Еду в Лавыни! 6 Вот и Лавыни

ВОТ И ЛАВЫНИ...

Полевая дорога вывела к деревне, но со стороны бывших огородов. Крыши домов торчали из зарослей травы, деревенской дороги не было. Взяла Милку на руки и пошли в деревню через заросли кипрея, крапивы и таволги. Собака была мокрая от росы, у меня в сапогах хлюпала вода. Зато не жарко...
Деревенская дорога совсем заросла...
Вот первый дом тети Тони и дяди Максима. Пока цел, крыша стоит и дом сберегает.

Никаких признаков огородов нет, все заборы сгнили, а плодородные земли заняла крапива и кипрей. Иду дальше. Справа раньше был широкий заливной луг.
Деревня расположена на высоком берегу и до реки расстилался луг с разнотравьем, цвели колокольчики, ромашки, там собирали дикий щавель, росла земляника. Вдоль берега росли тростники и камыши, но были местечки с песчаными берегами, где купались.
 Сейчас там непроходимые заросли кустов, крапивы, таволги и кипрея, даже реки не видно. Наверно, низкое разнотравье там было благодаря коровам и овцам, которых пасли вдоль реки. В деревне  косили сено на всех полянках, не занятых огородами.

   В семидесятые крыша дома была покрыта рубероидом и тогда это было достижением, ведь большинство крыш были покрыты щепой, которую делали из осины. Щепу драли до войны и дома были довоенной постройки. Вокруг огородов стояли заборы из частокола.
Доски, гвозди  были большой ценностью, мы каждый год привозили тете Тоне и дяде Максиму разные нужные в деревне вещи - резиновые галоши, ведра, тазы и прочую утварь.
На крыше рухнувшего сарая видны остатки щепы.
Щепу делали, раскалывая полено на доски. На крыше обрешетка из жердей, на них набивали рядами щепу, чтобы верхние ряды перекрывали нижние. У нас крыша ни разу не протекла, хотя дому тогда было не менее 30 лет. 
Домов теток Ириньи, Нюры нет и следов не осталось. Добралась до жилого дома, где раньше жили Нина и Федор.
Они были моложе остальных стариков, держали корову, овец. Нина работала на водомерном посту, а Федор - в лесничестве. Сейчас их домик обжитой, тарелка висит, свет есть. Рядом большой огород с двумя парниками из поликарбоната, бегают курочки. Появилась и хозяйка. Пожилую женщину зовут Татьяна, поселилась в Лавынях в девяностые. С ней живет сын. Нисколько не скучает в одиночестве. Познакомились, вспомнили жителей деревни. Дома сгорели, когда подожгли траву. Ходит за молоком на Ряков хутор. Видела на дороге следы ее и собак, у нее спаниель и такса.
Она рассказала, что несколько лет назад проплывали туристы на байдарках, что лет десять назад приезжал дачник в Сашихин дом на краю деревни, что дом тети Тони продается, можно поселиться и мне...
И раньше в Лавынях мы не скучали о городе, там вольно дышится и так спокойно в тишине и одиночестве. Я ее понимаю...
Пошла дальше по зарослям кипрея. Осмотрела развалины дома - не наш, планировка другая.
Это дом тети Поли и дяди Сергея, который стоял рядом с нашим. Напротив их дома был яблоневый сад, все заросло ивняком. А на месте нашего домика голое поле...
В конце деревни из-за деревьев виднелась крыша дома Сашихи и тетки Анисьи.
Это последний дом в деревне. Еще тогда Сашиха уезжала на зиму в город к дочери, а Анисья одна зимовала. Она была староверкой. Гостей не любила, ни с кем не общалась. Мы, когда приезжали, несли ей гостинчики, хотелось порадовать немного. Одинокая она была, как жила, непонятно. К ней в огород кабаны и лоси наведывались. Ни собаки у нее не было, ни кошки. Не помню, чтобы она помощи какой просила, за все лето видели ее пару раз...
Напротив нашего дома был луг и за ним спуск к реке, под горкой полянка перед речкой, где росли полевые цветы, щавель. У воды были огромные камни, здесь мы брали воду, стирали белье, чистили рыбу. Попыталась пройти до реки. Заросли крапивы, кипрея, дикого шиповника одолела, а когда увидела Яню, не пошла дальше.
Русло изменилось. Посреди реки появился большой остров с кустами, к берегу не подойти - завалы сушняка, поросшие ивняком.
Нет больше моей речки...
И деревни моей нет...
Они живы только в моих воспоминаниях и на старых фотографиях.
Обратно плелась по дороге, собака шла за мной. Хорошо, что с собой была шоколадка.
Не думала, что дорога займет столько времени, думала управлюсь часа за три. Всего-то шесть километров по дороге. Отправилась в путь в пять утра, а из Лавыней обратно вышла около одиннадцати часов.

В Гостичево пришла к двенадцати. Отдыхать в дороге было невозможно - сразу облепляли комары и мошки, поэтому шли с Милкой, не останавливаясь все время. 
Спасибо Татьяне - напоила чаем, накормила блинами со сметаной и Шура подвезла нас с Милкой на мотоцикле.
   Не думала, что способна на такой длительный поход, около 7-8 часов шла пешком и через заросли несла собаку на руках, она хоть и чихуашка, но весит 6 кг.  Искусанные и уставшие, забрались в палатку отдыхать.

   К вечерней рыбалке я отдохнула, Леша взял меня в лодку, Милка, конечно, увязалась за мной. Он закидывал спиннинг, а я фотографировала пейзажи. Но мошки просто озверели, их собралась большая туча, мешали фотографировать,  и мы с Милкой сбежали на берег.
А Леша  вечером наловил рыбы. Щуки, плотва, лещ и голавли, которых мы никогда раньше не видели и опознали только через интернет. Рыбу посолили, чтобы потом завялить.
 Витюша жарил хлеб, было очень вкусно.
рисунок автора


Рецензии