Пожар 2001 год. 2 марта

   Жили мы в доме свекрови. Она постоянно была недовольна
мной и моими детьми: всё мы делали не так, как ей бы хотелось,
хозяйкой она была строгой и не в меру властной.

   Во дворе, помимо полтораэтажного дома, возвышался ещё
двухэтажный гараж, в первом этаже часто стояла наша машина,
а второй был завален разным хламом, который «мог пригодиться».
У свекрови было своё, «единственноправильное» мнение, что всё,
что там сложено, жизненно нам всем необходимо: там стоял
кожаный диван с очень высокой спинкой (такие в довоенных
кинофильмах показывают обычно), несколько рам со стёклами,
железные старинные кровати с сетками, мешки с детской (ещё
советской) обувью, мешки с детской одеждой (свекровь говорила,
что она ещё старшую дочку свою в эти одёжки наряжала, а дочке той
на тот момент было уже за сорок). Ещё там были сложены большие
тюки с каким-то сеном и люцерной. С одной стороны был въезд
в гараж для машины, а с обратной стороны — кирпичный курник,
в котором мы завели около тридцати курочек- несушек и пару
драчливых петухов. Муж очень заботился о них: хорошо утеплил
помещение внутри сеном, специально собранным в лесу мхом,
а снаружи на стены натянул большие сетки и тоже набил их сухим
сеном, чтобы его «курочки» не замёрзли.

   Время было тяжёлое, я не работала, только муж, и то
«на частника». Денег крайне не хватало. Все деньги, что у нас были
на тот момент, мы «влупили» в приобретение птицы. Купив чуть
подрощеных цыплят, мы держали их в цокольном этаже дома,
кормили их с рук, выхаживали, лечили, некоторым даже дали имена.
Может они так бы и остались в доме, но пришла весна, снег, какой
был, растаял, было тепло, накануне прошёл затяжной дождь…
и нижний этаж нашего дома «поплыл»… Стала подниматься
подпочвенная вода и залила весь этаж. Если бы у нас были утки, то,
может, мы и не переселяли бы свою птицу в курник… Но куры
плавают, я вам скажу, не очень…

   Из-за, довольно высокого, поднятия воды нам пришлось
выкладывать из старых кирпичей небольшие островки по этажу
и класть сверху них доски, чтобы можно было выйти из дома.
Входная дверь на треть находилась в воде. Чтобы зайти в дом, надо
было осторожно, не поднимая волну, открыть дверь и перешагнуть
через порог на доску, при этом обязательно наклониться, чтобы
не удариться головой об верхнюю обналичку дверного проёма. Я
рассказываю об этом так подробно, чтобы вы могли представить
себе как это выглядело. В дальнейшем эти обстоятельства сыграют
свою роль.

   Сын Алексей учился во втором классе, дочке Риточке было чуть больше года.
Итак, 2 марта. Вечер. Свекровь в полудрёме пытается смотреть
какую-то передачу по телевизору. Рядом на ковре играет маленькая
Рита. Сын, доделав уроки, просит включить другую программу, чтобы
посмотреть любимый КВН, который скоро начнётся. Мне тоже
хочется его посмотреть, но есть ещё дела по хозяйству, которые
нельзя отложить на потом. Решаем, что Лёша мне поможет и будем
вместе смотреть. Идём во двор. Сын кормит Майка, нашего крупного
рыжего красавца, помесь ротвейлера с боксёром, который бегает
свободно по двору. Я иду в курник, насыпаю корм: обычно, курочки,
как только увидят, что пришли их кормить, сразу забегают в своё
тёплое помещение… Но в этот раз они почему-то заходить
не хотели… С Лёшиной помощью мы еле загнали их внутрь,
особенно упирался белый петух, ни в какую не хотел идти! Еле
справились! Поскольку, как я уже упоминала, время было тяжёлое,
люди не всегда могли заработать на жизнь, курей часто воровали
(у нас тоже!). Поэтому мы загоняли их и закрывали в курнике
на замок. Справившись с делами, мы с сыном поспешили в дом
к телевизору.

   Должна заметить для ясности: в курник и в гараж был проведён
свет. И ещё, я не могу сказать ничего плохого о соседях, но уж очень
часто их бабка ругалась с моей свекровью. Вот на ровном месте
зацепится и начинает: то наша собака лает на неё, то мы, поливая
огород, набрызгали ей на забор, то сарай у нас слишком близко к её
участку стоит (хотя сарай там стоял, когда они въезжали), то одно, то
другое… А ещё, иногда подойдёт к забору и заглядывает,
наблюдает… Свекровь её не любила, говорила: «Ведьма она… Вот
нет у неё кота или кошки. Вижу, что стояла в огороде, пялилась… Я
отвлеклась, повернулась, а нет её! Только кошка чёрная в наш
курятник лезет! Я шугану! А она зыркнет глазищами своими
и исчезнет… Глядь, опять она стоит! Точно, ведьма.» Я старалась
не обращать внимания ни на рассказы свекрови, ни на соседку. КВН
шёл уже минут десять, как вдруг начал мигать свет в доме. Я
выглянула в окно на улицу: мигает только у нас. Сын показал пальцем
в окно, которое выходило во двор… Возле курника было какое-то
свечение, видно было плохо, я быстро выскочила из дома…

   Подбежав в то место и увидев, что происходит, я замерла
на несколько секунд, пытаясь выдохнуть огромное количество
воздуха, которое в ужасе в себя вдохнула… Со стороны соседей
горело сено, которым был утеплён курник. Пламя распространялось
так быстро! Я мгновенно поняла, что я сама не справлюсь…
Подбежав к входной двери, быстро выкрутила пробки
из электросчётчика. Сказала своим одеться и приготовиться
выходить из дома, потому что огонь слишком быстро может
добраться до дома. Сама бегом ворота открывать. Выскочив на улицу,
стала звать соседей. На удивление, они сразу же вышли и крикнули
мне, что уже позвонили пожарным… Потом я это вспомню: они ещё
не должны были видеть пожар со своего участка…

   Огонь, как я предполагала, очень быстро подбирался к дому. Уже
сгорело сено и внизу и на втором этаже. Появился странный звук,
как- будто салют запускают: начали взрываться, стоявшие там же,
старые телевизоры…

   Где же пожарные? Что так долго?
В курнике огня нет, но вокруг всё горит. Подобраться к дверке
чтобы открыть и попытаться спасти птиц, не могу… Страшно…
С обратной стороны открываю ворота гаража: верх полыхает… Внизу
стоят большие голубые баллоны, похожие на газовые, только
большего размера, что в них я не знаю… Кидаюсь туда и выношу их
подальше от огня (на следующий день пыталась их поднять—
не смогла). Огонь всё ближе к дому. Собираются люди… Пёс
обезумел! Не подпускает никого ко двору… Кричу ему: «Майк!
Место!» И тут сама понимаю, что «место» — это гараж! А гараж
в данный момент горит! Пытаюсь оттащить его, схватив
за ошейник…

   Краем глаза наблюдаю картину: из дома выходит, переступая
через порог, залитый водой, свекровь, одетая в пальто с сапогами
в руках… Она по- над стенкой дома перебегает к открытым воротам
и начинает кричать: «Ой, бедные мы бедные, горим!» Едва
удерживая собаку, пытаюсь увидеть в толпе своих детей… Но их там
нет! Огонь совсем близко, уже сейчас сложно и опасно будет выйти
из дома! У входной двери упали несколько горящих кусков… И тут
вижу в темноте нижнего этажа стоит мой сын. В руках у него
большой шевелящиеся свёрток: это он завернул маленькую сестру
в одеяло… Он не может решиться прыгнуть через воду. Сам бы он
легко это сделал, но с малышкой… Она для него тяжеловата…

   —Сынок! Не сможешь перешагнуть, вернись в дом и выходите
через окно! — кричу, еле удерживая Майка.

   Он смог. Мой маленький отважный мужчина… Он прыгнул
и удержался на ступеньках… В этот момент от очередного взрыва
полетели новые горящие куски прямо на детей. Мне показалось, что
один задел руку Лёшика… Сын перехватил свою сестру в одеяле
на другую руку и поднявшись по ступенькам, выбежал сначала
во двор, а потом на улицу…

   В это же время подъехала пожарная машина. Я не могла подойти
к своим детям, Майк рвался, не давал развернуть пожарный рукав…
Я только видела, как свекровь протянула руки чтобы взять у Лёши
малышку, но он отдал сестру соседке, что жила через два двора,
а сам отошёл к подбежавшим в тот момент нашим кумовьям,
крёстным Риты…

   Пожарные уже доливали последние литры воды, огонь уже
не полыхал огромным заревом, прекратились взрывы, догорали
остатки тряпья, раскиданные по всему огороду… Подъехала
милиция… А следом за ней на машине и мой муж с работы…

   —От проводки внутри курника всё загорелось. Сами виноваты.
Хорошо, хоть соседей не спалили! — озвучил вывод «главный
пожарник».

   Утром у нас собрались наши друзья, помогали расчищать, грузить
и вывозить кучи сгоревшего и ещё тлеющего хлама. В общем, ничего
из того, что сгорело, мне жалко не было. Открыли курник… Я просто
молча плакала, я не могла смотреть… Внутри помещения было чисто,
электропроводка абсолютно целая… И птицы были целые, только
не живые… Они оказались в настоящей «душегубке», они не горели,
они задохнулись… Не тронута огнём была и подстилка из мха
и соломы… Прямо у двери лежал, раскинув крылья, белый петушок…

   —Вот не любите вы Бабулечку свою! Это мама вас научила! Сама
никого не уважает и вас плохому учит…,— ворчала свекровь. «Это
не правда! Это не так! Зачем Вы выдумываете?» -хотела я ответить,
но тут я увидела взгляд сына и смолчала.. Он смотрел на бабушку…
нет!…сквозь бабушку… Как-будто она совсем чужой человек! Я
представила себе, что он пережил той ночью… Мама помочь
не может. Паника! Бабушка, получается, бросила детей и убежала
на улицу… Он остался в пустом доме в кромешной темноте
с маленькой сестрёнкой! Нужно было одеться самому и одеть сестру!
Не найдя обуви малышки, он завернул её с головой в одеяло и, взяв
на руки, прыгал через воду, закрывал от летящего огня… Он вынес её
так бережно, что она не только не пострадала, но и даже не видела
огня! Мой маленький худенький сынок… Мой отважный герой!

   Свекровь попытается обвинить Лёшу в поджоге, будет всем
рассказывать, как сама лично видела, что он у гаража жёг спички
и ещё прожёг клеёнку на столе во дворе… Потом окажется, что
клеёнку прожигало солнышко через оставленные ею на столе банки
с водой.

   С того дня сын сам сделал для себя какие-то выводы и сам решал
к кому как относиться. Он больше никогда не возьмёт угощения
от этой бабушки, никогда не попросит её о чём-либо, никогда
больше не будет рассказывать ей новые выученные стихи… никогда
не будет ей доверять… никогда…

   В тот злополучный вечер мы… каждый из нас… много потеряли…
Если не считать дорогого сердцу свекрови хлама, собираемого
годами, сгорела наша птица, в которую мы вложили не только
оставшиеся деньги, но и любовь и душу… Сгорел гараж, который
и через 20 лет мы не сможем отстроить. Сгорела большая часть
разобранной для покраски машины, осталась только внешняя,
которую увезли в покрасочный цех…

   Но самое страшное не то, что сгорело… Мой сын «закрылся»,
возможно от испуга, который он не хотел показывать. Он потерял
доверие к бабушке, он понял вдруг, что увидел её сущность… лицо
без маски с приторной улыбкой… Он стал приглядываться
к окружающим, стал понимать, кто чего стоит… Но! он стал ценить
тех, кто его любит! Он взял «шефство» над маленькой сестрёнкой,
помогая ей, защищая её, вытаскивая её, порой, из таких! историй
и передряг!
Пройдёт время, уже взрослая дочка, знакомя нас со своим
избранником, представляя нас, скажет: «Знакомься. Это мои
родители, которые меня воспитали: мама… и брат…»
Про папу она умолчит… Но не будем об этом… Ведь это совсем
другая история...


Рецензии