Всеслав Братиславович - Чародей

«Слово о полку Игореве»
Один только Изяслав, сын Васильков, позвенел своими острыми мечами о шлемы литовские, прибыл славу деда своего Всеслава…

Всеслав Брачиславович был одним из первых князей, при котором Полоцкая земля являлась самостоятельным княжеством-державой, население которой составляли: кривичи, дриговичи, балты, угро-финны и другие племена.

Жизнь Всеслава являла собой взлёты, падения, укоры. Всё переплелось в судьбе, и теперь трудно отыскать несовместимость принципов при его противоречивом характере. Где была крайность? Или терялось чувство меры, а может, когда одна религия сменялась на другую. А может это случилось, когда проявлял слабость. Но при всей наготе своих слабостей Всеслав не изменял родной Полоцкой земле, на современном языке, имел чувство патриотизма. А потому отец и сын правили страной целое столетие. С 1003 до 1044 года в Полоцке правил Брачислав Изяславич , а после его смерти, до 1101-го года – знаменитейший из полоцких князей Всеслав Брачиславович, прозванный Чародеем. В летописях упоминается, что мать родила Всеслава «от валхования», это значит при участии языческих кудесников. На голове была отметина «язвено», а может родимое пятно, которое волхвы приказали завязать, чтобы сын носил до смерти пометку избранника неба. Спрятанному под перевязью таинственное «язвено» приписывали «немилосердность Всеслава на кровопролитие» хотя были и мирные заботы кроме пролитой крови.

По легендам, если на поклонение Христу сходятся звери, птицы, то от Всеслава наоборот прячутся, являясь предвестием нелёгкой судьбы. Так оно и было. Он был как антипод Христа, хотя, шёл в бой с именем Христа.

Если по смерти Брачислава - отца садится Всеслав на трон княжить в шестнадцатом годке, то получается, что родился он в тысяча двадцать восьмом году. И полярное сияние было в эти годы, и имело вид змея, которое было невозможно не заметить.

Князь Всеслав – праправнук Рогвалода, правнук Рогнеды и внук Изяслава.

Значение происхождения имени Рогвалода: «владеющий рогом» - «володар рога» - для питья как бы является принадлежностью княжеской власти.

Есть и другое значение. Этимология названия районов на севере Норвегии в Х столетии под названием «Рогвалод», имеющее одинаковое звучание, даёт представление, что с севера Норвегии и приплыл со своей дружиной князь Рогволод в Полоцк. Судьба Рогволода и его княжества прямо незавидная. А история такая: дочь Рогволода – князёвна Рогнеда – понравилась двум князям: Киевскому Ярополку и Новгородскому Владимиру. Она дала согласие Ярополку – Киевскому князю. И не без подсказки отца. На что Владимир Новгородский отреагировал. Собирает войско и идёт на Полоцк. Город был взят приступом, и сожжён. На глазах убиты родители, а князёвну девчонкой увозят в Киев, давши имя Горислава. Поражение Рогвалода было поражением Ярополка Киевского. Подосланные воряги убили Ярополка. Установилось единовластие на 27 лет. Мужская линия в 980 году Полоцкой княжеской династии вырублена под корень, а столица полочан, упоминаемая в летописях наравне с Новгородом и Киевом, превратилась в пепелище, хотя когда перенесли детинец на

новое место, на возвышенность над Двиной, то вновь Полоцк стал оживать. А Рогнеда являлась продолжательницей рода полоцких князей. Взятая в плен как пленница, родила 6-х детей своему мужу: Изяслава- будущему великому полоцкому князю, Ярослава- будущего великого киевского князя, Мстислава- будущего Тмутараканского князя, победителя хазарского каганата, Всеволода- будущего основателя Владимир-Волынского. Дала жизнь двум дочерям Предславе и Добранезе.

Но, чтобы любить её, ему нужна была свобода и то, что князь разлюбил и имел гаремы, а из жён их было четыре, он отдавал предпочтение Рогнеде. Так как сам был «сын рабыни», а Рогнеда- была представительницей княжеского рода.

Иногда после походов Владимир приезжал словом-другим перемолвился с Рогнедой. Вот тогда, улучив момент, когда он остался ночевать, подошла до ложа и занесла над Владимиром кинжал… Но Владимир вдруг проснулся и перехватил кинжал. Владимир сказал Рогнеде готовиться к смерти, но когда он вышел, она научила сына Изяслава сказать, что ты тут не один. Он так и сделал. На что Владимир сказал: «Кто знал, что ты тут?» Слова сыновы спасли Рогнеду. И Владимир отправляет жену с Изяславом в ссылку, во вновь отстроенный город названный «Заславье» в устье Свислочи (недалеко от Минска). Князь принимает христианство и отказывается от наложниц и жён, и жениться с сестрой византийского императора Василия ІІ Ганною, а Рогнеде наказывает выбрать себе мужа. Но гордая Рогнеда отвечает: «Царицей была, царицей останусь, а коли ты христился, то и я буду невестой Христовой». И Рогнеда принимает монашество. Она основывает первый в восточной Европе женский монастырь и принимает постриг под именем Анастасия (что значит воскрешение).

История Рогволодовичей и Всеславичей имеет 400-годовую хронологию, Рогвалодовичи назывались в Х-ХІ столетий, а Всеславичи в ХІІ-ХІІІ столетии.

Имеет место версия, что славяне были пришельцами и потеснили балтские и угра-финские племена, а ранее скифы-сарматы занимали эти территории. Они устраивали детинцы – городищи. Уже в ІХ столетии летописец упоминает, что поселения славян называлось «городами»: «И принял власть Рюрик, и раздал мужам Своим грады: тому Полцеск, тому Ростов, другому Белоозёры. И по тем городам суть варяги: в Новгороде – славяне, в Полоцке - кривичи»… Так впервые в летописях годом 862 упоминается Полоцк, где правила династия Рогвалодовичей и Всеславичей. Дед Всеслава Брачиславовича Рогвалод был известной в династии личностью, упоминаемой в летописи в 970-980 годах, что он варяг, пришёл из-за моря, и нормандского происхождения.

Но вернёмся опять к Всеславу.

Всеслав возвёл храм в Полоцке в честь святой Софии, символ единства полочан. Строили и византийские зодчие и свои полоцкие мастера, чтобы поведать миру о равенстве Полоцка с Новгородом и Киевом.

В храме семь куполов. Со свода главного на верующих смотрел Христос Пантократор (властелин Вселенной). В соборе принимали послов, хранили княжью казну, библиотеку, основанную Всеславом. На печати было написано: «Печать Полоцкая і святой Софі».

Благодаря «Слову о полку Игореве» можно представить сечу на реке Немиге, неподалёку от сожжённого Минска, где встретились рати полоцкого князя и Ярославичей.

Всеслав дорогой ценой защитил державу, и войско Ярославичей отступило в свои пределы. До этого за год до похода на Псков, взять который не удалось, ходили походом на Новгород, который взяли и колокола сняли со святой Софии. В начале 1667 года выступил на Новогородок (нынешний Новогрудок), город, построенный

Ярославом Мудрым, выбили киевскую дружину и заявили о своих правах на литовские земли. Возвращался после второй победы Всеслав. Его хотели перехватить сыновья Всеслава Мудрого и киевский князь Изяслав. Они знали, что Всеслав будет возвращаться через Менск. Менчуки решили обороняться от сил южных княжеств, но не смогли отбиться и их настигла жестокая расправа: всех мужчин вырезали, а женщин и детей взяли «на щит» - в плен. Всеслав не мог позволить врагу прорваться вглубь полоцкой земли. Вот на реке Немиге и сошлись и «бысть сеча зла и мнози падёша с обе стороны». И благодаря «Слову о полку Игореве» о той сече знают во всём мире. Историки пусть спорят, кто победил, только войско Ярославичей отступило в свои пределы – это факт.

Веротерпимость или двоеверие князя и его подданных не раз позволяло Всеславу набирать войско в соседних балтских либо угро-финнских землях, где молились старым богам.

Через четыре месяца враги встретились снова под Оршей. Всеслав стоял на правом днепровском берегу с дружиной, а Ярославовы сыновья – на левом. Киевский князь поклялся крестовым целованием, что не учинит зла Полоцкому князю. Но как только Чародей переплыл на челне Днепр и зашёл в шатёр, то был схвачен со своими сыновьями дружинниками Изяслава. Дорого обошлась Всеславу его доверчивость. И посадили его в земляную тюрьму-порубу, чтобы сгноить, заковав в кандалы. Хотели Ярославичи вывести корень Рогволодов, довести до конца то, что начал, а не смог Владимир с воеводой Добрыней.

Князя держала на свете мысль о родине, уповал на языческих богов, не обижал волхвов, не разрушал капищ, хотя был на нём грех снятия колоколов с Новгородского собора.

Не важно, какому Богу молился князь, но избавление пришло через год. В 1068 году на киевскую землю ворвались половцы. Ярославичи, вышедшие навстречу, были наголову разбиты. Киевляне потребовали от Изяслава оружия и лошадей, но Изяслав боялся, что оружие обратится против него, что сведут счёты с ним, скинув с трона. Когда вечевые послы вернулись с пустыми руками без оружия, скопище толпы побежало к порубу, другое на княжий двор, и освободили князя и сыновей. И Всеслав стал великим Киевским князем на семь месяцев.

Из Киева сходил походом на Тмутаракань (в ХІ веке Тмутаракань была русским княжеством) пригнали оттуда лошадей, которых недоставало для отпора «поганым». К концу года половцы почувствовали силу киевского князя и отступили на своё Дикое Поле. Беглый Изяслав, шёл к Киеву с войском тестя польского короля Болеслава. На простой люд только мог положиться Всеслав, но не на боярство и ненадёжную дружину. Князь вёл дружину на Изяслава, но под покровом ночи оставил киевлян, его звали колокола полоцкой Софии. Летописи говорят, что он тайно от киевлян оставил под Белгородом войско и направился в Полоцк. Развязка, видимо, кроется в том, что призван на княжеский трон был Всеслав чернецами во главе игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия – духовного союзника Всеслава, да и боярское окружение было настроено провраждебно, а во главе полочан поддерживали и духовные наставники Феодосий и Антоний Печерский. К ним был Всеслав ближе, чем прокатолически настроенный Изяслав. А на полоцкий трон претендует сын Изяслава – Мстислав, но в том же году неожиданно умирает, и не потому ли, что Изяслав при взятии Полацка пользовался поддержкой польского войска. А на его место сел брат Святополк, и тому было дано сидеть не более года. Согласно летописи Всеслав убежал до финского племени – водь. Откуда появился во главе водского войска и сразу пошёл на Новгород, который являлся первым врагом полочан, да его враг Глеб там заседал.

Всеслав выгнал его из Новгорода в 1066 году, а потом с Тмутараканя в 1068-69 гг. Можно вспомнить, что около колыбели были вещуны и один с них нашёлся в Новгороде, который выступал против Новгородского Епископа Фёдора. Произошёл раскол и многие пошли за вещуном, а не за Глебом с дружиной. Князь остался фактически в одиночестве, но взявши секиру умертвил вещуна и люди разошлись. Не только Всеславу нужен город, а всему причиной княжение Глеба в Новгороде и его брата троюродного в Полоцке Святослава, что было небезопасным для княжения в Полоцке.

Войска Всеслава и Глеба встретились на реке Гжель и сразу вступили в битву, где была большая сечь. В этом бою и сгинуло их много без счёту. Князь Всеслав попал в плен, но его сразу отпустили «Ради Бога», что наиболее интересно в этой истории. То ли политический авторитет сыграл свою историю, то ли авторитет «Восточной Европы», а может, что набирало силу вече. «Вече» - Новгорода, о независимости городов. Но впервые князя Всеслава избрали полоцким посадом – вечем, - это факт, и фактом остаётся, что враг Глеб отпустил его. После поражения на реке Гжели имя Всеслава исчезает на два года из летописей. Видимо Всеслав собирает балтские племена и в 1071 году он уже под Полоцком с войском литовцев, эстов, ливов, лептов, семигалов. Летопись говорит: «И выгнал Всеслав Святополка с Полоцка. Князь Киевский Изяслав не оставил без внимания и Чародея в Полоцке и борьбу с Всеславом возглавил брат Святополка, старший сын Изяслава Киевского – Ярополк». (В последствии по всей видимости Владимиром был убит Ярополк, а его жену заставил с ним жить).

В 1071 году Ярополк разбивает Всеслава под Галатичаском. Но эта победа не имела успеха ни для Полоцка, ни для Киева. Получилось то, что и при Немиге. У Ярополка не хватило мощи, чтобы возвращать Киеву Полоцк, а Всеславу желания идти на Киев, за границу своих владений.

И снова на страницах летописи на два года пустота. Чем занимался Всеслав? Неизвестно. Видимо собирал войско, оружие, не было уверенности, что его оставят в покое.

В 1073 году князь Изяслав Киевский налаживает связи со Всеславом и 27 декабря 1076 года в Киеве умирает Святослав и на его место садится на трон брат Всеволод.

С этого времени для Полоцка закончилась мирная жизнь. Над землями Киева, Чернигова, Владимира установилась единая власть в образе последнего из его наследников. Среди них наибольшую активность проявил Владимир Мономах.

Когда с его вотчины уходит смоленская добыча со Всеславовым обозом, Мономах мчится вслед, но не отваживается нападать на Полоцк, и в бессильной ярости опустошает землю полоцкую до Лукомля и Логожска, да супротив Друцка воюючи – говорит летопись.

В 1074 году внезапным ударом изгнал из Полоцка Киевского ставленника Святополка и через шесть лет после изгнания Святополка на Полоцк пошёл войной Владимир Мономах, тогда князь Черниговский и Смоленский. Но Полацк оказался не по зубам и тогда Владимир Мономах собрал дружины со всех южных княжеств, позвав на подмогу Новгородцев и Половецкую орду. И вновь Полоцк выстоял. Отступая враги жгли и разоряли полоцкие волости. В бессильной ярости они до основания уничтожили кривичский город Одрск, который так и не был отстроен.

Кроме столицы Полоцка, полоцкое княжество насчитывало восемнадцать городов: Витебск, Браслав, Заславль, Усвят, Копысь, Менск, Орша, Лукомль, Логойск,

Друцк, Голотическ, Борисов, Стрежев, Некопочь, Еменец, Одрск, Городец и Кривич – город, который впоследствии станет называться Вильней.

Власть Полоцка распространялась на нижнее Подвинье, до самого Балтийского, или, как его предки называли, Варяжского моря. А на землях, где жили предки современых латышей, стояли города Герцика и Кукейнос, где сидели Полоцкие вассалы.

Осенью 1084 года Владимир Мономах с черниговцами и половцами внезапно нападает на Менск (дважды разрушенный Менск на реке Менце на протяжении семнадцати лет (1067 и 1084гг.) вновь не возрождается, а переносится на обновленное место в приток Немиги и Свислочи).

Мономах внезапно напал и также внезапно исчез за пределы Полотчины. У него не было сил, ни храбрости выступать открыто против Всеслава, который в свои пятьдесят два года благодаря державной мудрости держался вполне уверенно. До самой смерти (1125) Мономах ходил походами на соседние княжества, добираясь и до Полоцкой земли. Но пока был жив Чародей никто не мог пересечь границу Полоцкого Княжества. Мономаху не давала покоя слава Владимира-Христителя и мысль о сотворении новой империи.

Тем временем росли наследники, насчитывающие шесть, а то и семь сынов Всеслава: Давыд, Глеб, Роман, Ростислав, Светослав-Георгий, Рогвалод-Борис. Последнего князя Рогволода и Бориса некоторые считали за двоих. Как дальновидный политик, Всеслав понимал, что развал империи Рюриковичей – это только начало глубокого и неизбежного деления разных земель своей державы и амбиций, а парадокс разделения, деления земель своей державы состоял в том, чтобы сохранить единство в наследии и удержания власти в державе Полоцкого Княжества. Во внешней политике мнения братьев сходились, хотя внутренние споры происходили.

Сам Полоцк, место слияния Двины и Полоты, где на детинце возле Софийского собора поднялся княжий двор. Дружина – главная опора князя, а в большие походы набиралось ополчение.

Во времена Всеслава город стал очагом просвещения. Действовала школа при Софийском соборе.

У одного из сыновей Всеслава-Чародея Святослава-Георгия и княгини Софии родится девочка, которой дали имя Предслава, так звали ещё бабку Рогнеды, самой просвещённой женщины того времени. Она же будет именоваться в летописях Преподобной Ефросиньей, игуменьей Полоцкой, даст земле полоцкой и миру – Христову невесту. Потомки Чародея войдут в историю, но наибольшую славу принесёт Полоцку его внучка, она станет небесной покровительницей. Запись летописца гласит: «Умер Всеслав, князь Полоцкий месяца апреля на четырнадцатый день, в девятом часу дня, в среду».

Всеслав Чародей оставил на генеалогическом древе полоцких князей могучую ветвь, кроме дочери, сыновей Всеславичей. Правление его было пятьдесят семь лет. В истории предпринимались попытки поставить на полоцкой династии крест, но тщетно. Через десять лет возвращаются (из почётной) ссылки двое братьев Рогволодовичей, в это время земля Полоцкая уже будет освобождена от Киевского ставленника Святополка и полоцкое вече провозгласит князем Всеслава – внука Васильку, которому каким-то образом удалось избежать ссылки.


Рецензии