Что бы нам такого увековечить

          Герои нашего времени
  Каждому городу (а точнее - его руководителям) хочется, чтобы среди проживавших в нем граждан оказались какие-нибудь знаменитости, чьими именами можно назвать улицы и площади, а также установить им памятники (распилив при этом выделяющиеся на монумент средства, ибо строительство, например, детской площадки - проект типовой, и смета его известна, а статуя - это дело творческое, и расходы можно нафантазировать любые). Конечно, можно обойтись и почетными горожанами местного значения, но хотелось бы привязать к "своему болоту" знаменитость мирового масштаба, ну или хотя бы всероссийского.
  К сожалению, знаменитости почти всегда являются личностями неоднозначными. Редко можно найти выдающегося конструктора, врача или программиста, который в жизни был бы человеком покладистым, неконфликтным и вообще пушистым зайкой. А особенно нехорошо дело обстоит с артистами, музыкантами и прочими поэтами-писателями. За примерами далеко ходить не надо. Популярнейший актер и бард Владимир Высоцкий из-за пристрастия к различным стимуляторам творческой деятельности был "головной болью" для его коллег и режиссеров. Прекрасный детский писатель Эдуард Успенский, "папа" Чебурашки, кота Матроскина, братьев Колобков и прочих гарантийных человечков, а также автор чудесных детских стихов был человеком крайне неуживчивым, семейным тираном и адептом деструктивной секты. Савелий Крамаров из-за приверженности к иудаизму и связанных с ним ограничений также доставлял немало хлопот собратьям по творческому цеху. Ну и так далее. Написано немало книг и статей про жизнь великих поэтов и актеров, некоторые биографы их исключительно нахваливают за талант, а другие так же безапелляционно порицают за всё остальное. А по-моему, надо провести сравнительный анализ, и тогда станет ясно: например, после приема водочки гений писал лирические произведения, после коньячка - героические, а закинувшись дурью - веселые и добрые детские стишки. В общем, тема ждет своего исследователя. А пока непонятно, ставить человеку памятник на центральной площади, или подождать - до выяснения.

          Времена меняются
  Это я еще не коснулся богатейшего контента "Личная жизнь и творчество звезд рэпа и Тик-тока". Люди старшего поколения справедливо возмутятся: ну, что это еще за знаменитости! А ведь число подписчиков у этих ребят значительно превышает тиражи всех классиков, вместе взятых, а количество просмотров их нелепых роликов вообще приближается к космическим масштабам. И что брать за критерий "звездности"? Нобелевскую премию по литературе? Так она последние десятилетия вручается за что угодно, только не за талант или качество произведений.

          Что делать?
  У "отцов города", таким образом, возникает проблема: вот откроешь мемориальную доску или поставишь памятник какому-нибудь популярному земляку, и тут окажется, что он когда-то неправильно ответил на вопрос: "Чей Крым?". Конфуз получается. Поэтому увековечивать надо давно усопших и проверенных временем сограждан. Еще у провинциальных городов есть и другая связанная со знаменитостями проблема: они, знаменитости эти, ни в какую не желали проживать всю свою творческую жизнь на малой родине. Как только человек становился более-менее популярным, он переезжал в столицу, где и творил свои бессмертные произведения. Малым городам оставалось довольствоваться тем, что "звезда" здесь родилась и, возможно, посещала детский сад. Особенно удачно складывалось положение дел, если великого земляка здесь укокошили на дуэли, теперь есть чем гордиться землякам.
  Но если и с этими важными вехами жизни великого человека дело в городе обстоит плохо? Тогда приходится как-то выкручиваться. Вот и у нас в городе нашли повод для гордости.
  В общем, жил да был в середине XIX века молодой человек по имени Фёдор. Писал какие-то статейки, пытался делать переводы - но всё без особого успеха. Потом он был осужден по статье "терроризм" за участие в одной безусловно нехорошей организации и приговорен к смертной казни, каковую по милостивому царскому повелению ему заменили на каторгу. И поехал Фёдор Достоевский в город Омск. Ну, как в город - в местный острог, где и пребывал долгих для него четыре года.
  Отбывание каторги было Достоевскому в тягость, и вспоминания об этом периоде своей жизни он очень хотел бы забыть. Здесь, в Омске, он, разумеется, ничего не написал (не до того ему было), и уехал Фёдор Михайлович отсюда при первой возможности. Хаял он город Омск по-всякому, самое мягкое, что он изложил письменно - это то, что "Омск - гадкий городишко".  Представляю, чего он устно говорил о нашем городе.
  Однако у нас решили гордиться именно тем, что Достоевский здесь отбывал срок каторжных работ. Тем более, что при благоустройстве газона в центре города нашли участок кирпичной кладки, которая, вероятно, была частью фундамента деревянной казармы, где жили охранники, гнобившие и так затурканного тяготами жизни каторжника Фёдора. В общем-то, находка не была неожиданной, план Омской крепости тех времен секретом не являлся, карты города от начала его основания и до современности есть везде, в том числе - в открытом доступе. Тем не менее, вид нескольких кирпичей плохой сохранности привел в сильное возбуждение местных краеведов. Они с энтузиазмом перерыли все соседние газоны, но не нашли больше ничего, от слова совсем. Внешне эти работы напоминали вяло текущую золотую лихорадку: внезапно появлялись группы молодых людей, рыли канавки и ямки, с радостью накидывались на куски бетона и ржавые гвозди, а затем с разочарованием исчезали на пару недель. И тем не менее, вожди местной культуры хотят эту сомнительную руину казармы увековечить. Полагаю, что Достоевский был бы очень огорчен, узнав об этом факте. Более неприятным событием для него была бы разве что находка фундамента тюремного нужника с последующим возведением над ним мраморного саркофага с надписью "Здесь отсиживал свой срок великий писатель".

         Не упустить момент
  С другой стороны, с возведением памятника затягивать время нельзя, а то объект почитания таковым быть перестанет.
Взять, к примеру, великого Гомера. Современники и школяры последующих поколений учили его поэмы наизусть, и еще лет двести назад его "проходили" в гимназиях и лицеях как классика мировой литературы.

   Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
   Я список кораблей прочел до середины:
   Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
   Что над Элладою когда-то поднялся.

  Это Осип Мандельштам написал. Гомера, правда, он читал уже по своей инициативе, ибо из школьной программы Великого слепца исключили ввиду его архаичности. Один только список кораблей, на которых ахейцы приплыли под стены Трои, занимал у него несколько страниц. Так тогда было принято писать.
  Или вспомним великого поэта Василия Кирилловича.  Не вспомнили? Ну это же Тредиаковский, звезда российской поэзии. Вот, например:

   Стоит древесна,
   К углу приткнута.
   Поет чудесно,
   Быв пальцем ткнута.

  Это великий наш поэт по клавесин написал. Или строки из его знаменитой оды императрице, принесшей ему почёт, славу и материальные блага:
   Екатерина Великая - о!
   Поехала в Царское Село!

  Ну вот так тогда принято было писать стихи, ибо поэзия - это вам не грубая проза, тут нужна вычурность и финтифлюшки всякие. Еще и Ломоносов в те времена стихи писал. А мальчик Саша Пушкин всё это учил наизусть и может быть читал для взрослых, стоя на табуреточке. И именно Пушкин потом произвел настоящую революцию в стихосложении и создал современный литературный язык.
  А потом, в конце XIX века, некий министерский чиновник создал список авторов, рекомендованных для изучения в школе. И Тредиаковского там уже не оказалось, зато были Пушкин, Лермонтов, Гоголь и другие известные нам классики. После революции список этот немного поправили, а потом еще поправили и так поправляют до сих пор. Всплывают и исчезают имена Гайдара, Платонова, Солженицына - только успевай памятники заказывать и отменять заказы. Боюсь, и с Достоевским поспешать надо - ну никак его тяжеловесные тексты не укладываются в современную парадигму клипового мышления. Лично я, кстати, этого писателя не люблю. Бунина с удовольствием читал, причем всё собрание сочинений, не только фривольный сборник "Тёмные аллеи". Чехова люблю, Гоголя, Грибоедова. А Достоевский - совсем не моё. Литературоведы, впрочем, от него в восторге, но это народ специфический. И, может быть, при следующей школьной реформе произведения Федора Михайловича отправятся на ту же полку, где пылятся тома бывших в свое время классиками  Гомера, Горация, Тредиаковского, Баркова и Мельника-Печерского.

Октябрь 2021


Рецензии