Свобода воли может объяснить обращение грешников?

МОЖЕТ ЛИ СВОБОДА ВОЛИ ОБЪЯСНИТЬ ОБРАЩЕНИЕ ГРЕШНИКОВ?
Скотт Кристенсен

Сколько раз вы слышали, как кто-то говорил: “Я выбрал Христа по своей собственной воле"? Во многих евангельских кругах такое представление настолько самоочевидно, что вошло в поговорку. “Ну, конечно, мы должны проявить нашу свободную волю, чтобы спастись!” Так гласит общепринятая мудрость. Христиане произносят фразу "свободная воля" примерно с такой же легкостью Том Брэди бросает футбольные мячи Робу Гронковски. Но действительно ли большинство из них имеют какое-либо представление о том, что они имеют в виду, когда принимают понятия, стоящие за этими лоснящимися от употребления словами? Свобода воли является частью общепринятого языка арминианского богословия, и те, кто использует его с некоторой изощренностью, имеют в виду нечто подобное тому, что выдвигают философы и что известно как либертарианство. И нет, мы говорим не о Гэри Джонсоне! С другой стороны, кальвинисты обычно пренебрежительно относятся к использованию этого термина, избегая его, как бедствия Черной Смерти. Но, конечно, арминианство и его многочисленные приемные дети верят, что кальвинизм накладывает смертельную хватку на свободу и ответственность людей. По их мнению, ужасные кальвинисты отправили бы всех людей в огромное королевство дроидов. Это правда?
Сегодня своего рода скромный ренессанс происходит с малоизвестной разновидностью кальвинистской мысли, которая, хотя и противостоит либертарианскому импульсу арминианства, охватывает совершенно другой вид свободы. Это направление известно как компатибилизм и служит полезным способом сформулировать то, что Библия действительно говорит об этом скользком понятии свободы воли. Это понимание Божественного суверенитета и человеческой ответственности было наиболее четко сформулировано в великолепном томе Джонатана Эдвардса "Свобода воли". Эдвардс подхватил обсуждение там, где Лютер и Кальвин остановились на своих тщательно проработанных работах на эту тему. Конечно, все они стояли на плечах Августина, когда он пытался разобраться с библейским текстом.
В нижеследующем я предлагаю смиренную оду размышлениям этих богословских гигантов о сложных вопросах, которые окружают верховенство Бога во спасении и о том, что происходит с грешниками, обращенными ко Христу. Чтобы понять динамику обращения, нужно понять часто игнорируемую доктрину возрождения. Я полагаю, что возрождение не только плохо продумано в арминианской теологии, она отводит мало смысла тому, как мы понимаем чудо преображени, которое происходит, когда грешник входит в славное царство Христа. Это сверхъестественное превращение может быть объяснено только кальвинистской интерпретацией соответствующих библейских данных. Более того, только кальвинистский компатибилизм может разобраться в головоломках, которые мешают нашему пониманию напряженности, существующей между абсолютным Божественным суверенитетом, с одной стороны, и человеческой свободой и ответственностью, с другой. Давайте сначала рассмотрим некоторые определяющие моменты.

Либертарианство и совместимость

Либертарианство придерживается двух основных понятий. Во-первых, для него несомненно, что наш выбор как человеческих существ никоим образом не может определяться ничем, кроме автономной силы индивидуальной воли. Никакие внешние влияния любого рода не должны обладать достаточной определяющей силой, чтобы заставить нас сделать тот или иной выбор. Даже наши внутренние размышления, желания, мотивы, предпочтения, а что нет, не являются достаточными причинами для выбора, который мы делаем. И, конечно, Сам Бог не может вмешиваться в человеческую волю, чтобы определять любой наш выбор; в противном случае мы не можем быть ни свободными, ни ответственными в принятии этих решений.
Второй фундаментальный принцип либертарианства известен как свобода выбора противоположного. Это просто означает, что независимо от того, какой выбор человек делает, чтобы быть по-настоящему свободным, альтернативный выбор должен быть реальной возможностью и быть осуществимым с одинаковой легкостью. Так, например, для того, чтобы человек мог осуществить свободный и осмысленный выбор верить во Христа ради спасения, он должен быть в равной степени способен принять решение не верить. Без этой беспрепятственной беспристрастности в выборе, считают арминиане,  люди не могут нести ответственность за свой выбор.
У этого понятия свободы воли есть много серьезных проблем с практической, философской и особенно богословской точки зрения, но я не буду здесь описывать эти проблемы. Я направляю людей к моей книге по этому вопросу "Как насчет свободы воли?".  Вместо этого я хотел бы рассмотреть положительный довод в пользу альтернативного взгляда на свободу, основанного на тщательном исследовании библейского свидетельства. Библия охватывает взгляд на человеческий выбор, который сочетается с совместимостью. Библейски сформулированный компатибилизм утверждает, что свободный и ответственный выбор совместим с Богом, Который также суверенно определяет, что мы выберем или не выберем. Другими словами, каждому нашему выбору есть двойное объяснение. Бог является основной, но отдаленной причиной нашего выбора, в то время как мы, люди, являемся вторичной, но непосредственной причиной этого выбора.
Теперь, если кто-то не склонен думать, что Бог скрупулезно властен во всем -хорошо, на какую страницу Библии вы хотели бы сослаться? Я рассматриваю это как одно из немногих действительно бесспорных предположений в вопросах, которые стоят перед нами.

Три совместимые механики человеческого выбора

Прежде чем я рассмотрю теологию обращения, важно понять понятие выбора с чисто человеческой стороны уравнения совместимости, которое я изложил. Это помогает определить, как наш выбор определяется не просто с Божией точки зрения, но с временной, ситуационной и личной точки зрения того, что происходит в наших внутренних способностях. Три важных положения подтверждаются компатибилистским взглядом на человеческий выбор.
Во-первых, мы всегда выбираем то, что хотим выбрать. Никто никогда не делает выбор, который он не хочет делать. Это аксиома. Но сразу же некоторые поднимут здесь вопрос. Разве на самом деле мы иногда не выбираем то, что не хотим выбирать? Маленький Билли иногда убирает свою комнату, хотя ему это не нравится. Невероятно, но он может и часто делает то, чего не хочет делать. Разве мы не согласились бы, что в этом есть доля правды? Но разве это не показывает, что либертарианские представления о противоположном выборе побеждают?
Не совсем так. Когда вы изучите этот вопрос поближе, вы обнаружите, что существуют определяющие причины, по которым человек делает выбор, иначе они бы люди этого не сделали. Мы никогда не стоим на развилке дорог и не выбираем то одно, то другое направление без какой-то особой причины, даже если эти причины не особенно сильны. Это не то, во что либертарианцы и арминиане хотели бы, чтобы мы верили, но я думаю, что легко показать, что они ошибаются. В случае маленького Билли с грязной комнатой, возможно, добрый старый папа стоял у него за спиной с угрозой засадить в сарай; и поэтому у по-настоящему испуганного мальчика была веская причина собрать свое раскиданное "Лего". Билли хотел прибраться в своей комнате, потому что ему не нужна была альтернатива!
Давайте поставим вопрос по-другому. Вы можете проанализировать каждый свой выбор, и вы обнаружите, что всегда выбираете то, что, по вашему мнению, отвечает вашим наилучшим интересам в момент выбора. Вперед! Придумайте что-нибудь. Мы никогда не выбираем то, что, по нашему мнению, может причинить нам вред. Блез Паскаль хорошо это сказал: "Все люди стремятся к счастью. Все без исключения. Какие бы различные средства они ни использовали, все они стремятся к этой цели ... Воля никогда не делает ни малейшего шага, кроме как к этой цели. Это мотив каждого поступка каждого человека, даже тех, кто вешается".
Даже люди, решившие покончить с собой, заблуждаются, думая в этот трагический момент, что смерть от самоубийства - лучший выбор для них. Они думают, что это принесет им пользу. Конечно, это не принесет им пользы, но мы часто заблуждаемся относительно того, что действительно приносит пользу. Грех, искушение и обман очень крепко держатся за руки.
Этот принцип личной заинтересованности заложен во второй величайшей заповеди - любить ближнего как самого себя. Делая это заявление (и другие подобные ему), Библия предполагает, что у нас есть естественная любовь к себе - естественный интерес к нашему собственному счастью и к принятию решений, которые, по нашему мнению, приносят нам пользу. Конечно, в принципе в этом нет ничего плохого, если наш выбор действительно отвечает нашим наилучшим интересам. Только Бог может определить выбор, который отвечает нашим наилучшим интересам. Мы не сохраняем за собой этой прерогативы. То, что приносит Ему славу, всегда приносит нам наибольшую пользу и последующее счастье. Когда нас вводит в заблуждение то, что приносит нам славу (истинное определение эгоизма),  мы действительно страдаем от своего выбора.
Во-вторых, совместимость говорит о том, что все наши решения определяются нашими мотивами и желаниями. Сейчас существует множество условий, внешних и внутренних по отношению к нам, которые могут влиять на наши мотивы и желания, но когда все сказано и сделано, мы никогда не действуем против этих мотивов - в частности, самых сильных. Если возникает противоположный выбор, у него всегда будут свои особые веские причины. Люди не поступают случайным образом. Даже если мы проанализируем так называемые поступки волей-неволей, которые мы совершаем, мы обнаружим, что существует какой-то скрытый  фактор, который в достаточной степени объясняет направление, в котором мы движемся. Большую часть дня мы едва осознаем причины, которые определяют большинство наших решений. Но давайте еще раз подумаем о Билли. Причина, по которой он убирает свою комнату, когда ему это не нравится, заключается в том, что им движет угроза наказания, если он этого не сделает. Конечно, возможно, он достаточно храбр, чтобы проверить решимость своего отца, но это просто указало бы на другой набор достаточных причин для этого. Каждый мальчик время от времени думает, что ему сойдет с рук хлам в грязной спальне. Храбрость может быть упрямой вещью. Дело в том, что вы можете анализировать все свои решения по тому, что вас мотивирует. Самые сильные мотивы, лежащие в основе восприятия того, что в ваших интересах в момент выбора, - это то, что определяет ваш выбор.
Но здесь есть третий очень важный компонент. И в этом случае мы особенно обеспокоены нашим моральным и духовным выбором. Это то, о чем в первую очередь заботится Библия, и поэтому именно этому мы должны уделять самое пристальное внимание. Что побуждает нас делать моральный и духовный выбор? Откуда берутся мотивы для такого выбора? Они исходят из нашей фундаментальной природы как человеческих существ. В этой связи, когда Библия использует слово “сердце”, оно часто имеет в виду нашу фундаментальную нравственную и духовную предрасположенность как человеческих существ. Соломон говорит: “Берегите свое сердце со всем усердием, ибо из него текут источники жизни” (Притч. 4:23). Сердце здесь представляет нашу основную природу. Это центр управления нашей жизнью, и из самого сердца вытекает ход решений, которые мы принимаем в отношении жизни.

Падшая природа человечества

Но каково состояние нашего сердца? Апостол Павел говорит нам, что мы унаследовали греховную природу от Адама (Рим. 5:12-19). Это означает коренным образом испорченное сердце. Подумайте о том, что здесь сказано в Библии: “Сердце коварнее всего остального и отчаянно испорчено; кто может это понять?” (Иер. 17:9). Павел наставляет верующих Ефесян “больше не ходить так, как ходят язычники [неверующие], в тщете своего ума, будучи затемненными в своем понимании, исключенными из жизни Божьей из-за невежества, которое в них, из-за жестокосердия” (Еф. 4:17 KJV). Обратите внимание, что здесь ожесточается не только сердце, в котором лежат наши основные привязанности и желания; но и наша природа в самой основе включает в себя наши умы, которые действуют в тщете, пустоте и никчемности в отношении духовных вещей. Это состояние каждого человека, который живет отдельно от святых источников жизни Божьей.
Павел говорит об этом по-другому, когда говорит: “Разум, сосредоточенный на плоти [греховной природе], враждебен Богу; ибо он не подчиняется закону Божьему, ибо он даже не способен сделать это, и те, кто во плоти, не могут угодить Богу” (Рим. 8:7). Природа греха враждебна Богу и вещам Божьим. Она не хочет повиноваться моральным императивам Бога таким образом, чтобы это приносило только Ему славу (Рим. 3:23). Таким образом, мы не можем угодить Богу в нашем естественном греховном состоянии. На самом деле, Павел говорит, что мы даже не в состоянии этого сделать. Как грешники, зараженные проклятием Адама, мы не хотим и не можем делать все, что угодно Богу и прославляет Бога. Все наши лучшие попытки быть добрыми подобны грязным тряпкам (Ис. 64:6), запятнанным всеми темными делами греха, которые могут придумать наши сердца.
Более того, мы ничего не можем сделать, чтобы изменить наше отчаянное положение. Пророк говорит: “Может ли эфиоп изменить свою кожу или леопард-свои пятна? Тогда и вы сможете творить добро тем, кто привык творить зло” (Иер. 13:23). Иисус говорит то же самое, используя некоторые другие метафоры: "Либо сделай дерево хорошим и его плоды хорошими, либо сделай дерево плохим и его плоды плохими; ибо дерево познается по его плодам. Вы, выводок гадюк, как можете вы, будучи злыми, делать то, что хорошо? Ибо уста говорят из того, что наполняет сердце. Добрый человек извлекает из своего доброго сокровища то, что есть добро, а злой человек извлекает из своего злого сокровища то, что есть зло". (Мтф. 12:33-35).
Иисус использует идею дерева, чтобы представить основную природу человеческих существ. Есть либо хорошие деревья, либо плохие. Это либо деревья, которые ядовиты и дают ядовитые плоды, либо  хорошие деревья, которые дают хорошие, питательные плоды. Чтобы дерево приносило хорошие плоды, его нужно сделать хорошим. Оно должна претерпеть радикальную трансформацию. Сердце либо полно добрых сокровищ, либо злых. Иисус резюмирует то, что говорит нам библейски ориентированный компатибилистский взгляд на человеческую волю. Если у вас испорченная природа, то у вас будут только испорченные желания и мотивы, которые порождают испорченный выбор. Вот вопрос жизненной важности, вытекающий отсюда: что должно произойти, чтобы дерево стало хорошим?

Нужда в возрождении природы

У нас есть потребность в возрожденной природе. Во  Послании к Ефесянам Павел очень наглядно описывает трансформацию, происходящую в грешнике, который превращается в последователя Христа. Он начинает с описания дохристианского состояния своих читателей. И вы были мертвы в своих преступлениях и грехах, в которых вы прежде ходили путями этого мира, согласно князю силы воздушной, духу, который сейчас действует в сынах непослушания. Среди них мы тоже все когда-то жили в похотях нашей плоти, потакая желаниям плоти и разума, и были по природе детьми гнева, как и все остальные" (Еф. 2:1-3 KJV).
Нерожденные мертвы в преступлениях и грехах. Их духовная тишина - это каменная холодная смерть. В них преобладают темные замыслы плоти - греховная природа, которую мы унаследовали от Адама и которой мы свободно и с радостью предавались. Да, сатана, князь силы воздушной, имеет мощную власть над грешниками, но каждый грешник добровольно (свободно, мы могли бы добавить) следует за зловещими заговорами дьявола, направленными на то, чтобы спровоцировать людей на неповиновение нравственной воле Бога. Грешные люди не могут поступить иначе, несмотря на протесты арминиан, которые поддерживают иллюзорную свободу противоположного выбора. Те, кого мы могли бы считать обычными людьми, которые ведут обычный образ жизни, не имея склонности к духовным вещам, скорее,  по своей природе дети Божественного гнева. Все люди рождаются детьми гнева и сразу же порабощаются своей греховной природой (Пс. 51:5; Иоан. 8:34). Рожденные духовно мертвыми усеивают весь ландшафт мира.
Имея в виду эти рамки человеческой порочности, рассмотрим следующий вопрос. Мог ли кто-нибудь покаяться в своем грехе и уверовать во Христа, будучи порабощенным этим состоянием? Многим арминианам нравится думать, что наше состояние как неверующих-это не духовная смерть, а духовная слабость или болезнь. В нашем болезненном состоянии в наших душах все еще есть искра духовности. Мы все еще можем обратиться ко Христу за спасением, хотя и слабо. Конечно, Божественная благодать необходима в этой схеме, но ее недостаточно для получения спасения. Все зависит от либертарианской свободной воли человека.
Но этот сценарий просто не соответствует картине нашей человеческой порочности. Отчаянный список наших проблем в Рим. 3:9-18 говорит об обратном. Никто из тех, кто живет под проклятием греха, не является добрым или праведным (ст. 10, 12). Ни у кого нет способностей или набора мотивов, по которым они ищут истинного Бога (ст. 11). Все они отвернулись от Него на пути саморазрушения (ст. 12, 16). Грешник не имеет никакого отношения к святому Богу (ст. 18). Такие люди не в состоянии покаяться в своих грехах или проявлять веру во Христа. Мы действительно могли бы сказать, что они свободны, но в то же время они явно находятся в рабстве. Они свободно выбирают в соответствии с порочными желаниями своей порочной природы и не могут поступить иначе. Они не могут бросить вызов своей природе, но важно отметить, что они не хотят бросать ей вызов. Вот почему свобода воли должна определяться не более широко, чем выбор в соответствии с самыми непреодолимыми желаниями. У неверующего нет желаний ни к чему, кроме того, что диктует его греховная природа.
Задумайтесь на мгновение о последствиях этого. Почему некоторые люди верят в Евангелие, а другие нет? Разве мы не сказали бы, что вера и покаяние - это нравственно хорошие и прославляющие Бога действия? На самом деле, разве мы не сказали бы, что эти действия представляют собой кульминацию морально правильного выбора? Что может быть лучше, чем упасть на колени перед святым Богом в сокрушении и полном раскаянии; смиренно признать глубину своей порочности; и увидеть, что вера в чудесного Христа, Который пожертвовал Своей жизнью в качестве искупительной жертвы, чтобы простить такую порочность, является вашей единственной надеждой? Аналогичным образом, разве мы не сказали бы, что услышать ясное и сильное послание Евангелия, милости Божьей и прощения грехов, а затем отвернуться от этого послания в неверии - разве это не равносильно самому вопиющему из грехов? Но что заставляет человека каяться в своих грехах и уповать на прощение Христа? Является ли это чем-то, что исходит из его  собственной доброй натуры? Конечно, нет, если только мы не хотим отрицать врожденную греховность человеческих существ, когда это так ясно описывает Библия. Плохие деревья не приносят хороших плодов. Что-то должно измениться. Должно произойти что-то радикальное; что-то, что приводит к добродетельным действиям, заключающимся в покаянии в грехе, чтобы доверить свои желания и привязанности славному Спасителю. Прежде чем можно будет сделать такой выбор, должна произойти радикальная трансформация нашей природы. Это подводит нас к основному принципу обращения, доктрине возрождения.

Учение о возрождении и обращении

Именно это имеет в виду Павел, когда мы далее рассматриваем ход его мыслей в Послании к Еф. 2. После описания дохристианского состояния людей (ст. 1-3) он продолжает описывать эту славную трансформацию возрождения: "Но Бог, будучи богат милостью, благодаря Своей великой любви, которой Он возлюбил нас, даже когда мы были мертвы в наших преступлениях, сделал нас живыми вместе со Христом (благодатью вы спасены), и воскресил нас с Ним, и посадил нас с Ним на небесах во Христе Иисусе, чтобы в грядущие века Он мог показать превосходящее богатство Своей благодати в доброте к нам во Христе Иисусе. (Еф. 2:4-7).
Верующий во Христа прошел путь от смерти к жизни. Как это произошло? Было ли это потому, что у грешников хватило здравого смысла взять свои мертвые души и вдохнуть в них новую жизнь? Нет, люди не смогли бы этого сделать, даже если бы у них было такое желание. Это была милость Всевышнего Бога к мерзким мертвым грешникам. Это было великолепие Его любви к своим избранным, даже когда они оставались мертвыми во грехе, в невозмутимом состоянии, постоянно отворачиваясь от Бога, презирая Его моральные императивы, шли своим путем, потакая развращенным желаниям своих сердец. Бог в Своей богатой милости и великой любви остановил призванных Им грешников на их пути, и он вдохнул в них новую жизнь.
Павел говорит в другом месте: “Он спас нас не на основании дел, которые мы совершили в праведности, но по Своей милости, омовением возрождения и обновления Святым Духом, которого Он обильно излил на нас через Иисуса Христа, нашего Спасителя” (Тит 3:5). Петр радуется подобным словам: “Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который по Своей великой милости дал нам возродиться к живой надежде через воскресение Иисуса Христа из мертвых” (1 Пет. 1:3). Мы не заставляли себя рождаться свыше, это сделал Бог. Никто не является причиной собственного рождения. И все же без этой новой жизни у нас не было бы той живой надежды, о которой говорят Петр и Павел. Что еще более важно, в нашем состоянии мы не могли выбрать покаяние и веру.
Помните наш основной тезис о способности выбора. Мы всегда выбираем то, что хотим выбрать, и то, что мы хотим выбрать, - это то, что, по нашему мнению, отвечает нашим наилучшим интересам. Более того, нравственные и духовные поступки, которые мы хотим выбрать, коренятся в наших самых непреодолимых желаниях и мотивах. Но они неразрывно связаны с нашей основной духовной природой. Если у нас духовно мертвая, неразрешимая испорченная природа, то у нас будут только испорченные мотивы, которые приводят к испорченному выбору. Чтобы сделать хороший, угодный Богу, прославляющий Бога моральный и духовный выбор, мы должны иметь новую природу, заложенную в нас. Как Бог говорит Израилю через пророка Иезекииля: Тогда Я окроплю вас чистой водой, и вы будете чисты; Я очищу вас от всей вашей скверны и от всех ваших идолов. Более того, Я дам вам  новое сердце и вложу в вас новый дух; и Я удалю каменное сердце из вашей плоти и дам вам сердце из плоти. Я вложу в вас Свой Дух и заставлю вас следовать Моим уставам, и вы будете тщательно соблюдать Мои таинства (Иез. 36:25-27).
Бог делает это по благодати, которая проистекает из Его собственной суверенной свободы. Конечно, мы раскаиваемся в своем грехе и доверяем Христу через акт нашего собственного выбора, свободно и добровольно. Но мы бы никогда этого не сделали, если бы не произошли изменения в нашей природе. Это то, чего мы не можем сделать. Мы полностью пассивны, когда Бог заменяет наше каменное сердце мягким, податливым, чистым, добрым сердцем, в котором затем внезапно возникает желание спасения, которого у него никогда раньше не было. Затем наше обновленное сердце активно выбирает спасение в ответ на эти новые желания, будучи свободно от Божьего принуждения, ничем не стесненное, оно делает выбор совершенно добровольно и все же в полном согласии с верховным Богом, Который сделал Свой выбор первым.
И это возвращает нас к нашему уравнению совместимости. Бог является основной Причиной наших действий, не в меньшей степени в обычной повседневной жизни, но особенно в том, что касается нашего духовного преображения. Но это каким-то образом не отменяет наш ответственный и свободно сделанный выбор. Божественный суверенитет никогда не следует приравнивать к фатализму - явно языческому понятию. Мы не безжизненные марионетки, болтающиеся на веревочках. Мы - ответственные существа, которые участвуют в Его истории в необходимой связи причины и следствия. Возрождение - это сверхъестественная сторона медали, которая инициирует дело спасения. Обращение - это результат, естественная и человеческая сторона медали, посредством которой мы с верой и покаянием откликаемся на действенное призвание Духа (Иоанна 6:44; 2 Тим. 1:9). Таким образом, спасительная благодать, присущая возрождению, должна предшествовать вере.
В возрождении наша воля пассивна. В обращении они активна. Другими словами, возрождение является основной причиной нашего прихода ко Христу. Обращение - это вторичная причина. Божья работа по преобразованию нашей природы и наполнению ее новой жизнью в значительной степени безмолвна и незаметна, в то время как наша реакция на обращение, очевидно, осязаема и осознанна. Приоритет возрождения - это единственный способ понять благодатную природу спасения. Это единственный способ, который мешает нам хвастаться и брать кредит там, где его не должно быть (1 Кор. 1:26-31). Честь и хвала предназначены только для Бога. Но какую привилегию Он оказал нам, приняв это удивительно уникальное, личное и прекрасное участие в чуде спасения! Это чистая радость - быть актером в великой истории искупления Божественного Драматурга.
Это понимание Божественного суверенитета и человеческой ответственности поднимает много вопросов, которые выходят далеко за рамки обращения грешников. Эта двойная матрица для объяснения божественных и человеческих действий пронизывает все Священное Писание и затрагивает такие вопросы, как освящение, молитва, благовестие, проблема зла и многое другое. Я призываю вас более подробно изучить эти вопросы в моей книге " Как насчет свободы воли?".

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии