Веданта-сутры. Глава III. Раздел 1. 292-318

Глава III. О духовной практике

Раздел 1

с санскрита


III.1.1 (292) Ради приобретенья «другого» («того», или «тела»)
Ду́ши, что покидают [изжившие срок свой пределы],

Забирают с собой элементов тончайшие [части] –
Это явствует и из вопросов, [в каких соучастье

Принимали пытливые мыслью], и из объясненья,
Приводимого в Чхандогья-Упанишаде ученье.

III.1.2 (293) Оттого, что вода трёхсоставна (из трёх элементов
Состоит), то окутаны души клубами агентов –

Элементами этими, а не одной лишь водою;
Но в Писаниях речь о воде, потому что [чертою

Человеческих тел выступает тот факт], что воды в них
Больше, чем остального. III.1.3 (294) Исход элементов [активных

Из изжившего тела] с душой потому происходит,
Что уходят из душ праны (чувства) – [и в новое входят].

III.1.4 (295) Если сказано будет, мол, праны не сопровождают
[Наши] души, поскольку Писания [нам] утверждают

О вхожденье в огонь («агни») и в остальное, – мы скажем
То, что это не так, полагая, [что мудрый обязан

Понимать] те суждения образно. III.1.5 (296) На возраженье,
Что вода не помянута в первом жертвоприношенье

(В тексте Чхандогья-Упанишады), мы скажем, что это
[Совершенно] не так: на воды́ однозначно приметы

В нём указано термином «шраддха», и сам этот термин
В том отрывке [по смыслу к воде] максимально приемлем.

III.1.6 (297) Если сказано будет, что в Шрути, мол, не говорится
О душе [в том аспекте], что та [неизменно стремится]

Уходить в «одеянье воды», то мы скажем, что это
Совершенно не так: из Священных Писаний ответы

Говорят ясно то, что лишь дживы – [субъектные] души,
Те, что к добрым делам [и служенью] всецело послушны,

Что приносят жертвоприношенья, – возносятся [выше],
В небеса. III.1.7 (298) А сужденье, что души – небесная пища

Для богов, – это просто метафора, коей причина
В том, что им неизвестно [ещё] Я – Атмана [личина] –

Высочайшее Я-[Абсолют] – это сказано в Шрути.
III.1.8 (299) [Говорится в них и о души послесмертном маршруте]:

В Смрити, так же, как в Шрути, прямые [мы видим] сужденья,
Что по мере кармического (добрых дел) истощенья 

Души наши с остатком, скопившимся к данному часу
На небесной стезе, возвращаются вниз, [как на базу],

Из небесных миров – тем же самым путём, что и раньше
Поднимались они после смерти, и новый путь также

[В них описан]. III.1.9 (300) И если последует [вдруг] возраженье,
Что, поскольку присущ душам [всем чёткий] план поведенья

На земной [их стезе], то, мол, предположенье о том, что
Обладанье остатком кармическим вовсе не до́лжно

Обязательным быть для рождения вновь – в нижнем мире,
То мы скажем, что это не так, [так как, думая шире,

Мы заметим], что слово используется «поведенье»
Для остатка кармического [не в прямом отношенье],

А как косвенное указание; так Каршнаджини
Полагает, [а он знает, что совершается в мире].

III.1.10 (301) Если сказано будет, что, мол, при таком толкованье
Поведения станет добро бесполезным [деяньем],

То мы скажем, что это не так [совершенно], ведь карма
[Напрямую] зависит от доброй, хорошей [программы].

III.1.11 (302) Поведенье («чарана») при этом лишь то означает,
Что есть действия – злые и добрые, так полагает

Мудрый Бадари. III.1.12 (303) В Шрути указано [также], что те, кто
Не приносит [положенным образом должную] жертву,

В мир Луны отправляются также. III.1.13 (304) Другие, какие
[Должных] жертв [в своей жизни земной] так и не приносили,

Отправляются к Яме – владыке загробного мира, 
И, поверив итог своих дел [в его мрачной квартире],

Возвращаются снова на землю [в повторном маршруте];
О таком [«многозвенном»] пути и заявлено в Шрути. 

III.1.14 (305) В Смрити также о том утверждается. III.1.15 (306) Кроме того́, есть
Семь адов. III.1.16 (307) [И в них всё сообразно Писаниям, то́ есть]

И в адах, как и в райских мирах, есть всевластие Ямы –
Потому по причине такой [его власть постоянно

Проявляется в том], что он судит всех грешников – тех, кто
Против истинной сути своей выступает [отпето].

III.1.17 (308) И поскольку о двух в них Путях говорится – о знанье
И о действии – так как они суть предмет испытанья.

III.1.18 (309) А о третьей возможности в Шрути не сказано вовсе,
Потому что об этом в Священных Писаньях [вопросе]

Говорится: «Живи – умирай – [вновь живи] непрестанно.
Это место – [опять] – и есть третье». Оно постоянно.

«Мелкодушными» грешных людей называют, поскольку
Они мрут и рождаются вновь насекомыми [только]

И в других [несуразных телах] непрестанно. То место
Называется третьим, поскольку о нём то известно,

Что оно и не «брахма-…» и не «чандра-лока». [И снова
Повторим эти мысли, поскольку они суть основа

Пониманья посмертных суде́б.] В текстах Упанишады
Говорится о существованье [посмертной диады]:

Две возможности есть у людей – они могут достигнуть
Мира или богов, или предков. Но ложен тот вывод,

Что, мол, грешные люди, что мира богов не достигли,
Достигают обители предков, – [они там не в силе

Оказаться посмертно], поскольку иметь предпосылки
До;лжно им или к знаниям, или к [достоинств копилке] –

Благодетельной [жизни] и действиям. Но так как грешник
Ни тому, ни другому пути не адепт, – то [поспешно]

Покидая свои телеса после смерти, он к аду
Направляет свой путь, в нижний мир, [вне желанной диады].

III.1.19 (310) И к тому же и в Смрити записано, что в этом мире
Появленья на свет [беспорочного] случаи были –

Вне пути пяти жертвенных [тризн], без участия даже
Или матери, или отца, иль обоих. [Так, скажем],

Дрона не был рождённым от женщины, а Дхриштадьюмна
[Появился на свет из огня, что Друпада разумно

Воскурил в алтаре, рождена была Сита из пашни] –
У них не было и ни отца, и ни матери даже:

Тот, кто выбрал [особенный] путь, тот рождён не из тела.
Так и в Смрити указаны эти [четыре предела].

III.1.20 (311) Также из наблюденья [за миром мы] можем заметить,
Что из всех четырёх вариаций живущих на свете

(То есть тех, кто рождён из яйца или [сразу] из тела),
Вида два [воля высшая так приспособить сумела],

Что они порождаются или [спонтанно, посредством]
Теплоты и достатка воды ([этот метод ответствен

За рожденье на свет] паразитов и [всех] насекомых),
Или [порождены из начал, алгоритмом ведомых]

([Так зачатые в семени и порождаются ими]) –
То есть не из утробы они порождёнными были

Материнской [на свет], – соответственно, было не нужно
Совершать пять жертвоприношений; лишь тот, кто сослужит

[Непосредственно] пять, сможет вновь претерпеть воплощенье
В небесах, [обеспечив душе своей переселенье].

III.1.21 (312) Третий вид (все растения) то из себя представляет,
Что из влаги посредством тепла [как лучей] возникает.

В Шрути упоминаются только три вида живущих,
И мы их рассмотрели как три вариации сущих.

III.1.22 (313) При своём нисхожденье из области лунного мира
Души не обретают природу [и сущность] эфира,

Но они достигают подобья эфира природе,
Так как только лишь это возможно [при том переходе].

III.1.23 (314) Для того, чтоб пройти через стадии все нисхожденья,
Время нужно не многое душам, о том утвержденье

Есть отдельное в Шрути. III.1.24 (315)  Когда душа входит в растенье,
Она временно лишь обретает с ним соединенье,

И она в него не превращается. Души нисходят
В [ограниченность] тел, оживлённых другими, [и бродят

В них – всегда и во всех] – в состоянье эфирном, – и в Ведах
Это сказано [ясно в особых о душах беседах]

(Не «рождаются» души в буквальном значении слова,
Но лишь временно со-пребывают в телах [как основах

Для физической жизни], поскольку растения эти
Не являются личными кармами душ). III.1.25 (316) [Мы ответим],

Если сказано будет, что деятельность приношенья
Жертв – нечистая деятельность, что неверно сужденье

[О порочности этих деяний] – ведь сказано в Шрути
То, что это не так; с их законом [мы спорить не будем].

III.1.26 (317) Наконец, низойдя, души соединяются [в теле]
С тем, что в нём совершает зачатие [жизни  на деле].

III.1.27 (318) И вот так – из утробы [родящей] – затем возникает
Тело новое [каждое, что на земле пребывает].

Перевод – Дмитрий Рагоза
Комментарии – Евгений Иванов, Лариса Баграмова
Рифмовка – Лариса Баграмова


Рецензии