Здоровье

 Ко времени встречи с сокурсниками мне исполнилось шестьдесят два года. Возраст ещё не давал знать о себе, хотя проблемы со здоровьем уже появились. Люди не любят распространяться на эту тему, полагая, что обсуждать свои болячки с другими неприлично. Может быть, это и так. Хотя сохранить здоровье желает каждый. Мой личный опыт в этом деле не уникален, однако в практическом плане представляет интерес. Хотя бы как опыт преодоления ошибок, от которых не застрахован никто. 
 Во второй главе этой книги я уже рассказывал, что здоровьем Бог меня не обидел. Как и мои сверстники, в детстве я мог часами гонять в футбол, кататься на велосипеде, летом плавать, зимой – играть в хоккей. Мы росли крепкими,  спортивными, что характерно для всего послевоенного поколения. Я практически не болел, если не считать «обязательных» детских болезней и операции по поводу аппендицита, сделанной мне после окончания восьмого класса. Занятия спортом ещё более укрепили заложенный во мне природой потенциал. Я не сомневался, что его хватит надолго.               
 Учась в университете и после его окончания в аспирантуре, я вёл здоровый образ жизни. Я не курил, не пил, если не считать редких случаев, связанных с семейными праздниками. Это казалось мне естественным, хотя в то время я не задумывался о старости. Некоторые мои знакомые, любившие гульнуть, подшучивали надо мной: – Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким умрёт.
 Эта философия меня раздражала и обижала. Равенство больных и здоровых перед смертью, казалось, делало ненужным всякие усилия по сохранению здоровья, поддержанию физических кондиций. Если конечный результат один, то зачем стараться? Эта мысль казалась мне ложной,  но проверить её можно было, лишь опираясь на собственный опыт.               
  Первое испытание на этом длинном пути ждало меня в связи с собственным весом. Женившись, я довольно быстро вышел из своей весовой категории в семьдесят пять килограммов. А после того, как съездил в отпуск к тёще, вдруг поймал себя на том, что мне трудно завязывать на ботинках шнурки. Избыточный вес сегодня беспокоит многих. По статистике каждый третий мужчина в Украине и в России страдает той или иной степенью ожирения. Эта болезнь передалась нам с Запада, жители которого раньше нас познали «прелести» цивилизации, связанные с сидячим образом жизни и питанием. Борясь с весом, люди садятся на диету, голодают. Некоторые, особенно отчаянные, начинают ходить в фитнес зал. Поскольку в то время фитнес залов не было, я начал бегать.
 Поначалу мои утренние пробежки были небольшими. Я вставал в шесть утра и пробегал три километра, несмотря ни на какую погоду. После душа и завтрака уходил на работу, ощущая лёгкость в теле и необыкновенный  прилив сил. Месяца три у меня ушло на то, чтобы привести свой вес в норму. А после этого я стал наращивать нагрузки. Один раз в неделю – как правило, в воскресенье – я бежал дистанцию в 10-15 километров. Признаюсь, это было нелёгкое испытание. Длинные дистанции смолоду не давались мне, и только в армии я научился их преодолевать. Теперь я бежал треть марафона, что доставляло мне неописуемое моральное удовлетворение. Так продолжалось десять лет. Я старался не делать перерывов в своих занятиях, даже если приходилось уезжать из дома. Когда в 1978 году я приехал на повышение квалификации в Минск, мои пробежки не прекратились. Даже в двадцатиградусный мороз, в перчатках на руках и с шерстяной шапочкой на голове, я бежал по снегу, ловя на себе уливлённые взгляды прохожих. Бегал я и в Киеве во время пребывания на лекторских курсах при ЦК КП Украины, о которых рассказывал ранее. Ничто не предвещало, что скоро о своих занятиях мне придётся забыть.
 Поступив в докторантуру, я вынужден был уделять больше времени науке. Разъезды по чужим городам, написание текста диссертации и другие заботы, связанные с ней, вытеснили бег на обочину моих интересов. Я думал, что снова возьмусь за него, когда появится больше свободного времени. Но это оказалось самообманом. Началась «перестройка», в водовороте нахлынувших событий мысли о беге вообще исчезли из моей головы.               
 Я опомнился, лишь когда в 1989 году у нас появился дачный участок в шесть соток и потребовалось его вскапывать. К своему удивлению, я оказался на это не способен. После первой вскопанной грядки мой позвоночник заклинивало, и я с трудом добирался до своего деревянного домика, чтобы там отлежаться. Остальное приходилось вскапывать моей жене и дочери, которой едва исполнилось четырнадцать лет. Я сгорал от стыда и бессилия, но изменить ничего не мог.
 Со временем мне стало ещё хуже. Приступы остеохондроза регулярно повторялись, и с каждым разом мне всё труднее удавалось из этого состояния выходить. Я стал передвигаться маленькими шажками, с трудом поддерживал спину в вертикальном положении, во время хотьбы мой подбородок норовил клюнуть вниз. Наступил момент, когда меня ставили на ноги только народные целители или, по-простому, костоправы. Они вправляли мне выпавшие позвоночные диски, и благодаря им я возвращался к жизни. Я решил, что далее так продолжаться не может. И как только в голове созрела эта мысль, появилась подсказка, что надо делать.
 На лотках среди книг, продававшихся на улице, я увидел книгу Поля Брэгга «Система оздоровления. Жизнь без лекарств». Она привлекла моё внимание тем, что в ней описывалось, как оздоровить свой позвоночник и предлагалось двенадцать упражнений для этого. Купив и прочитав книгу, я немедленно последовал советам автора. Первое время мне приходилось туго. Но постепенно позвоночник стал приходить в норму, и через год ежедневных тренировок я был здоров. Таким образом, в пятьдесят пять лет мне пришлось убедиться на своём опыте, что здоровье само по себе не сохраняется. И чтобы не болеть и вести полноценный образ жизни, надо прилагать к этому усилия. Но здоровье того стоит.
 В шестьдесят лет я чувствовал себя лучше, чем в пятьтдесят. А в семьдесят лет мог дать фору себе шестидесятилетнему. Можно сказать, что я обратил свой возраст вспять. Я ходил и продолжаю ходить в лес по грибы, преодолевая овраги и крутые склоны гор. На даче и сейчас не боюсь лазать на высокие вишни, собирая урожай; могу копать грядки, сколько надо.               
 Ко мне вернулась сила, которую я, было время, подрастерял и не знал, как её вернуть. Но это оказалось довольно просто. По предложению моего друга Алексея Шамшуры, который в 2008 году на шестидесятилетие получил от своей дочери в подарок месячный абонемент в фитнес зал, мы решили «тряхнуть стариной». И не напрасно. Занятия с железом восстановили мою мышечную массу. Мой вес снова начал расти и достиг восьмидесяти трёх килограммов. Но четыре килограмма я потом согнал, это лишнее. Восстановилась и сила. В шестьдесят четыре года в положении сидя я жал с направляющих стоек из-за головы 110 килограммов, и на других станках работал с приличными весами. В последующем, однако,  умерил нагрузки. Ещё Гиппократ говорил: «Всё, что сверх нормы, противно природе». Но ещё больше мне нравится другое его высказывание: «Тому, кто не хочет изменить свою жизнь, помочь невозможно».


Рецензии