Никтошенька

Живёт в одной деревеньке захудалой дедушка старенький, по прозвищу Никтошенька.

Почему так прозвали молодые не знают не ведают.

Только он сам рассказывал.

Давным давно это было. Жил на селе молодец разудалый Иванушка. Всем хорош и статью и силушкой. Всё то он по хозяйству справить умел: и дом поставить, и дров нарубить, и баньку затопить, и еду приготовить ежели надобно.

С матушкой старенькой жил. Она то ослепла, так в потёмках и прожила бы до конца дней своих. Только случай дивный случился с тем самым Иваном.

Пошёл как-то Иван в лес, вроде как по грибы собрался. Идёт радуется, денёк погожий солнечный, хорошо. Вот и корзинка полная, можно и домой возвращаться. Повернул Иван к дому, пошёл, а выйти не может. Заплутал, будто водит кто вкруг и не пускает.

Испужался молодец, да не очень. Топнул ногой да как крикнет: "Отпусти меня, хозяин леса или кто балует, не пускает. Нельзя мне у тебя остаться. Матушка у меня старенькая, слепая, пропадёт без меня".

Заухала сова в ответ. Жутко Ивану, боязно.

Вдруг видит, девица красная навстречу идёт.

- Что Ванечка, заплутал? Хочешь из лесу выведу?
- А что за услугу возьмешь?


- Женись на мне. Это и будет плата.

Подумал Иван вроде девица красавица, только что-то не так. Холод от неё мертвецкий.

- Нет, - говорит, - не могу я на тебе жениться без матушкиного благословения. Никак не могу.

Рассердилась тут девица, завертелась волчком, обернулась старухой страшною и говорит:

- Что ж пусть так, только имени своего не вспомнишь и матушка забудет и все кругом знать не знают как звать тебя, коротать тебе век без имени.

Обернулась вороной чёрною и улетела.

Покрестился молодец крестным знамением да пошёл домой. Идёт и всю дорогу имя своё вспоминает. Забыл.

Мать Василиса помню, отец Дмитрий. А я кто же? Никто?

Вернулся в избу свою, матушка его обнимает и плачет горючими слезами.

- Что матушка случилось, приключилось, что плачешь?
- Да как же не плакать, совсем из ума выжила. Помню что сыночек ты мой, а как тебя звать позабыла.

- Эх, матушка, не ты из ума выжила, это ведьма лесная на меня морок навела, за то что не захотел на ней жениться без твоего благословения. Я и сам не помню как меня звать-величать. Вроде как Никто я теперь.

Ещё пуще матушка печалится о судьбе сыночка родного да сделать что не знает, не умеет.

Время идёт Никто живёт, матушка Никтошенькой величает, да в деревне так и прозвали.

Однажды путник в ту деревню пришёл. Узнал про Никтошеньку и говорит:

- Да ведьма злая позабавилась. Ну да ничего всё поправить можно. Ежели найдётся девица что замуж за Никтошеньку выйдет, всё и изменится.

Только ведь не хочет ни одна девица за безымянного идти, уж больно груз тяжёл.

Никтошенька уж совсем запечалился, руки опустил. Беда да и только.

Матушка его Василиса и говорит:

- Никтошенька, нельзя тебе без имени, нужно у родовичей помощи просить. А просить то может лишь жена хитромудрая - ведунья.

Где ж нам такую найти. Девицы в деревне все молодицы, нет у них хитромудрия, не научились ещё.

Сходи-ка ты в деревеньку дальнюю, что за речкой стоит. Там живёт бабка Стеша. Мудрая может она что подскажет, чем поможет. Вот деньжат возьми отблагодарить. Завтра утром и ступай. Помогай тебе бог.

- Как же я тебя матушка одну оставлю? Туда ж три дня пути, да столько же обратно. Как ты одна? Слепая?

- Иди говорю, мне  Мария-соседка поможет, обещалась. Добрая она, хоть и несчастная.

- Ну коли так, пойду. Я без имени, что без сил. Беда-кручина одолевает и радости в жизни не даёт. Спасибо матушка, надоумила. Соберусь утром и пойду, за советом к бабушке Стеше.

Утро пришло. Встал Никтошенька раньше солнышка. Темно ещё, а не спится. Пошёл водицы выпить. Набрал в кружку, хочет выпить, а там видится ему девица красная, что в лесу встретилась, смеется над ним, хохочет.

А потом и услыхал Никтошенька:

– Ладно прощаю тебя Иван Дмитриевич, за то, что на мне жениться не захотел. Снимаю с тебя заклятие моё.
Да за то, что не озлобился и матушку свою не бросил. Награжу тебя подарком не денежным, не рукодельным, подарю я тебе...

- Ничего мне не надо из подарков. Только вот если матушка снова видеть будет, на том и спасибо скажу.

- Будь по твоему. Только помни: ты сам от подарка отказался.

Опять захохотала и исчезла.

Очнулся Никтошенька, что за диво и правда он Иван Дмитриевич. Хорошо-то как со своим именем. Радостно.

Пошёл снова лёг, да и заснул молодецким сном. Долго спал Никтошенька, матушка не будила.

А как проснулся она радостью и поделилась, что вспомнила как его звать величать и что стала видеть маленечко.

Обрадовался Иван Дмитриевич, видать не зря в лесу плутал, имя забывал, да о матушке заботился. Вот и радость пришла: матушка здорова и он со своим именем.

Спасибо девица красная, матушке помогла.

02.03.21


Рецензии
Прекрасная сказка в старинных русских традициях))) Наслаждалась чтением.
Благодарю!

Тата Платонова   19.10.2021 10:27     Заявить о нарушении
Тата, благодарю за отзыв. Рада что сказочка понравилась.

Елена Курышева   19.10.2021 12:46   Заявить о нарушении