Геннадий Пациенко. Извлечение добра

Геннадий Пациенко
  ИЗВЛЕЧЕНИЕ ДОБРА
       (Наталья Советная. Одна судьба: статьи, очерки, заметки о литературе, культуре, языке, душе.  СПб., 2018)
Размышляя о природе критики, её важности и значении в искусстве Лев Толстой поделился достаточно странной и непривычной  мыслью, что предназначение критики вовсе не в том, чтобы отыскивать в произведении слабые, не совсем удачные стороны, которые читатель так или иначе сам заметит, но искать то доброе, ради которого книга писалась. И в этом немаловажном свойстве раскрывается художественное достоинство  писателя.
Упомянем и Фёдора Достоевского, утверждавшего, что искусство не нуждается ни в каком из направлений, кроме художественности, а идея… идея придёт сама собою – «ибо она необходимое условие художественности». Однако вернёмся к мысли Л.Толстого: «…критика в наше время затопления людей газетами, журналами, книгами и развития рекламы, мне кажется, не только необходима, но от того, появится ли и получит ли авторитет такая критика, зависит вся будущность просвещения образованного класса нашего европейского мира». В немыслимые дали для того времени заглянул великий старец!  Далее он поясняет: «Если в наше время умному молодому человеку из народа, желающему образоваться, дать доступ ко всем книгам, журналам, газетам и предоставить его самому себе в выборе чтения, то все вероятия за то, что он в продолжении десяти лет, неустанно читая каждый день, будет читать все глупые и безнравственные книги. Попасть ему на хорошую книгу так же маловероятно, как найти замеченную горошину в море гороха. Хуже всего при этом, что, читая все плохие сочинения, он будет всё более и более извращать себе понимание и вкус так, что когда он попадёт и на хорошее сочинение, он уже или вовсе его не поймёт или поймёт превратно» . Как говорится, не в бровь, а в глаз… Итак, критика литературе нужна.
У меня в руках книга Натальи Советной «Одна судьба» – дипломант международного литературного конкурса «Золотой Витязь» 2018 года  в номинации «Славянское литературоведение». В ней собраны литературоведческие статьи о десятках произведений русских и белорусских авторов,  книги которых  наполнены добром, милосердием, иначе – присутствием Творца. Обладая особым чутьём, критик подвергла анализу именно такие произведения. «Одна судьба» написана великолепным языком, слова её попросту льются и легко усваиваются, как если бы это была художественная проза.
От статьи к статье Наталья Советная подводит читателя к мысли, что книга всегда была и остаётся учителем жизни, а потому её значение трудно переоценить. В давние времена Пётр Первый, понимая это, приказал бесплатно кормить всякого, кто читает книги. Но сегодня только в России  публикуется  более ста двадцати тысяч изданий, отобрать из них десяток-другой – задача не из простых. Хорошие книги живут столетиями и никакие электронные новшества не лишат их этого уникального свойства: «…молчат гробницы, мумии и кости – лишь слову жизнь дана…»
Глубокий анализ замечательного романа петербургского писателя Анатолия Козлова «Закваска фарисейская» помогает читателю сориентироваться в произведении, где переплетены, взаимосвязаны прошлое и настоящее, использовано большое количество исторических фактов, в том числе, малоизвестных. Первая мировая война, переворот и захват власти в России, правитель Сибири Колчак, события почти тысячелетней давности, сатанизм, экуменизм, коммунизм, недавняя смута девяностых – колоссальный охват по времени. Наталья Советная даёт оценку с исчерпывающей обстоятельностью: «Разгадав главную «тайну» русских – православную культуру («совестливость, стыд, поиск правды, прямоту, патриотизм, верность»), враги России, в первую очередь США, ставят перед собой задачу искоренения православия в России: «Русские подвергаются циничному осмеянию, чтобы заставить, в первую очередь молодёжь, стыдиться своей родины, отвергать культуру предков, перестать быть православными, а значит, русскими».
Наталья Советная  удивительно точно улавливает нерв произведений, извлекая из них самое важное и ценное. Она не только прекрасный писатель и критик с обострённым чутьём, но и психолог, кандидат наук, хорошо разбирающийся в чувствах и понимающий значение в жизни  человека добра и  любви, без которых общество  делается похожим на стоящую на столе пустую солонку.
Близок по идейно-художественной направленности и второй исследуемый Н. Советной роман  – писателя Юрия Серба «Площадь Безумия»( Санкт-Петербург). Автор избрал иной жанр и  форму повествования. Основной персонаж произведения оказывается на площади Безумия и, чтобы не сойти с ума от происходящих событий (90-ые годы прошлого века), ему приходится защищаться  постоянной иронией и самоиронией, из-под которой проглядывает выстраданная мудрость человека, размышляющего о вечных вопросах жизни. Один из выводов, который делает главный герой: «…страна не воспитала маршалов, способных арестовать генсека» (читающий да уразумеет, о ком речь).
Особое внимание в книге «Одна судьба» критик уделила  творчеству и жизненному пути поэта и воина Игоря Григорьева. Должен заметить, что в шестидесятых годах мне выпала удача работать в редакции журнала «Молодая гвардия»,   я познакомился со стихами тогда ещё молодого поэта. Помню, что в седьмом номере за 1966 год была напечатана замечательная рецензия на его книгу «Сердце и меч» – сборник стихов 1940-1964 годов. Автор был  человеком исключительного дарования. После смерти поэта о нём стали забывать. В недавние годы Наталья Советная, при поддержке сына Игоря Николаевича  – учёного, врача, священника Григория Григорьева, вернула читателям  имя русского Поэта – настоящего певца России.
В статье на книгу белорусского писателя Анатолия Бутевича «Поцелуй на фоне гор» Н.Советная исповедально признаётся: «Неожиданностью для меня стало произведение «Бескрылый ангел, или Неуслышанная жалоба нерождённого ребёнка». Удивление вызвало то, что автор «жалобы» – писатель-мужчина. Однако ему удалось настолько сильно и ярко почувствовать  и передать страх и боль приговорённого к смерти внутриутробного дитяти, что не всхлипнуть было нельзя. Тут же запульсировала мысль: «В школу! С таким рассказом надо к детям – и к девчонкам, и к мальчишкам, – чья душа в минуты разлада, непонимания близкими людьми, отчуждения в семье может почти так же воскликнуть: «Услышь же ты меня, мамочка моя родная. Не отдавай на гибель кровиночку свою. Разве не твоя кровь пульсирует во мне? Твоим дыханием дышу я. Твоими глазами смотрю на мир».
Особое отношение у критика к писателям военным. Не важно, много ли ими написано, мало ли, важно, что среди нас они живут как летописцы человеческих подвигов, мудрости, оптимизма, веры.
Наталья Советная – человек художественного мышления, тонкой души, какими только бывают люди от природы творческие. Но тут возникает сам собою вопрос: что же оно такое, это творчество? Скорее всего – умение извлекать из жизни её подспудное очарование, её таинство, её божественное миропонимание. Здесь сокрыт духовный код, которым Наталья Советная несомненно одарена. В гуще  – густоте книжного рынка отобрать десяток-другой книг – дело не лёгкое. Чувства индивидуальны, у каждого своё. Наталья Советная  выбирает тех авторов, кто выстрадал, выносил свою творческую судьбу и приобрёл свою словесную интонацию, кто напитал добром душу и стал читателю другом и собеседником.
Мир наш сегодня напитан болью. У Л.Толстого есть пьеса «Власть тьмы». В современные дни напрашивается пьеса с иным названием  – «Власть денег», власть, зомбирующая человека. Однако Наталья Советная не позволяет засыпать нашим  душам, она стремится помочь людям стать лучше, понять, откуда мы и зачем. Несомненно, автор книги «Одна судьба» – настоящий подвижник. Собрав под одной обложкой множество писательских имён, она создала заповедник Добра. Алесь Мартинович, Михаил Поздняков,  Наталья Костюченко, Андрей Скоринкин, Валентина Поликанина, Геннадий Иванов, Валерий Мухин, Владимир Савинов, Григорий Григорьев, Анатолий Бесперстых, Александр Скоков, Анатолий Стефашин, Евгений Матвеев, Борис Орлов, Николай Чергинец, Анатолий Сульянов… Имена, имена, имена!  Разные люди, разные времена –  разные судьбы,  слитые в одну судьбу. В аннотации к книге Натальи Советной очень метко сказано, что в ней «собраны статьи и очерки, объединяющие две литературы – русскую и белорусскую, два родных народа, говорящих на одном языке – языке любви».
По прочтении книги возникает ощущение встречи с близкими по духу людьми. Словно встретился с ними на большой дорожной развилке, разбеседовался и так жаль расставаться. И чувствуешь, что наполнился новыми впечатлениями, обогатился душой. Так бывает, когда в большую реку впадают ручейки,  речушки,  и она становится ещё полноводнее. Книга Натальи Советной  – свидетельство того, что в литературе также жива душа и свет её негасим вопреки всему. «То, что видишь, напиши в книгу. Напиши, что видел и что есть, и что будет после сего…»
Не затем ли нужны писатели?


Рецензии