Н. Советная. Память движущая сила народного единен

Память – движущая сила  народного единения

(Отклик на Заявление Союза писателей Беларуси против реабилитации фашизма и фальсификации истории)

Я из поколения тех, кто родился в пятидесятых, когда отзвуки войны ещё не затихли.  Мои ровесники не просто много читали о Великой Отечественной, они были детьми и внуками победителей, выросли на  их рассказах о сражениях и оккупации. В городе Городке Витебской области, где я окончила десятилетку, моими учителями были фронтовики, партизаны, подпольщики. Отец подружки-одноклассницы – партизанский командир Киреёнок Сергей Фёдорович, отец одноклассника – руководитель молодёжного подполья в Плюссе Псковской области, партизан, разведчик Григорьев Игорь Николаевич. Сиваковы, соседи моей бабушки, прятали в подвале раненного танкиста, а тётя Рая, сестра моего деда Егора,  тайком выхаживала раненого лётчика, скрывая его на чердаке. Дед по матери, рядовой красноармеец Егор Степанович Шалыгин, скончался от ран в госпитале, в городе Торопце.  Дед по отцу,  Булаев Евсевий Михайлович, ушёл на фронт в первые дни войны и пропал без вести, по другим сведениям – погиб под Смоленском. Его старший сын Василий, лейтенант, погиб под Витебском в боях 1941 года.
Деревня Подранда, из которой родом бабушка Евдокия Федотовна, сожжена в 1942 году вместе с жителями. На Городокщине, по последним данным, фашистами уничтожено около 300 деревень, а погиб почти каждый второй.
Моё  поколение не знало войны, но память о ней живёт в нас на генетическом уровне. Это память не только о боли и страданиях, она ещё о Победе. Хотелось бы подчеркнуть – общей Победе героического народа огромной страны, Союза Советских Социалистических Республик.
 К сожалению, за тридцать  лет существования самостоятельных государств бывших республик СССР выросло новое поколение, для которого наше прошлое с общей Родиной – как история древнего мира. Однако именно в этой истории была  Великая Победа в Отечественной войне 1941-45 годов. Мне кажется, что намечавшаяся до недавнего времени тенденция отмежевания от общей войны и общей победы, условно разделявшая события  на их (русских) и наши (белорусов), сыграла весьма негативную роль в воспитании молодёжи, и повлияла на систему мировоззренческих отношений  зрелых поколений.
Поэтому нынешняя задача писателей, которые помнят общую Родину, и являются наследниками героических отцов и дедов, сохранить ту живую правду, большую правду жизни, чтобы передать её  нашим детям и внукам. Эту мысль замечательно развил в книге «Я не погиб подо Ржевом. Завещание отца» писатель, журналист Виталий Синенко, родом из Борисова.
Он обратил внимание, что именно БОЛЬШУЮ ПРАВДУ ЖИЗНИ мы обязаны сохранить и донести следующим поколениям. Маленькая правда, это, к примеру, предательство, на которое решались либо люди слабые, либо изначально враждебные. Большая правда – массовый героизм нашего народа. Большая правда жизни – это бочка мёда, маленькая правда факта – та ложка дёгтя, которую используют, чтобы испортить весь мёд. Высасывание и смакование грязи, попытка возвести её до высот большой правды жизни – это тоже своего рода предательство.
Уехавший когда-то в Америку писатель Довлатов писал-жаловался, что его в Союзе унижала необходимость лебезить перед продавщицей за триста граммов колбасы. Но ведь это был его личный выбор: унижаться, заискивать, лебезить или сохранить человеческое достоинство. Это выбор личности, души, духа. Довлатов же маленькую правду факта личного унижения использовал для удара по Родине, стране, государству. И это тоже был его выбор. Расцениваю это, как предательство. Потому что именно такие произведения обладают силой той капли, которая точит незащищённые души молодых.   
Работая над книгой повестей и рассказов «Затаённое слово, я много общалась с земляками, пережившими войну. Все они с болью твердили: «Нельзя быть предателем!».
Память о пережитом в годы Великой Отечественной должна звучать. Неприятие фашизма, как в любом его проявлении, так и в любой стране,  может стать и становится движущей силой к народному единению.
Советная Н.В., член СП Беларуси, Минское городское отделение.


Рецензии