Ч. 245 Война на пороге

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/10/15/889

Отдыхать после плавания в Средиземном море  долго не пришлось.  Лесовского вызвали к  начальнику штаба флота. Корнилов рассказал капитан-лейтенанту, что дело идёт к неизбежной войне с турками, а, может быть, и с европейскими державами.

Лесовский получил приказание в кратчайшее время подготовить бриг к боевым действиям. Требовалось пополнить команду взамен тяжелобольных и умерших, отремонтировать судно после длительного плавания, принять боезапас, продовольствие и воду.

Командир и старший офицер лейтенант Александр Сергеевич Мусин-Пушкин работали с утра до поздней ночи, заставляя точно так же трудиться матросов и офицеров. Через три недели бриг был готов.

Лесовский получил последние указания, и 25 ноября 1852 12-пушечный бриг «Язон» с личным составом 154 человека, под командой капитан-лейтенанта 34 флотского экипажа Степана Степановича Лесовского отправился с Севастопольского рейда к восточным берегам Чёрного моря для присоединения к отряду контр-адмирала Николая Павловича Вульфа.

Эскадра состояла из фрегата «Коварна» и четырёх других малых судов. Крейсерство как крейсерство, ничего необычного, и события, записанные в шканечном журнале «Язона», тоже обычные, рутинные.

Постоянные учения - парусные, артиллерийские, десантные.  И даже чрезвычайные происшествия удивления не вызывают, они тоже обычные: в судовом лазарете 5 «слабых» больных, этот эвфемизм обозначал умирающих.

Упал на палубу при перемене грота матрос 2-й статьи Михайло Пьянко и разбился насмерть. В Сухум-кале отпустили на берег погулять команду, при сборе не явился матрос Игнат Карткиралис - не то сбежал, не то выкрали, в любом случае этого балаклавского грека ждала участь быть рабом у горцев.

На бриг прибыл отрядный командир контр-адмирал Вульф. Он провёл учения: готовились к снятию с якоря, ставили все паруса, стреляли из орудий, даже высадили десант «с пальбой из ружей-мушкетонов». Проводились и ночные учения. В общем, жизнь была не скучная.

В конце января с судов отряда заметили приближавшийся бриг «Тезей». С брига спустили шлюпку, на которой его командир капитан-лейтенант Лев Иванович Будищев прибыл к флагманскому судну.

Будищев вручил начальнику отряда пакет, в котором находилось предписание контр-адмиралу Вульфу немедленно отправить на «Тезее» в Севастополь капитан-лейтенанта Лесовского, назначенного командиром фрегата «Кулевчи»,

а командование бригом «Язон» передать старшему офицеру лейтенанту Мусину - Пушкину. «Тезей» доставил в отряд и нового командира шхуны «Смелая».

17 февраля бриг вошёл в Севастопольскую бухту. У Лесовского состоялась беседа в штабе флота с Корниловым, после чего он немедленно отправился принимать фрегат у капитана 2 ранга Ивана Андреевича Ендогурова.

Фрегат «Кулевчи» был новым судном, его спустили на воду в сентябре 1847 года. Предшественник Лесовского отлично подготовил команду: при состязательной стрельбе в цель с судов на Севастопольском рейде, проводившейся в октябре 1852 года, 60-пушечный фрегат «Кулевчи» занял первое место.

Жаль, что воочию представить себе жизнь на большом военном парусном судне можно только побывав в Англии, где бережно сохраняют в качестве музеев военные корабли различных исторических эпох.

Выше я упомянул звание несчастного моряка, упавшего с мачты, – матрос 2-й статьи. Возможно, читателю будет интересно знать, что даже в николаевские времена у матросов была возможность дослужиться до офицерского звания.

Когда рекрут попадал матросом на Черноморский флот, там действовала отработанная система подготовки кадров (нужно только зажмуриться и не думать о методах «воспитания»). Молодого матроса определяли к «дядьке», старому, опытному и дисциплинированному матросу.

Через шесть месяцев подготовки новичку присваивали звание матроса 2-й статьи. Через три года могли присвоить звание матроса 1 статьи. Марсовыми и рулевыми были только матросы 1 статьи.

Затем, если служба у моряка шла хорошо, то ему присваивали звания ефрейтора, унтер-офицера, боцманмата и боцмана. В случае «беспорочной выслуги» в этих званиях не менее 12 лет, можно было получить офицерское звание.

Таких офицеров на флоте можно было пересчитать по пальцам, в дворянской офицерской среде на них смотрели свысока. 60-пушечный фрегат с экипажем по штату 463 человека – мощное судно.

Командиров таких кораблей на Черноморском флоте готовили, как говорится, штучно. Назначение командиром «Кулевчи» означало, что Лесовского приняли в когорту лучших черноморских моряков и путь в адмиралы ему был открыт.

Фрегат входил в состав 5-й флотской дивизии, начальником которой был вице-адмирал Павел Степанович Нахимов. Надо полагать, что назначение Лесовского состоялось по предложению Нахимова.

17 мая 1853 года в Севастополь из Одессы на пароходе «Громоносец» прибыл князь Меншиков. На следующую ночь по его приказу вышли в море фрегаты «Кулевчи», «Коварна», бриги «Эней», «Птолемей» и «Язон», входившие в эскадру Нахимова.

Перед ними поставили цель: следить за движением турецкого флота и о встреченных военных турецких судах давать знать командующему отрядом. Орудия приказали зарядить. Суда распределились по заранее намеченным квадратам в 20 милях от пролива Босфор.

Держались на расстоянии 30 миль друг от друга. Фрегат «Кулевчи» крейсировал в районе пересечения параллели 43 градуса 30 минут с меридианом ноль градусов. Неделя проходила за неделей в постоянном напряжении.

Досматривали все проходившие мимо суда. Турецкие военные суда, едва завидев русский флаг, поворачивали назад. Время шло. Стали заканчиваться продовольствие и питьевая вода.

4 июня появился пароход «Метеор». Он доставил из Севастополя свежую зелень для команд и мясо. В кают-компании был праздник – вместо опостылевшей солонины на стол поставили куриный суп и зелень.

Кроме «Метеора», пришла яхта главного командира Черноморского флота и портов. Её командир лейтенант Ильинский имел поручение выяснить у командиров крейсеров все их нужды.

Потом прибыл ещё один посланец, пароход «Бессарабия». Он доставил на «Кулевчи» 4000 вёдер питьевой воды. Пароход пришвартовался к борту, и воду перелили через специальные водяные шланги, ватершланги.

Только закончили эту работу, как посыльное судно доставило Лесовскому приказ немедленно следовать в Севастополь. Степан Степанович подумал сразу о тех, кто остаётся.

Он приказал передать всю свежую воду на бриг «Язон». Но «Метеор» уже ушёл, и шлангов не было. Тогда Лесовский приказал перелить воду в бочки и на шлюпках и баркасах отбуксировать воду на бриг.

В Севастополе на фрегат с берега передали сигнал: «Командиру прибыть к начальнику штаба флота».

Продолжение http://proza.ru/2021/10/17/893


Рецензии
Тяжелые ныне времена - пандемия, карантин... С удовольствием побывал бы в музее кораблей парусного флота. В каком, интересно, городе это? Да что спрашивать - нашел бы, если бы добрался. Спасибо! С уважением.

Александр Алексеенко 2   22.10.2021 23:23     Заявить о нарушении
В Портсмуте, Александр!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   23.10.2021 00:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.