Наталья Советная. Глубокое предвосхищенье чуда
Строки из стихотворения «Летит ко мне поморский голубок», вынесенные в заглавие, точно выражают суть поэзии Алексея Гушана, представленной им в книге «Вкруг солнца» (М., 2019). Она наполнена чувством ожидания!
Сначала автор, а вместе с ним и читатель спокойно, умудрённо ждут зиму: «…Морозы, как известно, впереди («Первозимье»). Поживём, поглядим, помолчим («В декабре»)».
С наступлением сурового «глухозимья» начинает волноваться душа предчувствием весны, замечая даже не признаки её, всего лишь намёки: «Пробивается просинь. Лампады в Раю зажигают, Потому-то на сторону света пошёл перевес. Перевес на весну! («Глухозимье»).
А встретив её, и в быстротечности времени (потому что «Весна, как птаха, выпорхнет из рук…» («На вознесенье Господне»), с сожалением теряя весенние дары, словно отцветающую сирень («На духов день»), поэт уже нетерпеливо зовёт запозднившееся лето: «Ты приходи к нам, летнее тепло! («Коротко о погоде»). И подсказывает, напоминает: «Согрейте сердце ближнего и солнышко отыщется» («В поисках солнца»).
Крутится-вертится веретено жизни, мелькают дни за днями, вспыхивает золотыми бусинками в зелёной листве тревожное ожидание осени:
…Мне нашептал [медовый дурман Приоятья – Н.С.], что на том берегу
За угором аукает осень…
Но под летнее пение сосен
Я поверить ему не могу.
Вот и свершился вечный круг – всего один оборот Земли вокруг солнца. И снова предощущение близкой, но ещё только угадываемой зимы, её дыхания:
…По земле туман рассветный стелется,
Дым печной струится в небеса…
(«По земле туман рассветный стелется…»).
Однако сам поэт предупреждает во вступительной статье: «…книга «Вкруг солнца» – это моя попытка вступиться за то, о чём болит душа и о чём она поёт, за то, что жизненно важно для меня!». Он просит, обращаясь к читателю, «немного потрудиться и открыть новые, потаённые смыслы».
В стихах Алексея Гушана такие смыслы есть! Они гораздо значительнее простой смены времён года. Не зря поэт восклицает: «Как прекрасно и удивительно насыщенно бытие! И хочется познать все тайны, все глубины его. Хочется почувствовать себя частичкой этих тайн, этой глубины, создавая неповторимый калейдоскоп жизни, наполняя смыслом каждое её мгновение».
Не случайно Алексей Гушан стал победителем международного конкурса лирико-патриотической поэзии имени поэта и воина Игоря Григорьева (1923-1996) «Ничего душе не надо, кроме родины и неба» (2015). Ведь он ожидает даже естественных природных чудес, как влюблённый ждёт чуда встречи с любимой, потому что душа его полнится любовью к родной русской земле, её «незлобливому» люду». Щемяще-трогательно, глубоко-восторженно, тревожно-слёзно и радостно звучит стихотворение «Русский путь». Поэт сумел обозначить этот великий путь – наполнить Царствие Божье, Царствие Небесное святым народом – такими простыми и точными словами, что невольно диву даёшься.
Не из варяг да в греки, не путём
Шелковым, не другой какой дорогой
Бредёт Россия вместе с дурачьём –
Сама убога и они убоги.
Кто их осудит, кто и осмеёт,
Кто у виска значительно покрутит,
А кто-то от своей душевной мути
В закуте тёмном в голос заревёт.
Реви, реви, незлобный мой народ.
За то с тебя никто не спросит строго.
Россия дурачьё своё ведёт
До Бога…
Звучит в творчестве Алексея Гушана прощальной мелодией и тема русской деревни. Поэт не по наслышке, а по собственным, юношеским и нынешним, впечатлениям пишет о крестьянах и сельской жизни на «северах», где она труднее, суровее, а от того ещё роднее. «Душа моя – бескрайний русский север!», – признаётся он.
…Да, в этом я… И в этом: у болот,
Меж сосен звонких, валунов замшелых
Поэзия лежит морошкой спелой,
Лежит себе и ничего не ждёт…
(«Орешник, персик, чёрный виноград…»)
Лежит и «доходяга-деревня», которая тоже ничего не ждёт, смирившись с плачевной судьбой: «Ни о чём не мечтает, о помощи больше не просит. < ….> А на небе черно. А на небе бесчинствуют тучи. И не вспомнить уже, что в грозу на Руси не поют». Эти завершающие стихотворение строчки заставляют всколыхнуться душу, взволноваться, задуматься об историческом беспамятстве нашем и ужаснуться:
…А впереди известная пора,
Но так её ещё не проходили –
Последнюю старуху проводили,
Последнюю избу заколотили
Вчера…
(«Поминальное»)
Ритм стиха, звукопись его, словно стук молотка о крышку гроба не умирающей, а уже исчезнувшей деревни. Но поэт завершает тему не этим печально-похоронным стихом, а молитвенной, слёзной надеждой:
…Неужели, Всевидящий Спас,
Их часы сочтены?!
Если осень в России сейчас,
Поддержи до весны!
(«Кусты деревень»)
И молитва эта не только о деревне, она о всей матушке-Руси, чтобы всякий, живущий на русской земле «нашёл неглухое В этом мире до боли глухом! («Ежевика»)».
Обращение к Небу, к Богу естественно для лирического героя Алексея Гушана. Тема православной духовности стежок за стежком принизывает всю книгу «Вкруг солнца»: «Любуясь жизнью, как новорождённый, Я образ Божий в каждом узнаю («На прощённое воскресенье»)». Вместе с природным обновлением земли проходит автор и по церковному годовому кругу: «На Сретенье Господне», «На прощённое воскресенье», «На вербное воскресенье», «На Благовещенье», «Пасха ранняя», «На Духов День», «На вознесение Господне», «В день Параскевы Пятницы».
Златая нить духовности расцвечивает страницы, наверное, поэтому ощущение света, прикоснувшегося к душе, не оставляет читателя, познакомившегося с творчеством Алексея Гушана. Вслед за автором хочется воскликнуть: «Боже мой, мне с лихвой этой радости хватит! («В декабре»)».
Следует отметить и особенности поэтического языка автора. Нельзя не согласиться с мнением литературного критика Валерии Исмиевой, что «жанр задушевной и доверительной беседы с читателем определяет и лексику: порой она почти разговорная, присыпанная словечками из обыденной жизни, из детства» («Блаженство бережного света»). Вслед за поэтом Игорем Григорьевым, мастерски владеющим богатством русского языка, Алексей Гушан смело использует слова, запавшие в память из речи северных крестьян: бухтены, немога, шаборшатся, отселе, далече, друже, угор, верасень, блукать… И надо признать, что они придают тексту особый смак: «Тепереча растеплилось. И мы вкушаем дни, как нежную малину… (Оттепель»)».
Автору книги «Вкруг солнца» тридцать пять лет. Он зрелый, серьёзный, мужественный человек, но при этом ещё так молод, что его «весенней наивности всплески Чаруют своей синевой («Поздней весне»)». Он живёт ожиданием чуда! И оно не заставит себя ждать, являясь в мир новыми стихами поэта, очарованного словом, жизнью, природой, временем и великой Россией.
Наталья Советная,
писатель, кандидат психологических наук.
19.09.2019г.
Свидетельство о публикации №221101601863