Изуестные люди 20 Андрей Рублев

Малоизвестные и интересные факты из жизни известных людей.

"О его жизни мало что известно, но его икона "Троица" является шедевром мирового искусства"

Новелла

Андре;й Рублёв (около 1360— 17 октября 1428 или 29 января 1430, Москва) — русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Википедия.

Жизнь и творчество Андрея Рублев остается загадкой и сейчас, а сведения о нем скудны и отрывочны. Его имя широко известно в мире. Но лишь немногие творения гениального  мастера дошли до нас.
Русь начала XV века. Страну раздирают княжеские междоусобицы, набеги татар, голод и мор преследуют народ.В эту трагическую эпоху появляется на Руси великий живописец.
В  XVIII веке рублёвская живопись была почти полностью забыта, но память о нём сохраняли старообрядцы, собиравшие и повторявшие древние иконы.
Некоторые исследователи выводят прозвище Рублёв от слова «рубель» (инструмент, употреблявшийся для накатки кож).
Даже несмотря на весь антирелигиозный пафос советской культуры, Андрея Рублёва не забывали и в Советском Союзе, имя его было символом древнерусской культуры. Решением ЮНЕСКО в 1960 году было организовано всемирное празднование 600-летнего юбилея иконописца, а в Москве открылся Музей древнерусской культуры имени Андрея Рублёва
Современный зритель даже не знакомый с тонкостями иконописи надолго задержит свой  взгляд на этой иконе, которая стала навечно символом любви и самопожертования.
Искусствовед Грабарь писал: об этой иконе  "Троица. подлинно сверкает неземным светом, тем самым  который излучает только сознания  гениев искусства" 
Первое упоминание о русском живописце  Рублеве встречается в летописи 1405 года. Смиренный монах посвятил жизнь созданию икон, фресок и книжных миниатюр пна религиозные сюжеты. Он быд одним из лучших в иконописи в Москве начала XV века, ему делали заказы сам великий князь. его семья, метро полит а так же крупнейшие подмосковные монастыри. Рублев вместе с другими живописцами Москвы украшал Благовещенский собор Московского кремля ( кстати среди икон, которые, по мнению ряда исследователей, могут принадлежать кисти Рублёва, имеется его автопортрет в образе Иуды Искариота) и
Успенский собор Свои работы он никогда не подписывал, его авторство можно определить только по манере письм. В начвле XV века русские княжества страдали от непрекращающихся набегов татар, голода и чумы .   
Когда войска хана Едыгея разрушила Троицкий собор собор  восстановить иконы для восстановленного собора призвали Андрея Рублева, который был уже глубоким стариком. Иконы письма Андрея Рублёва к тому времени необыкновенно ценились уже в древности и считались образцовыми для последующих иконописцев. Все они считались чудотворными, а сам Андрей именовался святым подвижником и боговидцем;
Предположительно в 1425 году он прибыл в восстановленный храм, где должен был написать центральный образ Троицы. Рублев, принявший монашеский постриг в Троицко-Сергиевом  монастыре создал эту работу в память о своем духовном наставнике Сергее Радонежском , который благословил Дмитрия перед Куликовской битвой. Этот наставник воспитал Андрея Рублева, прошедшего через мытарства всей своей жизни, через кровопролития, войны и ужасы междоусобиц.
Сергей Рвдонежский говорил князю Дмитрию Донскому о самопожертовании и  духовном единении необходтиых для победы над ворогом. Эту идею Рублев выразил в образах и красках. По традиции троица  изображалась в виде  ветхозаветного библейского  сбжета - явления трех путников праотцу Аврааму с предсказанием рождении сына.
На иконе Рублева нет ни самого Авраама, ни его жертвоприношения, остались только некоторые детали этого события -гора как символ духовного возвышения,  дуб возле которого произошла встреча Авраама с ангелами. его шатер,
Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за жертвенником, на котором стоит чаша с головой тельца, приносимого в жертву. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада.
Три таинственных путника - ангелы которые воплощают троединство Бога - Бог - отец,  Бог - сын и Бог- дух , изображены за трапезой.
На столе за которым сидят они, нет богатого угощения , на нем стоит адинственная чаша с головой эаколонного тельца. Безмолвная беседа ангелов изображена в традициях русской иконописи. Бог - отец, указывая на чашу благославляет Бога - сына принести себя в жертву во имя людей.
Склоненная голова сына знак согласия и принятия добровольной жертвы, а  третий ангел - дух утешитель,  движением руки выражает согласие поддержать его в этом благом деле.
Андрей Рублев в "Троице"  в совершестве воплотил правило провозглашенное позже Леонардо Да Винчи- физические движения должны быть вестниками движения души.
Икона "Троица" была центральной частью храмового ансамбля,в ней художник избегал ярких тонов,  стараясь создать ощущение спокойствия и гармонии . В ней он не использовал часто встречающийся в русской живописи красный свет.
Среди золотисто мерцающего фона выделяется фигура третьего ангела, облаченного в пурпурно малиновый хитон. Кант раст цветов становится заметно приглушенное изображением других ангелов,
Идея согасия и гармрнии выражена круговой композицией фигкры ангелов , которые как бы слиты друг с другом.
 Рублев  первым из русских живописцев вписал круг в прямоугольеую форму.
Сто лет срустя около 1550 года,  для "Троицы" был изготовлен великолепный золотой оклад. его могли создать только золотокузнецы царского Кремля.
Поэтому и возникло предположение, что "Троица" какое-то время находилось в Кремле или в Благовещенском соборе, или  в личных покоях царя,  а затем Иван Грозный передал икону в монастырь.
В 1904 г русское духовенство пригласило а монастырь художника реставратора, чтобв подновить ону "Троица", которая тогда считалась произведением неизвестного художника конца XVIII века.
Сняв золотой оклад который оставлял на обозрение только лица и руки, реставратор предположил, что изображение на иконе это наслоение на более раннюю живопись. Когда мастер  начал бережно снимать верхний поврежденный слой, то   вдруг обнаружил краски, которые еше на триста лет старше, чем первый слой. После многолетней кропотливой работы перед реставратором  предстало во всем блеске последнее творение Андрея Рубоева.
Ныне "Троица" хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее . Эта икона - единственное русское иконное творение, которое признается всеми, как шедевр мирвой живописи.
В 1988 году Собор Рссийской Православной Церкви причислил Андрея Рублёва к лику святых.
Знаменитый фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», увидевший свет в 1966 году, стал одним из самых значительных художественных событий в советской культуре 60-х годов. В мае 2016 года на сцене Астраханского театра Оперы и Балета состоялась Мировая премьера балета «Андрей Рублев». Автор идеи и либретто балета хореограф-постановщик Константин Уральский
В честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.


Рецензии