Не благодаря, а вопреки...

История первая:

Поделом!
(Алексей Дубовской)



          Ох, как же долго не был я на родине. Иду с остановки автобуса и смотрю - мало что изменилось. Тишь да гладь. На центральной улице людей почти нет. Только бабки, сбившись в разноцветные стайки, то тут, то там сидят по лавкам у покосившихся заборов. Всё та же патриархальная обстановка, не нарушаемая никакими новыми событиями, изо дня в день одно и то же. А тут вдруг появляюсь я! Событие! Интересно, узнают ли в бывшем простом крестьянском пареньке в стёганой фуфайке и в стоптанных кирзовых сапогах меня сегодняшнего, одетого с иголочки, с бликующим на солнце «дипломатом» и с видом преуспевающего начальника? Тётки на первой по пути скамейке внимательно в три пары глаз встречают моё приближение. Непроизвольно втягивается живот, расправляются плечи. И ты идёшь по улице с ликованием в душе, выпрямив спину, победно взирая по сторонам, - вот, мол, я какой, весь из себя городской, модный, культурный, образованный и неотразимый! Вот пусть все видят, какой я был и кем я стал, пусть все восхищаются и завидуют!
- Здравствуйте! Говорить - только по-русски, нечего опускаться до местного суржика!
- Здрастуйте!
          Первая скамейка воздержалась от вопросов, провожая меня сверлящими взглядами. Но на второй одна из тёток уже не удержалась от любопытства.
- Вы мэнэ, дядько, канешно, звиняйтэ, но до ко;го ж цэ вы прыихалы?*
- Да к Татьяне Соболевой!
- Так цэ Вы шо, сынок, чи  хто?**
- Да нет, племянник.
- Плыминнык? ... Ой, та чи цэ ты, Алик?!*** Всплёскивает тётка руками.
- Ага, заявляю я, горделиво вздёрнув подбородок, что конечно же, не укрывается от её проницательного взгляда.
- Боже ж Ты мий!!! ... Ты знаешь, Алик, оцэ як бы ты зараз мини оцёго ны сказав, то я б ни за шо тэбэ нэ вгадала! ... Ой, Алик, та якый же ты став старый и паганый! ... Шо ж цэ з намы врэмя робэ? ... Та не, ни за шо б нэ вгадала, як бы оцэ сам нэ сказав! Ой-ой-ой… Алик!**** Горестно качает тётка головой.
          И всё это сказано с такой наивной детской непосредственностью и с таким неподдельным к тебе участием и сочувствием, что обидеться на тётку тебе даже и в голову не приходит. А, наоборот, неожиданно начинаешь чувствовать себя даже в чём-то виноватым и появляется желание как-то успокоить её, посочувствовать, объясниться, почему и как ты дошёл до жизни такой. Но не находишь нужных слов, и виновато разведя руками, уже понуро двигаешься дальше, к следующей стайке ждущих тебя старух, кровожадно взирающих на твоё опасливое приближение. И от самоуверенной эйфории, от значимости и неотразимости собственной персоны остаётся один пшик.
          Слышу вдогонку, - Алик! А шо ж ты с таким красывым, та с такым малэнькым чамайданчиком прыихав? Шось ты малувато гостынцив тётци прывиз! ... Ой, слухай, Алик! У нас вчёра здоровый дощь був. Так там коло хаты твоеи тёткы калюжа вэлыка и грязюкы багато. Ты ж, гляды, нэ заляпай  свои модни гостроноси тухли!.*****
          Ускоряя шаг, бросив на ходу очередным старухам короткое приветствие, дохожу до тёткиного дома и, обойдя большую грязную лужу, поспешно и трусливо скрываюсь за калиткой....
          Ну, спасибо тебе, родина, за приветливую встречу, за твоё радушие и ласку! ... Ах, как же я узнаю; тебя, моя милая, «наивная», до предела «бесхитростная» и неповторимая родина, которая так крепко и очень даже заслуженно щёлкнула тебя по носу, чтобы ты не задирал его, не заносился, не мнил о себе слишком много и не отрывался от плоти и крови своего народа!
          Ну, что тут скажешь? ...  Поделом!

_________________
* Вы меня, дядько, конечно, извините, но к кому же это вы приехали?
** Так это Вы что, сынок или кто?
*** Племянник? ... Ой, да или это ты, Алик?!
**** Бог ты мой! ... Ты знаешь, Алик, вот если бы ты сейчас мне этого не сказал, то я бы ни за что тебя не узнала! ... Ой, Алик, да какой же ты стал старый и поганый! ... Что же это с нами время делает? ... Да нет, ни за что бы не узнала, если бы вот сам не сказал! Ой-ой-ой… Алик!
***** Алик! А что же ты с таким красивым и таким маленьким чемоданчиком приехал? Что-то ты немного гостинцев тётке привёз! ...Ой, слушай, Алик! У нас вчера  сильный дождь был. Так там около дома твоей тётки лужа большая и грязюки много. Так ж, смотри, не испачкай свои модные остроносые туфли.

История вторая:

Пять капель
(Николай Дубовской)



          Нашим соседом был Сергей Иванович Борисков,  двухметровый могучий мужик, передовой механизатор. Он очень гордился, что его, как передового комбайнера, посылали по путевке в Венгрию и постоянно это всем рассказывал. Я с ним поддерживал дружеские отношения. Всегда, приезжая в отпуск, ему что- то привозил из военной формы, он это любил.. Я конечно рад был с ним общаться, но...
          Обычно, увидев меня в обеденное время, он всегда кричал: Колька! Заходь до мэны на пьять капэль ,та и пообидаим заодно. Обедал он так: жена Нина наливала ему полную эмалированую миску борща, обьемом литра полтора. Борщ был очень наваристый, в миске всегда плавал жирный кусок мяса величиной с кулак. Сергей доставал из холодильника большой кусок сала и не спеша нарезал его толстыми ломтями, аккуратно укладывая на тарелку. Очищал большую головку чеснока. Затем на столе появлялись два граненых стакана с пояском,  две бутылки самогона и различные соленья. Зачерпнув деревянной ложкой борща, откусив кусок белого хлеба и отправив в рот ломоть сала, он неспешно пережевывал эту снедь, не забывая при этом наливать в стаканы самогон. После этого он произносил один и тот же тост: "Ну, давай по пьять капэль"  С удовольствием выпивал полный стакан, зорко наблюдая за мной,чтобы  я делал точно так же... Одной бутылки как раз хватало на два стакана. После этого начиналась процедура поедания борща с салом и чесноком. На столе появлялась сковородка с жареной картошкой и яичницей, опять же с жареным салом и мясом. Разливалась вторая бутылка, но теперь строго по 100-150 граммов каждому. Под тот же тост  все это должно было быть съедено и выпито. Обед продолжался часа полтора. После этого Сергей говорил, что ему надо на работу ехать, так как идёт уборочная. Комбайн стоял тут же, у двора. Как ни в чем ни бывало, садился за руль и отчаливал на своем степном корабле выполнять пятилетний план страны советов. А я, естественно, шел домой спать -  день для меня был потерян. Поэтому, услышав гул комбайна или трактора возле своего дома, а впоследствии и громогласный призыв Сергея, я стал прятаться. Но мне это удавалось плохо, потому что увидев кого то из моих домочадцев, он просил , чтобы меня позвали, что те и делали по простоте душевной...
           Давно нет уже Сергея Ивановича на этом свете и в его доме живут другие люди...Но когда я приезжаю к себе в деревню и подходит время обеда, мне иногда кажется, что я, вдруг,  слышу его зычный голос:  Колька, заходь до мэны на пьять капэль...Заодно и пообидаим!

История третья:

Килька
(Николай Дубовской)



          Прозвище моего соседа Николая было Килька... Я не вникал в его происхождение, но оно существовало наверняка. Был он высокий и очень худой, может, поэтому так его называли. Раньше он служил прапорщиком в авиации, что-то там совершил и был уволен. Семьи не было, она распалась давно. Дочь живет в городе, куда он иногда ездит, чтобы привезти ей деревенских гостинцев.  Живет в селе с мамой, бывшим главным бухгалтером совхоза.  Ее до сих пор вспоминает народ, как уникального специалиста своего дела. Вот так и живут они вдвоем тихо и скромно, содержат небольшое подсобное хозяйство: утки, куры, гуси, огород. Николай купил себе автомобиль, который очень бережет. Когда в нашем родительском доме не стало хозяев, встал вопрос, как уберечь его от разрушения. Решили с братом,что котел отопления выключать не будем с осени до весны. Иначе все в доме отсыреет и пропадет. Попросили Кильку, чтобы он иногда присматривал за домом и котлом. Тот согласился без всяких проблем. Договорились, что мы ему будем платить тысячу в месяц. Я каждое лето приезжаю в деревню и живу в доме. Так было и в этом году. Как то ранним утром я еще спал, но вдруг почувствовал, что кто то находится рядом со мной и смотрит на меня. Открыл глаза и увидел Кильку. Двери на ночь я закрывал, но у него был ключ и он вошел в запасную дверь, как это делал всегда. Увидев, что я проснулся, он поздоровался со мной и сказал, что пришел выпить сто грамм, которые он не допил в прошлый его приход. В пять утра пить самогон, конечно, круто, но я ничего ему не сказал. Он не был ни алкоголиком,ни пьяницей и его желание выпить с утра меня удивило. Кроме этого он еще сказал, что решил удостовериться, дома ли я. Хотя и так ясно было по моему автомобилю, стоявшему около двора. Куда можно было пешком уйти из дома в селе в пять утра? Пошли вместе на кухню. Тут я вспомнил, что вчера приходил мой знакомый Володя и я ему налил стакан из килькиной бутылки. В запасе у меня ничего не было, кроме самогона-первача, который, как правило, в количестве 200-300 граммов сливают при процессе перегонки и используют потом для других нужд, в основном для медицинских. Раньше его пили в деревне и первак считался самым качественным и лучшим спиртным напитком. Дело в том, что крепость его градусов 75 , в нем содержатся все сивушные масла, которые есть в браге. Сказав Кильке, что самогон очень крепкий, я налил ему стаканчик граммов в 100 емкостью. Закуску он никогда не употреблял по причине отсутствия зубов. Я думал,что он выпьет и уйдет, а я пойду досыпать на заре, но как бы не так. Ему, видно, скучно было и он попросил меня посидеть с ним и поговорить о нашей армейской службе. Я наблюдал, какая будет его реакция, когда он пил из стаканчика почти чистый спирт. Аккуратно выпив и никак не среагировав, он присел на стул и минуту сидел молча. В это время на его лице появился здоровый румянец, глаза заблестели. Но не начав разговора о службе, он неожиданно быстро забрал бутылку со стола и положил ее в карман. Спиртное действовало на него прямо на глазах.. ."Не, балакать сёдня мы ны будым... Пиду я до дому, а то маты лаять будэ, шо ны управывся по хозяйству, та ще й пьяный прыйшов з утра. Шо оно в тэбы за самогон такый, шо я з одныеи рюмкы и пьяный???" * Я сказал, что самогон обычный, хотя и забеспокоился, что вдруг ему от него станет плохо. Килька, между тем, быстренько собрался и уехал на велике восвояси, придерживая рукой бутылку в кармане пиджака. Сон у меня пропал и я занялся повседневными делами, но о произошедшем не забыл. Меня очень беспокоило , что вдруг Килька может отравиться этим пойлом. Прошло пару дней. Кильки не было. Обычно он заходил частенько. Вдруг утром третьего дня я услышал звуки похоронного марша. Вышел за ворота и увидел, что по улице, где живет Килька (Или жил, мелькнула страшная мысль!), идет похоронная процессия с венками. Мне аж дурно стало, появились скорбные мысли, что я взял грех на душу. Побежал в дом и позвонил другу Ивану, он все, что происходит в деревне, знает всегда. Тот ответил, что умерла бабуля , ей 90 лет было. В тот же день после обеда появился Килька. Оказывается, он ездил в город к дочери. Спросил про самогон...Он его похвалил и сказал, что крепковат был, конечно, но голова от него даже не болела..."А ще в тэбы ныма такого?" ** спросил он.... И на душе у меня совсем стало спокойно и весело.

______________________
* "Нет. разговаривать сегодня мы не будем... пойду я домой, а то мать ругать будет,
    что не управился по хозяйству, да ещё и пьяный пришёл с утра. Что это у тебя за самогон такой,
    что я с одной рюмки и пьяный???"
** " А ещё у тебя нет такого?"
   

История четвёртая:

Не благодаря, а вопреки!
(Алексей Дубовской)



           Мишка, разлив водку в стаканы и устремив на меня свой единственный мутный глаз, спросил, - вот какого хрена ты сюда приехал? Родных тут у тебя, считай, никого не осталось. Друзья, кто смыться отсюда не смог, почти все давно спились и вымерли. Наших пацанов-одноклассников из десяти - в живых осталось только четверо. Я – один из них, да и то скоро от водяры сдохну. Работы никакой, только водку жрать и остаётся. Лежал вот недавно в больничке, прокапывался после запоя, так сказали, что печёнка уже вся сморщенная, а селезёнка, наоборот, как футбольный мяч. От артроза, смотри, даже пальцы рук разогнуть до конца не получается. Только стакан и могу держать. Вот я и спрашиваю тебя, чего ты сюда заявился, что ты тут забыл и что хорошего увидеть хочешь? Я даже растерялся, - ну, как? Скучаю по родине, тыщу лет не был, да и двоюродный брат Сергей давно звал. Завтра к Юрке сходить хочу, дружили ведь с самого первого класса по восьмой, пока я не уехал. Звонил, в гости приглашал. Да и с Сашкой надо бы увидеться. - К Юрке можешь не ходить. Его позавчера в психушку забрали, допился до белочек. А Сашка уже второй месяц в районном СИЗО сидит. Я в недоумении, - за что же вы здесь все пьёте, если сам говоришь, что работы никакой?. Мишка одним глотком опрокинул стакан, - нет, ну кому дров наколешь, кому огород вскопаешь, кому забор подправишь, расплачиваются самогоном, а повезёт, так и бумажками заплатят. Пенсию-то старики получают. До недавнего времени Федька хромой самогоном по дешёвке торговал. – А почему «до недавнего»? – Так милиция аппарат конфисковала и оштрафовали на пять тысяч. – А как же это случилось? Он же всю жизнь гнал, все знали, и милиция знала. Кто-то телегу накатал? – Так я сам и накатал. Не дал бутылку в долг опохмелиться, я спьяну, сдуру и накатал. Мужики, когда узнали, так меня отметелили, что две недели в реанимации лежал. Пять рёбер и сотрясение мозга. Вот тогда мне и глаз выбили. – А кто выбил? – А хрен его знает. Я же без сознания был. – Посадили кого? – Не, я в больнице и в милиции сказал, что крышу чинил и с лестницы упал. – И поверили? – А кому надо докапываться? Все свои. – Ну, а Сашка как в СИЗО попал? - Да тоже по пьяни! Он ведь пару месяцев назад нашёл в райцентре какую-то клушу. Переехал к ней. Сидели втроём с каким-то ещё хануриком и бухали. Ханурик к Сашкиной бабе полез, ну и тот его кухонным ножом… Насмерть. Больше двадцати ран насчитали. Теперь сидит в СИЗО, суда ждёт.
           Мишка замолчал, снова разливая водку в стаканы. – Да что же это делается, сидел и думал я, - куда же всё катится? Повидал, называется, друзей детства. Интересно, а что бы сейчас было со мной, не забери меня мать в восьмом классе отсюда в город? А ведь такая жизнь сегодня не только в моей родной деревне, а повсеместно. И непонятно, как жить дальше. И не видно света в конце туннеля.

           Прошло тридцать лет с тех пор, как рухнула великая страна и люди оказались предоставлены сами себе; выживай, кто как может. Не всем это удалось. Не удалось и моему корешку Мишке. Многих персонажей, о которых шла речь, уже давно нет. Но стойкий иммунитет народа ко всяким жизненным передрягам и трудностям проявился и в это непростое время. И если сейчас приедешь в село, то услышишь во дворах и пенье петухов, и блеяние овец, и хрюканье свиней, и мычание коров. Практически каждая семья держит своё приусадебное хозяйство. Хоть пенсии и скудные, но тоже выжить помогают. Молодёжь или уезжает работать в город и помогает родителям материально, или работает вахтовым методом, не отрываясь от родной земли. Как, например, мой брат Сергей. Товарищ брата Николая Иван с женой Клавой держат около семидесяти овец и десяток свиней, показывая односельчанам пример трудолюбия. Друг брата Андрей вообще переехал с женой из города в деревню. Содержит пасеку, домашнюю скотину, птицу и очень доволен своей жизнью на селе. И таких примеров много. Строятся новые, красивые дома, многие сельчане имеют личные автомобили, что раньше было большой редкостью. Рождаются детишки. Работает средняя школа. Проводятся народные гуляния, праздники, дни села. Живёт моя родина. Единственная и неповторимая. Живёт, несмотря ни на что. Живёт и будет жить. И порукой тому – особый, стойкий, закалённый исторически и неубиваемый менталитет моего народа, в основе которого лежит слоган - жить! Несмотря ни на что! И, по большому счёту, не благодаря, а вопреки!



28.04.2021


Рецензии