Прощай, Америка!

 За несколько дней до отъезда из Сент-Луиса мы с моим напарником выбрались в магазин. Кроме подарков родне, мне нужно было купить себе кое-что из одежды. Хотя март только начался, ходить дальше в пальто стало невозможно. Необходимо было сменить и зимнюю обувь. Вместе с нашим «боссом» мы приехали в один из многочисленных торговых центров ( так называемый МОЛЛ), который поразил нас своими объёмами, ценами и сервисом. Здесь мы воочию увидели, что такое настоящие распродажи и скидки по-американски.
 Непривычно было наблюдать, как  посетители, не меряя, сгребают целыми охапками и кидают в тележки майки, рубашки, джинсы, куртки и прочие предметы женского и мужского туалета. Что они собираются делать с этой прорвой одежды, было непонятно. Но наш гид пояснил, что они просто покупают впрок. Дешёвую одежду можно было не беречь и менять, когда вздумается. Это так противоречило воспитанной у нас десятилетиями советской жизни рачительности, обусловленной дефицитом вещей.               
 С другой стороны, подстёгиваемая рынком американская расточительность тоже ни к чему хорошему привести не могла. Человек, подчиняясь общей моде, в конечном итоге становится рабом вещей. То есть простым потребителем, с которого много не спросишь, но которому много и не надо. Такой человеческий тип власть имущим очень удобен, и они всячески поддерживают принцип «больше кушать – меньше думать». Но в то время я, конечно, был рад изобилию американских магазинов. Кроме туфлей мокасинов и лёгкого свитера, я купил сандалики своему двухлетнему внуку Стасу. В постсоветской Украине девяностых годов, напомню, достать приличную детскую обувь было практически невозможно.               
 Эти яркие картины предотъездного «шопинга», наряду с другими впечатлениями от пребывания в Америке, мне существенно скрасили  восьмичасовый перелёт назад, на Родину. Сидя в кресле самолёта, я пытался как-то разобраться в своих чувствах и своём отношении к «стране, которой не было на карте». Так именуется у меня Америка в стихотворении, которое я написал значительно позже, в 2009 году. За это время произошло много событий, и моё первоначальное мнение об Америке существенно изменилось.
 За океан я ехал, настроенный к Америке достаточно благодушно. То, что Советский Союз проиграл в «холодной войне» и был разрушен в значительной мере усилиями американцев, ещё не воспринималось мной как угроза для будущего ни Украины, ни России – стран, с которыми было связано моё детство и вся моя жизнь. Как и миллионы людей в этих странах, я надеялся на установление дружеских, взаимовыгодных отношений с Америкой. Ведь между нами теперь не существовало той пропасти, которая в прошлом разводила нас – коммунистической идеологии. Установление в бывших советских республиках однотипного с США буржуазного строя давало, казалось, шанс на будущее.
 Но прошло всего несколько лет после моей поездки, и наступил период разочарования. Я увидел, что Соединённые Штаты и не думают налаживать взаимовыгодные отношения с Киевом и Москвой, они видят их только своими вассалами. Это сильно задевало мои патриотические чувства и внушало недоверие к политике США. А после того, как США, под надуманным предлогом, в 1999 году разбомбили и уничтожили Югославию, а затем то же сделали с Ираком, это недоверие переросло в отторжение навязываемой нам модели поведения. Стало ясно, что ничего хорошего от однополярного мира ждать не приходится. Окончательно меня в этом убедила «оранжевая» революция на Украине, подготовленная и осуществлённая спецслужбами США в 2004 году. Но об этом речь пойдёт позже.
 Возвращаясь к стихотворению «Америка» хочу сказать, что в моём представлении о ней уже нет тех чувств первоначального благостного ожидания, какие  были у меня в 1996 году. Я снял розовые очки  и увидел самую сильную страну мира такой, какая она есть – противоречивой, страдающей от мания величия, не способной, как раньше, жить на широкую ногу. От неё ушёл Успех – капризный жених, обещавший, что будет жить со своей избранницей вечно. Не буду пересказывать всё стихотворение, приведу лучше несколько ключевых строф из него:
Ты получила всё, чего хотела:
Сопенье в нос и передел границ.
Врагов, что ядом начиняют стрелы,
Друзей, что не показывают лиц.

Везде, где отщепенцы на подхвате,
Где нефть и газ, а может быть, и лес,
Ты утверждаешь хунты демократий,
То бишь, американский интерес.

Ну что бы ты сама себе хотела,
Какой тотем ты прячешь за спиной?
Америка, покуда в деньгах сила,
Тебе не быть счастливою страной!

 Возможно, этот вывод и сегодня, несмотря ни на что, кому-то покажется слишком смелым.  Но, как утверждал классик советской литературы Леонид Леонов – превосходный писатель и мудрый человек, – фантазия художника не только непредсказуема, но и имеет пророческие черты. Сбудется ли моё пророчество, покажет время.


Рецензии