Абдул Муис

Все мы прекрасно знакомы с классиками русской литературы: Львом Толстым, Пушкиным, Гумилевым..; некоторыми представителями национальных литературных элит – Расулом Гамзатовым и даже с представителями европейских и американских писателей, такими как Вальтер Скотт или Джек Лондон. Однако до сих пор в России достаточно мало известно о писателях Востока. Одним из таких является Абдул Муис (1883 - 1959) - национальный герой Индонезии, писатель, журналист и переводчик, основатель современной индонезийской реалистической прозы. Один из участников движения за независимость Индонезии от Нидерландов.

Абдул Муис родился в 1883 году на Западной Суматре в местечке Сунгаи Пуар. Получил в детстве светское и религиозное образование, первоначально хотел связать свою жизнь с медициной и отучился 3 года в медицинском колледже в Джакарте, но из-за затяжной болезни был вынужден оставить учебу. Несмотря на неоконченное образование, Абдул Муиз замечательно владел голландским языком и был с легкостью назначен господином Абенданон, директором Onderwzjs (директор по образованию) в департаменте van Onderwijs en Eredienst на должность чиновника. Фактически Абдул Муис был первым индонезийцем, получившим такое назначение. В 1905 году он оставил Департамент, проработав чуть более двух с половиной лет Недолгий период государственной службы в голландском административном аппарате показал ему несправедливость колониальных властей к индонезийцам в целом, и к мусульманскому наследию Индонезии в частности.

В 1912 году Абдул Муис уходит в журналистику и основывает газету Kaoem Moeda, которая становится известной благодаря критике политике Нидерландов по отношению к индонезийцам. Во время Первой Мировой войны он присоединился к Сарекат Ислам (Исламский союз) и стал активным членом организации, быстро продвигаясь по служебной лестнице и став ее представителем в Нидерландах на переговорах, направленных на получение прямого представительства Индонезии в голландской парламентской системе. В 1920 году он был избран членом Volksraad (Народный совет), который позже превратился в полузаконодательное альтернативное собрание индонезийцев во власти. Среди членов этого органа были видные националистические лидеры, но мусульманин был фактически один – Абдул Муис.

Правительство Нидерландов считало действия Абдула Муиса нарушающими мир и порядок в обществе. Поэтому в 1926 году Абдул Муис «был изгнан». В результате примерно тринадцать лет (1926-1939) ему не разрешали покидать Яву. Однако, это не означало, что Абдул Муис прекратил сражаться. Позже он основал ежедневную «Каум Кита» в Бандунге и «Народную кафедру» в Гаруте. К сожалению, две газеты прожили недолго. Стоит отметить, что В начале 20 века 99% населения Явы составляли местные малайские народности, исповедовавшие ислам суннитского направления.

Помимо работы в прессе, Абдул Муис остается активным и в политической области. Исламским союзом в 1926 году он был избран членом Garut Regentschapsraad. Шесть лет спустя (1932 г.) он был назначен Regentschapsraad Gontroleur. Он занимал эту должность до прихода Японии в Индонезию (1942 г.).

Во время японской оккупации Абдул Муис все еще мог работать, хотя он сильно страдал от гипертензии. С учетом его известности японцы предложили ему должность в администрации в социальном департаменте, которую он принял, надеясь активно помогать своим соотечественникам и даже защищать их от японцев при возникновении разногласий. Однако уже в 1944 году он оставляет свою должность в связи с плохим самочувствием. Стоит отметить, что его деятельность на посту в японской администрации способствовала укреплению духа независимости индонезийцев и укреплению их в своей культурной и религиозной идентичности.
 
С конца 20-х гг Абдул Муис активно занимается и писательским творчеством, которое тем не менее – живо перекликается с его журналистской и политической деятельностью. В своем первом романе «Салах Асухан» («Неправильное воспитание»), опубликованном в 1928 году, Муис изобразил проблему расовой и социальной дискриминации в трагической истории Ханафи и Корри. Абдул Муис подверг беспощадной критике систему образования молодых индонезийцев и показал, какой огромнейший духовный вред наносят "благодеяния" западной цивилизации религиозной и культурной целостности индонезийского народа. Писатель категорично выступил против слепого преклонения перед западной культурой, которая насильственно насаждалась колонизаторами. С гневом и болью пишет Абдул Муис о той молодежи, которая в своем раболепстве перед голландцами доходит до полного морального падения, забывая родной язык, религию, культуру; стыдятся своего родного народа. И это было справедливо для всей страны: до обретения независимости Индонезия активно решала, как развиваться дальше - придерживаясь традиционных ценностей либо принимая западные представления о современности. Этот роман был назван одним из самых известных произведений Абдул Муиса, а также одним из самых популярных произведений современной индонезийской беллетристики. Роман был одним из нескольких индонезийских классических произведений, вошедших в серию «Культурное наследие Индонезии», опубликованной издательством Balai Pustaka в 2009 году, а в 2010 году английский перевод (Never the Twain) был также опубликован Фондом Лонтар в рамках серии «Современная Индонезия».
Последнюю часть своей жизни он провел в Бандунге и участвовал в создании Бандунгского технологического института. После обретения независимости он основал Persatuan Perjuangan Priangan, в центре внимания которого было развитие Западной Явы и сунданцев.

Всего Абдул Муис успел написать 5 романов: «Салах Асухан» («Неправильное воспитание») (1928 г.), «Пертемуан Джодо» («Обреченные партнеры по браку») (1932 г.), «Сурапати» (1950 г.), «Хендак Бербакти» (1951 г.), «Роберт Анак Сурапати» («Роберт, сын Сурапати») (1953 г).

Писатель, который также был борцом за независимость и национальное самоопределение, а также журналистом, скончался в Бандунге 17 июня 1959 года в возрасте 76 лет. Днем позже его тело было похоронено в парке Героев Цикутра в Бандунге. У него остались две жены и тринадцать детей.

В настоящее время Абдул Муис признан национальным писателем и героем Индонезии и его именем названы многие улицы городов, особенно он популярен на Яве.


Рецензии