Немного о коррупции в советское время

Как я рассказывал выше, в соответ-ствии с Постановлением Правительства мы выполняли разработку генеральных схем комплексного развития промышленного транспорта в основных промышленных рай-онах страны.
 
В одном из городов,  так же, как и во многих других произошел забавный случай.

После завершения Генсхемы перед ее утверждением Госстроем СССР и Госпланом СССР ее экспертировали, (как и все преды-дущие и последующие Генсхемы), специали-сты Института Комплексных Транспортных Проблем Госплана СССР. Эксперты обычно выезжали на место, вместе с ними выезжал и я.
         
Перед поездкой туда я, как обычно, по-звонил секретарю нашего куратора Первого заместителя Председателя Совмина этой ав-тономной республики и попросил заброни-ровать нам места в гостинице. Я сказал, что со мной прилетят двое из института Госпла-на СССР. То ли была плохая слышимость, то ли секретаря в это время кто-то отвлек, но это дало впоследствии неожиданные по-следствия.
         
Самолет совершил посадку. Стюар-десса попросила всех пассажиров задер-жаться   и спросила:
            
- Кто здесь из Госплана СССР?
         
Мы сидим и разговариваем, не обра-щая внимания на объявление стюардессы. Она повторила еще раз, и только после это-го до меня дошло, что она имеет в виду нас.         
         
Мы вышли из самолета, около трапа стояли три черных «Волги», около первой по стойке «смирно» стояли три человека: председатель Горисполкома, секретарь нашего куратора и еще кто-то.
         
Председатель горисполкома отрапор-товал,  нас за пихнули в машины и мы по-ехали.
         
В этой командировке с нами носились, как с «писаной торбой»: нас принимали пер-вые лица республики, мы бесплатно посе-щали театры (сидели в «правительственной ложе»), в музеях для нас троих устраивали экскурсии с персональным экскурсоводом и т.п. Разумеется, наши проводы были не ме-нее торжественны. Правда, была только од-на черная "Волга".
         
Еще немного об этом.
         
Это было в начале января 1982 года. 3 января почти в конце рабочего дня меня вы-звал директор института и сказал, что завтра утром в город, расположенный в Предура-лье выезжает большая группа специалистов, работавших по генеральной схеме этого промрайона для участия в совещании и экс-пертизе нашей работы.               
Эту группу возглавляют два заместителя министров-путей сообщения и профильного. Они поедут в специальном прицепном вагоне, а для нас с еще одним сотрудником (Главный инженер проекта по механизации погрузочно-разгрузочных работ) в кассе Метрополя забронированы места в поезде Москва-Владивосток, поезжайте и выкупите билеты, и завтра в 10 часов  утра в путь. Касса наша уже закрыта вот вам из моих личных денег.
         
4 января мы с товарищем встретились на Ярославском вокзале, чтобы сесть в по-езд. Температура воздуха была за минус тридцать, и шел сильнейший снег. Направ-ляясь к поезду, мы услыхали по радио, что из-за больших снежных заносов  отправле-ние нашего поезда откладывается, (не смот-ря на то, что к этому поезду был прицеплен вагон  замминистра путей сообщения), сна-чала на час, потом еще на час, а потом до 7 вечера. Короче поезд отправился только в 22-00.

До областного центра мы доехали без при-ключений, самое интересное началось в этом центре по приезде, когда сразу же по-сле остановки поезда в наше купе ворвались три «амбала», спросив, где наши вещи, двое их схватили и помчались к выходу, а третий, схватив нас за руки, также потащил к выхо-ду, приговаривая, чтобы мы шли быстрее. На привокзальной площади нас запихнули в черную «Волгу» и куда-то повезли. Это «ку-да-то» оказался обком партии, в это время там шло совещание у первого секретаря. Так в немытом и небритом виде мы предстали перед очами высокопоставленных особ, (мы думали, что до совещания нас устроят в гос-тинице, где мы успеем привести себя в по-рядок, этого не произошло).

На совещании было принято решение, что через час спец-поездом, состоящим из трех вагонов: зам-министра, начальника отделения железной дороги и купейного, где разместилась наша братия, отправляется в район проектирова-ния, где утром должно состояться первое совещание. А пока нас всё эти же «амбалы» таким же, как и прежде образом куда-то по-везли. Это был какой-то неприметный дом. Нас провели множеством коридоров в ка-кой-то зал, где стояло несколько столиков, покрытых белоснежными скатертями, около каждого стояла девушка в переднике с меню в руках.
         
Обед оказался отменным. Когда мы хотели расплатиться, нам сказали, что все оплачено.
         

Вся командировка продолжалась дней пять. Все было оплачено: и поездка от Цен-тра до Района и обратно, а также гостиница, и трехразовое питание в гостиничном ресторане, куда нас возили с совещаний.
         

Работали мы очень плотно: нас хвали-ли и ругали одновременно, было принято множество очень важных решений, но в ко-нечном итоге, как это было при советской власти – всё «ушло в песок».
         
Хочу здесь рассказать еще об одном контакте с партийными органами, который оставил неприятный осадок.
         
Опять сразу после нового года, 3 янва-ря, не помню, 1983 или1984 года меня вы-звал к себе директор института:
         
- Мне передали из Госстроя СССР письмо *** обкома партии с просьбой разра-ботать генеральную схему транспорта их промрайона.
         
- Дмитрий Семенович, Вы же знаете, что, когда мы разрабатывали «ТЭО разра-ботки генеральных схем», мы рассматрива-ли этот вопрос и обнаружили, что в этом промрайоне нет вопросов, которые мы ре-шаем в такого рода работах.
         
- Я знаю, но что я могу делать. Вот письмо, вот резолюция. Поезжай туда и раз-берись. Как ты решишь, так и будет. Выез-жай завтра утром, а сейчас я туда позвоню.
         
Назавтра утром я отправился на вокзал, на улице было около минус 35;С, но я был хорошо одет, под теплым пальто у меня был толстый индийский свитер. Ехал я в электричке, как назло, в вагоне было испорчено отопление, и все почти четыре часа я ехал в страшном холоде. Наконец приехал. Найти Обком, было пару пустяков, каждая собака могла подсказать, как его найти.               

- Ваш партбилет, - спросили меня при входе.               

- Я беспартийный, вот мой паспорт, мне должны были заказать пропуск товарищ, назовем его )*, (сто лет не знать мне его и его фамилии).               

- Вот, пожалуйста, пропуск, второй этаж кабинет №...

Раздеваюсь, поднимаюсь, нахожу кабинет, стучусь, минут пять жду. Наконец, из-за две-ри выглядывает морда, трудно сказать, что человеческая, скорее человекоподобная.               

- Вы товарищ )*?                - А тебе какое дело?                - Я из Москвы.                - Это тебя мы вызывали?                - Не вызывали, а приглашали, не тебя, а Вас.                - Вы знаете, где Вы находитесь?                - Догадываюсь.                - Тогда, почему Вы в свитере, а не в костюме с галстуком? В обком приходят только в таком виде,
 
- и все это на пороге кабинета, внутрь пока не приглашает.               
- Я не член партии, по обкомам не хожу. Но мне рассказывали, что в обкоме работают обычно очень интеллигентные люди, кото-рые, когда кого-нибудь приглашают иного-роднего, предварительно заказывают ему номер в гостинице и дают время привести себя в порядок.               

- Ну, ладно, заходите. Поставьте Ваш порт-фель вон туда, а пока я Вас провожу в нашу столовую, – проводил он меня в столовую, причем не в общий зал, и конечно, не для высшего состава, а в зал для заведующих отделов.               

Чего там только не было, витрины буфета ломились от разнообразия продуктов, даже о которых мы давно забыли. Меню на трех страницах, как в лучших ресторанах, (и это всё в начале восьмидесятых годов, когда полки в магазинах были абсолютно пусты, а в общественных столовых кроме кислых щей и протухшей рыбы больше ничего не было). Обслуживали официантки, у которых мой визави мог бы поучиться культуре че-ловеческого общения.      

Пообедав на славу, я вернулся в кабинет.               

- Ну как Вам наша столовая? - спросил он, как-будто, это была его заслуга в том, что столовая именно такая.               

- Если бы такие столовые были бы в городе, а не только в обкоме...               

- Ладно, с Вами нельзя разговаривать, так с чем Вы к нам пожаловали?               

Я высказал все свои доводы, что такие работы для их города, где преимущественно крупные предприятия, мы не выполняем. Это эффективно для городов с мелкими и средней величины заводами. Я предложил за меньшую сумму выполнить другого рода работу, полезную городу. Он, по-моему, ма-ло, что смыслил в том, что я говорил, хотя это был транспортный отдел.               

- А почему Вы выполнили работы для наших соседей?                - Потому что там совсем другая ситуация. Вот у других соседей мы тоже не выполня-ем.                - Ладно, завтра на работу выходит заведую-щий отделом транспорта и связи, вот ему все это и расскажете.               

В гостиницу меня устроили только в 20.00, но номер был отличный.
 Назавтра утром я пришел в Обком уже при галстуке, и мой внешний вид уже не обсуж-дался. 

Завотделом оказался полной противопо-ложностью своего инструктора, пожилой ин-теллигентный человек. Принял он меня радушно. Я повторил все аргументы против та-кой «схемы» и он меня понял, но сказал:

- Я Вас понял и полностью с Вами согласен. Но войдите в мое положение. На днях наш Первый был на зональном совещании и услыхал там, что соседи хвалятся, что они  добились у Госстроя за госстроевские  день-ги выполнить такую работу. Он меня вызвал и сказал, что если у нас не будет такой рабо-ты, он отправит меня на пенсию досрочно без выходного пособия.

- Хорошо, мы приступим к выполнению этой работы, - пожалев его, я успокоил завотде-лом, - но мы оставляем за собой право, в любой момент ее остановить из-за бесполезности.               

- Большое спасибо, а вот товарищ )* будет оказывать Вам всяческую помощь.
Поговорив еще несколько минут по технике выполнения работы, мы распрощались, и я уехал в Москву.

Через месяц я выехал в этот город  с представителем института - субподрядчика и еще с од-ной нашей сотрудницей. Целью нашей поездки было провести совещание с участием ответственных представителей основных предприятий города, рассказать им о сути работы и раздать анкеты обследования транспорта.               

На совещание собралось около 200 человек, преимущественно люди солидные. Я все рассказал, раздали анкеты, я пояснил, как их заполнить, ответил на все вопросы и, за-крывая совещание, выступил товарищ  )*:               

 - Вот приехали к нам гости из Москвы, они приехали не работать, они приехали похо-дить по нашим музеям, в общем отдохнуть. Это же бездельники, мы знаем таких. Вот так мы и будем относиться к предстоящей работе...         

 Услыхав все это мы просто опешили. После совещания я спросил у *:                - Вы нас хорошо знаете, что дали во все-услышание такую характеристику? Мы с Ва-ми уже работали, и Вы остались недоволь-ны нашей работой?               

- В прошлом году были ваши сотрудники и вели себя именно так, как я сказал. Все вы одинаковые...               

- Так вот, дорогой товарищ  )*, сейчас уже поздно говорить, Госстрой открыл финан-сирование и мы начнем работать, но я при-ложу все свои усилия и возможности, чтобы прекратить эту работу, как можно быстрее...                Впоследствии, начав выполнение этой ра-боты, мы уже контактировали с работниками Горкома.               

О  )* говорили, что это выскочка из деревни, с низким культурным и умственным разви-тием, но имеет где-то «лохматую лапу», он всячески подсиживает свое начальство и рассчитывает занять его место.               

Мне стоило больших трудов, писанины и не-рвов, но выполнив примерно на 70-75% эту работу, мы ее все-таки прекратили.


Рецензии