрягах в эвакуации, лишь с рассказов матери и чуточку ещё от сестры, рождённой в Полесье до войны.  Коля  родился уже здесь в Сибири, окончил  школу, поступил в ВУЗ и стал работать на авиазаводе.    Мы с ним по возрасту были почти ровесники, он постарше немного и был уже женат недавно, жил с молодой женой отдельно от сестры, а я же только дембельнулся и до женитьбы у меня была целая вечность. Однако подружились мы быстро, а когда оказалось, что он тоже с авиацией дело имеет по работе в приёмо-сдаточной заводом группе к воздушным войскам армии  , так у нас тут  вообще появилось множество общих тем для совместного обсуждения.
.  Целую неделю гостили мы у сестры, множество песен народных и современных по тем временам,  было спето нами, жуть!
.   Но, вот радостные встречи вновь нашедших друг-друга родственников, а празднования нового года --- наконец закончились, пора и по домам разъезжаться.
Я с моими тётками Марией и Валентиной, сели в поезд и через Кулунду и Павлодар рванули в свой Атбасар.
.  А дядя Андрей, любитель он оказался застолий с выпивками, песнопениями и плясками , отбыл в свой шахтёрский Новокузнецк. Очень жаль, что живым его мне видеть уже никогда не довелось.
.  После этой незабываемой новогодней нашей встречи у сестры в Новосибирске, прошло ещё двадцать лет. Мы все конечно же постарели заметно, мой отец Михаил Корнеевич и говорит мне в Атбасаре.
.  Сына, я прошу тебя  помочь мне решить один вопрос, а именно --- я в последний раз, старшего своего брата Андрюшу видел пол века тому назад. Письма то мы исправно ему пишем и от него получаем, а потому вроде бы и в курсе его здоровья и жизни, но воочию ох как давно встречались! Надо бы навестить его, пока я на своих ногах и при силе, могу ещё сам свободно передвигаться --- давай поедем и проведаем его, он то старший.
.  Согласовав свою поездку с женой Любанькой и получив отпуск на работе, мы сели с отцом в скорый поезд Днепропетровск -- Барнаул, он тогда через наш Атбасар следовал и поехали в Новокузнецк.
.  Приехали туда рано утром, вышли с вокзала и маршрутными автобусами стали добираться на окраину города, где заводской район вместе с ведомственными хрущёвками. Примерно в обед, мы уже стояли у подъезда дома по нужному нам адресу. Батя мой Михаил Корнеевич, в неплохом состоянии настроения пребывал, предполагая радость встречи братьев через многие годы. Ну вот, нам возле дома  подсказали уже люди, на каком этаже квартира находится --- поднялись мы к нужной двери, нажимаем кнопку и звоним бодро так, предвкушая радость встречи и возможного вопроса  Андрея --- а чего же это вы без телеграммы?
.  Но, произошло всё далеко не так, как я себе это мысленно представлял и совершенно по другому сценарию.  За дверью щёлкнул замок, открывается дверь и стоит перед нами не Андрей, а с платочком в руках и заплаканным лицом, самая младшая из всех одиннадцати деток моего деда Корнея --- тётя Валя, которая живёт в Мариновке, в шестидесяти километрах от нашего Атбасара.
.  Мы с отцом, малость даже подрастерялись, не ожидая никак тут её увидеть, да ещё и заплаканную.
А она признала нас и сразу огорошила прямо неожиданной новостью --- Андрюшка перед утром скончался.
.  Оказалось, что дело было так --- с недельку тому назад, Валя почувствовала дома в Мариновке какую-то тревогу и непонятную озабоченность в адрес старшего брата, посоветовалась с сестрой Марией, а они в селе этом живут поблизости, купила билет на поезд и приехала навестить. Вдвоём с ним провела сутки в обычных разговорах о житье - бытье, вечером он потирал рукою свою грудь и слегка пожаловался на сердце, что-то ноет оно у него и легли спать. На рассвете самом, она проснулась от какого-то звука, вроде бы что-то упало, а когда подошла к брату и обнаружилось, что он без сознания и признаков жизни не подаёт, хотя ещё теплое лицо. Сильно перепугалась и по бабьи расплакалась, брат жил один в последнее время, сын его Анатолий с семьёй и внуками в Новомосковске, а дочь Любовь в самой Москве живёт. Как она в чужом городе теперь одна одинёшенька и что ей делать, куда обращаться.
.  И тут на тебе, открывает на звонок она дверь, а на пороге стоит живой ещё один брат, такая неожиданность для неё и одновременно радость!
.  Мы с отцом моим, прямо огорошены были таким поворотом событий, ехали то сюда совсем с другими мыслями и намерениями! Пришлось нам с ним в  оперативном порядке знакомиться с соседями по площадке, наводить справки о месте работы  Андрея  и как туда добраться за помощью в его заводской коллектив.
.   В хлопотах и заботах по организации похорон, пролетело три дня. Я толком не спал всё это время, крутился что белка в колесе, отцу тоже плохо становилось, боялся не дай бог  и его тут ещё петерять.
.  Какое счастье, что мой дядя был заслуженным ветераном - фронтовиком этого предприятия, имел трудовые заслуги и награды плюс к фронтовым. Его в цеху работяги ещё помнили, поэтому без лишних слов мужики сами пожелали ехать копать могилу, обелиск мастерить,  готовить нужный транспорт, а женщины побежали в заводской профком за материальной помощью на венки и прочие расходы на погребальный обед в заводской столовой.
.  В это же утро, я сразу послал телеграмму в Новомосковск сыну, а моему двоюродному брату Анатолию, о случившейся беде и он с женою Ниной успел прилететь к выносу гроба и следованию на погост. Ещё день мы сообща потратили на оформление всяких документов об усопшем и  поездом поехали в Атбасар, тётя Валя сошла в Мариновке.
.  Брат с супругой гостил у нас дней десять, ему сильно понравились наши казахстанские степи с сурками и сайгаками, ночёвка на рыбалке с ухой у костра на берегу Ишима, наша дача на берегу Жабайки, благоустроенные квартиры моих родителей и всех их детей.
.  Его вердикт был таковым  --- все мы тут живём в большом достатке, при уважаемых должностях  и соответственном авторитете перед соседями!
.  А стены дачного домика, Толя за пару дней украсил цветными картинами из гуаши --- Алёнушка у ручья и Три медведя в лесу. Два года эти картины продержались на стенках дачи, а потом случился офигенный разлив Жабайки, она затопила все дачи и повалила многие сооружения, заодно  смыла гуашные картины, превратив их в непонятного вида мазню.
.   На вокзал мы их провожали всей большой нашей роднёй на личном автотранспорте, что Толя снова не преминул доброжелательно отметить. Поезд тронулся, вагон с лицами брата и Нины его, поплыл мимо нас в сторону российской границы на Жаксы и Есиль, а мы с грустью махали им во след, догадываясь --- вот уезжают родные нам люди и скорее всего Навсегда!
.  Так потом оно и вышло, больше никогда и нигде нам не довелось встретиться и порадоваться общению друг с другом! Закон моря, говорил Пуговкин Ивану Бровкину в известном кинофильме.

Валерий Чайко, г. Курган, октябрь 2021 года.



Рецензии