Геннадий Пациенко. До и после войны

Геннадий Пациенко

До и после войны.
(О книге Натальи Советной "Пучок травы"(СПб, 2016)
Всякий писатель, садясь за написание книги, словно творит неосознанно молитву, повинуясь внутреннему чутью и голосу. Насколько удаётся писателю оплодотворить слово силой своего духовного воздействия, настолько определяется в последующем качество книги, ее влияние на ум и душу читателя. Но и этого недостаточно… Юный Мережковский, в своём времени модный популярный автор, решился показать тетрадь своих стихотворений Фёдору Михайловичу Достоевскому. Ждал, как водится, похвалы. Достоевский молчал. И только перед расставанием произнёс: «Чтобы писать хорошо, надо страдать. Страдать надо». Этим разбор и завершился.
Вероятно, даруя талант, одновременно Всевышний испытывает нас жизненными трудностями, страданиями. Этот эпизод порой вспоминается при появлении залётного знаменитого автора, которого, увы, иногда объявляют ни больше, ни меньше, как «живым классиком». Но ведь таким титулом при жизни не принято наделять писателя, это дело истории, ей одной дано подобное право, какими бы способностями автор не обладал – за крайним исключением. В противном случае самому человеку будет не по душе. Пройдут годы, и кто-то в новом времени спросит: кто же это такой «мудрый» наделил модного рыночного пиита или прозаика титулом «классик»? Бывает и обратное. Писатель-художник без значительного успеха при жизни неожиданно обретается, получает безошибочное признание, оценку своего ума, сердца, духа и профессионализма через годы после ухода.
Но довольно очевидных суждений. Перед  нами только что вышедшая в Санкт-Петербурге  книга Натальи Советной «Пучок травы» .  Пишет автор много, словно торопится. Торопится, потому что  обладает чувством сострадания, так необходимым человеку и тем более писателю, ведь герои произведений – ее школьные учителя, теперь уже стоят на краю жизни. Надо успеть, пока они живы, отдать ученический долг, одарить благодарностью, выразить любовь, поздравить их, переживших Великую Отечественную войну  с 70-летием Победы.  Наталья Советная успела это сделать. В книгу «Пучок травы», состоящую из двух разделов,  вошли повести и рассказы, посвящённые учителям – детям войны, и литературно-критические статьи, художественные очерки, в которых речь  тоже идёт о героическом, многострадальном периоде нашей страны – войне 1941-1945 годов. Сама книга посвящена 70-летию Победы и ее актуальность бесспорна.
Сегодня мы вновь проходим через множество испытаний. Ведётся битва за правду истории, которую пытаются исказить и отнять у нас одну из величайших побед – над фашистской Германией.
Героиня повести «Пучок травы» Ламбак Инна Семёновна повторяет привычные слова: «Только б не было войны…». Мне бы хотелось развить мысль, заложенную в них и вытекающую из содержания книги. Во-первых, война не останавливалась, она и сейчас продолжается, чему свидетельство – распад СССР. Во-вторых, к упомянутому словосочетанию надо бы присовокупить следующие: только бы не было алчности, корыстолюбия, скопидомства, только бы люди жили по правде, по достоинству. Ведь человек велик не денежно-вещевой, не лавочно-мерседесовской составляющей, а разумом и совестью. Не роскошь и комфорт, не материальные накопления являются смыслом жизни, а накопление именно тех  духовных  и душевных способностей, которыми были наделены люди,  достойно перенёсшие тяготы ВОВ. Они сохранили величие и красоту духа.
Книга Н. Советной глубокого патриотического содержания, потому ценна особенно. Ведь нынешние невидимые войны загадочным образом проникают в неискушённые души через безумную, бессердечную массовую культуру, дорога к которой широко открыта. Идёт потакание эстрадному дурновкусию, поклонение небритому размалёванному идолу, зарабатывающему себе на очередной подмосковный, сочинский или калифорнийский дворец. «Всё позволено, но не всё полезно», - учил когда-то апостол Павел. Наши давние дивные романсы, наши сердечные народные песни, на которых воспитывалось поколение одержавших победу, становятся невостребованными, сменяются зарубежным ширпотребом с чуждым нам  языком.   
Если б в военных госпиталях  вдруг зазвучала  авангардистская или модернистская попса с ее конвульсивным, припадочным дёрганьем, с камнепадными душераздирающими воплями – музыкальными наркотиками, то исполнителей – мужиков с бабьими узлами на затылках, раненые забросали бы костылями. Только идущее от души и сердца искусство способно поднять, укрепить дух людей. В предвоенное время человеческие нравственные  качества достигли высочайшего уровня –  в духовном отношении страна к войне была подготовлена, что доказали многочисленные героические подвиги на фронте, в оккупации,  в тылу.
Тема патриотизма и достойно перенесённых людских страданий определяет основной нерв книги «Пучок травы». В ней неразрывная цепь исторических событий, бедствий и авторское моление за не сломленных людей. В подборе фактов и судеб Наталья Советная отдаёт приоритет землякам. Оно и понятно, поскольку общение, рядом прожитые годы питали вынашиваемый ею замысел. Что же нового удалось сказать писательнице о войне? Зачем она пишет о судьбах простых людей? Их народность и в общем смысле – народность –  впитала Н. Советная собственной душой и поделилась  с читателями истоками  духовности и патриотизма. Разве не важно знать, помнить, каким было и остаётся  предшествовавшее нам поколение? И автор словно опасается, что с уходом из жизни этих простых и в то же время героических людей снизится качество человека. Она спешит запечатлеть их писательским словом. Так мало остаётся тех, кого можно сравнить с пучком травы на родной земле. Не всякому ведь  выпадают подобные тяжкие страдания, не всякому дана и способность вчувствоваться в чужую боль и передать другим эти ощущения . Автор убеждена и пытается донести до читателя, что недооценка природы патриотизма чревата последствиями более, чем серьёзными. Она сетует: «Как изменилось время! Сейчас платят не только репетиторам, но даже родственникам, друзьям…за помощь. Понятие любви к ближнему потерялось, теперь помощь – это способ получить плату… Сегодня подвезти попутчика на машине, поднести женщине тяжёлый чемодан, помочь соседям на огороде выкопать картошку, не ожидая за это денег, - такая редкость. Результат от таких перемен странный: любви среди людей меньше, и денег не прибавляется».
Да,  действительно так. И кому же, как не писателю, дано говорить об этом, тем более,  что нравственный вопрос в наше время занимает умы многих. Антон Павлович Чехов когда-то обмолвился: «Для того, чтобы человек стал лучше, надо показать, каков он есть». А он, нынешний-то человек, горд, заносчив, уверен в том, что ему ведомо всё – все триста способов добывания денег…
Особняком в книге предстаёт тема войны в Афганистане, войны, не похожей на прежние, как бы переходной между Великой Отечественной и распадом Союза, за безопасность которого погибали наши воины.  В очерке «Выбор Сани Коваленко» Наталья Советная публикует дневники борттехника вертолётов капитана Коваленко Александра, с которым довелось учиться в одной  школе.  Автор повествует: «Ждала Татьяна (жена капитана – Г.П.) вместе с сыном Женечкой, пока служил Александр в Афганистане, пока тушил Чернобыльский реактор… пока помогал людям. Была у капитана Коваленко любимая присказка: «Значит, мы там нужны!» А в дорогу он обязательно запасался блокнотом для писем, тетрадкой для дневниковых заметок…»
Детали писем и дневников, бережно отредактированных писательницей, снабжённых ею пояснениями, данными в сносках, настолько правдивы и убедительны, открыты и откровенны, что сравнить с кем-то и чем-то в литературе просто невозможно. Не вспоминается ничего схожего, написанного о доселе загадочной и странной во многом Афганской войне.
«…Обменяли главаря банды на нашего солдата, который полтора года воевал против нас в банде. Сволочь! Приговорили к вышке…»
«…Денисов сгорел в вертолёте. Они высадили десант демократов, а когда взлетели, произошёл взрыв левого двигателя. Пуска ракет никто не видел. Предполагают диверсию…»
«…Танюша, милая, насчёт того, что на фотографии я грустный, так здесь весёлого мало. Одиннадцатого и тринадцатого числа были трауры по погибшим ребятам…»
«…Когда искали генерала Власова, был сбит еще один афганский МИ-8 с нашими советниками. Все попали в руки душманов. Их порубили на куски! Страшная смерть…»
Александр Коваленко совершил 30 рейсов к горящему чернобыльскому реактору, видел, как вертолёты с экипажами погибали – их буквально затягивало в адскую воронку радиоактивного огня.
Читая чистые, честные записки, хочется произнести: воистину, попадая на страницы книг,  рукописи не горят. Опубликовав дневниковые записи Саши Коваленко в своей книге, Н. Советная поступила благородно, что и было с благодарностью отмечено земляками 26 мая 2015 года на презентации книги «Пучок травы» в Культурно-просветительском центре г. Городка Витебской области.   
Во втором разделе книги, который носит название «Одна судьба», кроме очерка об Александре Коваленко, размещены литературно-критические работы Н.Советной, связанные с темой Великой Отечественной войны.  Автор отдаёт должное  лётчику-испытателю, генералу авиации, известному белорусскому писателю Анатолию Сульянову, учёному и  руководителю научной работой лётно-испытательного центра в Ахтубинске полковнику Анатолию Стефашину, ленинградским блокадникам, героям книги «На всех была одна судьба»  писателя Александра Скокова (Санкт-Петербург).
Читая, невольно задумываешься о том, что их судьбы – судьбы многих детей, подростков  предвоенного и послевоенного времени схожи своими трудностями.  То же сельское бездорожье,  те же глушь, глубинка,  бедность…  Но бедность не мешала прорываться к знаниям, получать истинное просвещенное образование.  Вспоминается изречение Чернышевского о том, что « прекрасное  есть жизнь» с ее бедами, трудностями, неудачами. И – взлётами в последующем. Не приобщены ли и мы все к страданиям самой Вселенной? Не втянуты ли в ее программу, не часть ли ее организма? Видимо, так устроен порядок мироздания, что без неудач, срывов, бед нам не обойтись. И если они выпадают в судьбе, стало быть, зачем-то нужны. Не затем ли, чтобы не проникали в душу греховные пороки, а дух проявлялся бы жаждой святого? Такие люди становятся символическими образцами последующим поколениям. Как произведения о них, так и их собственные книги возносят нас и искусство с уровня рынка на уровень духа. Таковы герои книги «Пучок травы» писательницы, ставшей дважды победительницей, лауреатом литературного конкурса Белорусского Экзархата и газеты «Воскресение» (2008, 2014), награждённой Правлением СП России медалью «Василий Шукшин», кандидата психологических наук, магистранта Русской гуманитарной христианской академии (Санкт-Петербург) Натальи Советной,  обладающей даром сострадания и богатым  жизненным опытом с его радостями, трудностями, горестями.  Во все времена так: прежде, чем стать писателем, надобно побывать мучеником  и (или)  иметь сострадательную душу.
Право, не это ли самое имел ввиду Фёдор Михайлович Достоевский, беседуя с юным и новомодным автором?


Рецензии