Марта и Миндовг 14

 А у Миндовга снаряжалось посольство к Андрею фон Штирленду – великому магистру Ливонского Ордена. В последнее время в фавор у князя, к великому неудовольствию Лютавита, вошёл бывший рязанский боярин, бежавший от татар, Астафий Константинович.  Умён был Астафий и многими языками владел, так что посольство ему возглавить в самый раз. Да и так, в военом деле  не раз сумел Миндовгу угодить – разумный совет вовремя подать. А Миндовг ценил умных слуг.   

-Ты, главное добейся, чтобы Андрей Штирлянд сюда, в Новогрудок пожаловал. Князь Миндовг, мол узрел свет истинной веры и ждёт магистра с рыцарями, чтобы креститься и вручить богатые дары. И объясни ему, что от Товцвилла с его союзничком князем Данилом он вовек не дождёться ни земель, ни доходов. Они только обещать мастера.—внушал своему посланнику  Миндовг. Астафий внимательно слушал и согласно кивал головой.


-Да прихвати в своё посольство духовника княгини Марты, вдовы князя Висмонта, монаха Зиберта. Они его хорошо знают и это может помочь. Нам их помощь позарез нужна и побыстрее, а то налетит снова Данила галичский со своими голодранцами. У нас сил мало. Так что спешите, торопитесь… А мы с Войшелком и Лютавитом оборону организуем.—напоследок сказал Миндовг и Астафий с сопровождающими его дружинниками поклонились и вышли.

-Не нравиться мне этот Астафий. Сильно какой-то ласковый, да обходительный. —мрачно проговорил Лютавит.
-А он не баба, чтобы ты его любил.—захохотал Миндовг.—Хитрый он   - верно, так посол и не должен дураком грубым быть, и лисой иной раз нужно притвориться. А воевать  Астафий  умеет. Я его в боях не раз видел.
На том и порешили. Тем более, что спешили к княгине Марте – выразить соболезнование по поводу кончины её супруга. Кликнули охрану и поехали.

  Марта так и вспыхнула от радости, увидев Миндовга. Не только тёмными ночами могут они сейчас видеться, но и при свете дня. Счастье то какое! Миндовг сделал знак и все удалились, оставив их одних.
-Ну, что зоренька моя,--ласково проговорил Миндовг.—Собирайся, поедем ко мне. Надо тебе хозяйкой вступить в мой дом – хватит нам порознь жить. 
-Да я с радостью, милый, только что люди скажут?—неуверенно сказала Марта, но глаза её радостно сияли.

-Да плевать, что скажут!—решительно заявил Миндовг.—Собирайся!
-А дом на кого покину?
-Так у Висмонта же дочка-наследница есть. Пусть в дому и остаётся с мамками-няньками, а как в возраст войдёт — замуж выдадим.
-Я давно тебе хотела сказать, да не решалась… Твоя это дочка, а не Висмонта.
-Да ну?—как будто удивился Миндовг.
-Правда, правда…- горячо начала убеждать его Марта.—Твоя…
-Ладно, ладно.—согласился Миндовг.—Может и так это, только пусть остаётся она лучше дочкой Висмонта, его наследницей. А у меня и так уже и дочь есть и сын, да и у нас с тобой дети будут…
-Пусть будет по-твоему.— грустно согласилась Марта. Ей не хотелось оставлять родную дочку без материнского присмотра, но и ослушаться Миндовга она не могла – он был милее ей всех на свете.
 
Уже этим вечером Марта устраивалась на новом месте. Миндовг объявил своим домочадцам и челяди о том, что в доме появилась хозяйка, его жена. Новая княгиня гордо стояла рядом с ним и внимательно обводила взглядом многочисленных слуг.
- Красивая у нас княгиня.—обсуждали потом в людской холопы и холопки.
- Только взгляд строгий, у прежней, княгини Анны – поласковей был.—заметила  старая кухарка.
- А и интересно, что княжич Войшелк скажет, когда вернётся из Руты?—любопытствовали иные.

 Вскоре приехавшего Войшелка, встретила новость, что у него появилась молодая мачеха, а в доме новая, строгая хозяйка. Он давно ожидал, что отец приведёт в дом эту зеленоглазую змею – погубительницу его матери. Но что он мог поделать? Теперь надо было побеспокоиться о своей безопасности и о судьбе сестры Марии, а то всякое может случиться…  И он пошёл в комнату отца. Там сидела Марта, вышивая  замысловатый узор, а Миндовг читал грамоту от боярина Астафия. В печи потрескивал огонь, горели ярко свечи  на столе с узорной скатертью и в комнате было уютно и тепло.



- Батюшка, я хотел бы с тобой поговорить.—начал Войшелк, переступая порог горницы.
- Говори.—благосклонно разрешил Миндовг, отрываясь от грамотки.
- Я хотел бы с тобой один на один побеседовать.
- У меня от жены секретов нет.—Миндовг ласково взглянул на насторожившуюся Марту.
- Хорошо.—согласился Войшелк. —Как ты знаешь, у нас с князем Данилой  борьба идёт.
- Ещё бы мне не знать, когда он Новогрудок чуть с землёй не сровнял. Если бы ты не подоспел – разговаривали бы сейчас на попелище…
- У князя Данилы – сыновья Лев, Роман, Шварн…
- Для чего это ты мне о семействе князя Данилы рассказываешь, как будто я и сам о том не ведаю?—попытался возмутиться Миндовг, но Марта ласково погладила его по руке и он притих. 

  Войшелк с горечью отметил этот жест – с его матерью отец никогда не был так ласков. Видно правду говорили люди, что женился он на княжне Анне, потому что нуждался в поддержке новогрудского князя в борьбе за власть. Ладно, что о прошлом горевать – надо о будущем думать. И Войшелк продолжил свою речь.
- Так вот, сын Данилы Романовича  Шварн – холост…
- Ты хочешь выдать свою сестру за княжича Шварна?—вдруг высказалась Марта.
«Быстро соображает эта зеленоглазая гадюка.»— невольно подумал Войшелк, а вслух сказал:
- Ты верно угадала мою мысль, княгиня.
- Молодец, Войшелк, хорошо придумал.—восхитился Миндовг.—Так и сделаем. Только вот кого послать к князе Даниле?
- Меня и пошли.—сказал Войшелк.—Надеюсь он не тронет смиренного чернеца.
- Как чернеца? Ты что это надумал?—начал свирепеть Миндовг, но Марта снова успокаивающе провела по его руке.


- Послушай, отец.—торжественно начал Войшелк.—Я чувствую, что не рождён для княжеской доли, участь монаха мне милее. Прошу даровать клочок земли, недалеко от Новогрудка, где я мог бы основать монастырь и под христианским именем отца Давида уединённо молиться там Всевышнему.      
- Ты с ума сошёл? -  разгневанно заорал Миндовг, вырывая свою руку из цепких ладошек Марты.—Единственный наследник моих земель, моего дела и в кусты? «Уединённо молиться Всевышнему.»--передразнил он Войшелка.—И думать позабудь о таких глупостях, а лучше собирайся к князю Даниле. Да  и  Лютавита с собой не забудь прихватить.
 
  Уже несколько дней скачет свадебное посольство по лесным тропам  и проезжим пока дорогам. Скоро, скоро польют надоедливые дожди и не проехать, не пройти по набухшим от грязи дорогам. А сейчас ещё хорошо… Прозрачны золотистые берёзовые рощи, с полей свозят последние скирды хлеба. Самая пора для свадеб. Загудят рожки, забъют бубны, засвистят свиристёлки и начнутся гулянья по сёлам и городам. Так что пора уже самым почитаемым и говорливым жителям сёл и усадеб вязать вышитые рушники и идти по хатам, выискивая куницу – красную девицу.
 Войшелк и Лютавит перебрасывались в дороге незначащими фразами, но княжич чувствовал, что у ближайшего поплечника его отца есть  за душой какой-то серъёзный разговор. Но Лютавит, то ли  чужих ушей опасался, то ли  Войшелку не доверял. Наконец, в один светлый осенний день, воспользовавшись тем, что они с княжичем ускакали вперёд, он начал беседу:


- Я слышал,  княжич Войшелк, что ты в монастырь собираешься. Правду люди говорят, или лгут?
- Правду, Лютавит, правду.
- Странно мне это княжич. Единственный наследник дела и княжества отцовского, а уходишь в монахи, как какой-то смерд неимущий. А может передумаешь?
 - Нет, я твёрдо решил.
- Может ты в слугах своих сомневаешься или поддержки от дружины не ждёшь? Так это зря. Тебя и бояре, и дружина с радостью поддержит. Хочу по секрету тебе сказать – недовольны они в последнее время Миндовгом.—Лютавит перешёл на зловещий шёпот.—Тебе больше доверяют.
- Нет, Лютавит. Отец мой князь великий и сильный, а мне на роду написано монахом быть.


- Ой, не спеши, княжич. Если своим воинам не доверяешь, так может за помощью к Даниле галичскому едешь?—и Лютавит остро взглянул на Войшелка.—Умно и хитро князь придумано. Он то тебе всегда рад помочь будет. Конечно не даром.
- Послушай, Лютавит.—внезапно вспылил всегда спокойный княжич.—Если ты не уймёшься, выдумывая всякие козни против моего отца, то я велю тебя связать и отвезти Миндовгу для дознания. Преданный слуга, а такие речи говоришь. Или может научил кто? Отвечай!—и княжич схватил за узду  коня своего спутника.
- Прости меня княжич. Это я так неудачно пошутил.— с нарочитой смиренностью  начал оправдываться Лютавит.
- Ладно, прощаю. Но отцу всё-таки скажу о твоих бреднях. Так и знай.—и Войшелк, пришпорив коня, поскакал вперёд.

Лютавит был доволен. Он всё-таки выполнил поручение княгини Марты – разузнать насколько твёрд в своём решении Войшелк уйти в монастырь. Похоже княжич действительно пресытился княжеской властью и мирской жизнью. Он всегда был немного странным. Нет, воевал он усердно и храбр был, и хитёр. Но вот эти усердные моления не довели его до добра…
«Вовремя я сестру замуж выдаю. У князя Данилы она будет в безопасности. Да и для Новогрудка польза. — в это время думал Войшелк, несясь на быстром коне.— И самому надо укрыться. Замолить грехи и попросить у Бога вразумления.»   
Продолжение: http://proza.ru/2021/10/26/1390


Рецензии
Интриги в княжестве Миндовга продолжаются, не к добру все это. С уважением.

Александр Шевчук2   13.09.2023 08:42     Заявить о нарушении
Александр, спасибо за интерес. Удачи Вам!

Тамара Нестерович   13.09.2023 11:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.