Этимология -этнонимов народностей лезгинской групп
Прежде чем приступить к исследованиям по изучению этнонимов народностей лезгинской группы ,коротко остановимся на некоторых вопросах , связанных с языком. Ведь язык, это живой организм. Богатство языка можно определит наличием в ней ,наречий, диалектов ,и говоров. Наречие -это самый крупный подразделение языка, и занимает определенные территория.
Диалект- это разновидность языка со своим собственным словарным запасом и т .д.
Говор- представляет собой своеобразную разновидность диалекта и является самой маленькой языковой единицей .
Народ и нация -это не одно и тоже
Народ- первичное, природное, естественное, реальное
образование Народ создает государство, а затем государство укрепившись формирует нацию.
Нация- совокупность граждан определенного государства. Нация имеет национальную идентичность т.е. принадлежность к определенному этносу.
Просмотрим языковой формат этносов Кавказских Албан. Что я имею в виду. Со времен Куро-аракской
культуры и их племен ,и позже албанские племена имели свои названия, одни по топонимам ,другие по гидронимам, третье по тотемным знакам и т.д.
Почти все названия Албанских племен первоначально состояли из двух или трех букв, знаков. Остановимся на некоторых из них как:
Др.Албанское . Лезгинское . Русское.
куь куьрэ куры
уд удар удины
ле лекьер леки
ар арц1ар араксы
ка касар каспи
гьа гьарар гаргары
ге гелар гелы
ц1а цахар цахуры
ала аллар алароди
ни нихар нихи
гав гьавар гавы
Что, мы хотим сказать, чем меньше знаков тем слово уходит своими корнями в седую старину и т.д.
Все племена К. Албан со временем объединялись в союзы, в большие союзы племен. Если взят по языковому признаку то условно их можно подразделит на две группы как:
1.Протолезгино-нахские: Лекьи(лезгины),куры
(куринцы ) удины, араксы.
2. Протонахско-лезгинские: Гаргары, кас(каспи), гелы,
алародии (алакки).
История лезгинского народа в источниках достаточно освещена в исторической литературе. Однако, все таки
остаются некоторые вопросы . Как этимологические значения этнонимов ,как собственно самих лезгин так и народностей лезгинской группы . Поэтому мы и остановимся преимущественно на этих вопросах ,через
язык и языковые материалы. Ведь язык - это одно из самых удивительных и в тоже время одно из самых загадочных
явлений ,бытующий в человеческом обществе. А слово-
одно из величайших орудий человека и история не только в камне ,и не столько в камне, сколько в Слове.
Еще философы античного мира считали Слово неотъемлемой сущностью называемого им предмета, в котором закодированы его форма, цвет, физические и химические свойства.
Что же такое лингвистика(от лат."язык".)это языкознание и
языковедение. А этимология (от др.греч.)-это истинное значение слова .Раздел лингвистики изучающий происхождение слов. В таком ракурсе мы и исследуем
этнонимы народностей лезгинской группы.
Здесь важно знать еще об одном моменте, а именно об
Термине Н.С.Трубецкого. Чечено-лезгинский язык.
Николай Сергеевич Трубецкой.(1890-1938гг.)русский
лингвист, философ, публицист, историк, кавкзовед,
основатель морфологии. Его труд "Основы фонологии".1939.и статья о народах Кавказа-1925г.,где
написано о Восточно - Кавказских языках.
Источник .Яндекс . Проза.ру. Шари Пашаева. Где описано
подробно о деятельности Н.С.Трубецкой. и т. д.
ЛЕЗГИНЫ.
Самоназвание лезгин происходит от слова Лекь- Орел.
Ед.чис.лекь. мн. чис. лекьер. Этноним очень древний и
относится к Кура -аракской культуре и к племенам данной
культуры. В дальнейшем она претерпевает изменения в фрме произнощения как: Лек, Лекь, Лекъ, Лекьи, Лекьер,
Лекури, Лекос, Лекьз, Лекзы, Лезги и т.д.Это древний тотем.
Лезгины один из коренных народов Кавказа в месте с народностями лезгинской группой имеют древнюю историю. Лезгинский язык входить в лезгинскую группу
восточно-кавказский ветвь Иберийско-кавказских языков.
Лезгинский язык по данным исследователей , делится на три больших наречии, Куьринский, Самурский, Кьубинский
они делятся уже на , пять диалектов как: гуьнейский,
яркинский, курахский, дакузпаринский, ахтынский и соответствующие говоры, как: Курушский, Джабинский, Фийский, Гелхенский, Гилярский,и др. Нам кажется вопросы связанные с диалектами лезгинского языка, до конца не исследованы специалистами.
В древне албанской книге "Албанская книга" в переводе
Яралиева Я.А. на первой странице упоминается список
древне Албанских племен как: кирк, гарг. мик, уды, лек(лекьи),
куьр (куьре) ,цах(ц1ахи),уды,сувы,ч1уры,кас(касы)и др.всего
31 племен. Алупанская (кавказско-албанская )письменность и лезгинский язык .Махачкала .1995.С.121.
Интересующие нас племена из этого списка - это Лекьи(лезгины),Куры(Куьринцы),Уды(удинцы), Ц1ах(ц1ахуры),Ч1ур (ч1уры).Про эти и другие племена упоминают и античные авторы как Страбон, Геродот и др.
1.Особо хочу отметить ,что этноним ЛЕК,ЛЕКЬ, в языке других народов Кавказа отсутствует. Слово лек имеет двойное значение как: Лекь-"орел" и Лекь -"печень" (на лезг.языке).
И это не случайно, вспомним ," Легенды и мифы древней греции"...где орел-лекос,клевал печень Прометею и.т.д.
Н.А.Кун.1986.
2.Древные грузины будучи соседями Кавказских Албан ,называли Лезгин- Леккури, интересно почему, потому, что они знали обеих племен как Лекьов так и Куьров отсюда, и название ЛЕККУРЫ (Лекь+Куры),отсуда и название.(примеч.автора.).
3.Название племени Лекьов -лезгин происходит от тотемного знака "орла", название кур, куьре(кюре),
Куринцы происходит от одноименной реки Кура на Кавказе. И что, очень важно знать читателю. что оба племена и и куьры и лекьи -это древно лезгинские племена.
В литературе их еще называют, Лезгины-куьринцы от
бассейна реки Кура, Самурские -лезгины , от бассейна реки Самур .где они и проживают. Иногда в древних источниках среди названии племен мы встречаем, вместе
Кюринцев- Албаны. Это, было связано с значимостью данных племен, а именно с их численностью, с их центральным положением в государстве ,с расположением столицы государства на их территории и на конец с их ролю в объединении союза племен и созданием государства Кавказская Албания и т. д. Термин Албания -это собирательный термин и исходит именно от Кьуринского наречия лезгинского языка и означает -альпийский горный цветок кавказский рододендрон-"Алгьван -цуьк".(Курушский говор ).
(см.отделно в интернете она есть, на лезгинском портале, Алпан 365.).
Что касается термина- Лекь в языке имеются и другие древние значения как:
1.Кроме тотемного знака племени -орел, имеются еще
следующие значения.
2.Лэ ,ле, это древняя форма произношения слова, лэ -первичная форма ,а ле- уже последующая. Ле - это древне албано-лезгинское обращение , человеку к мужчине.
А лекь- обращение к мужчине в значении"мужчина орел" ,
или "человек орел".и т.д.
3.Танец лезгинка так же имеет значение как "орлиный танец",(лекьерин кьуьл).
4.На Курушском говоре лез.языка, село Хиналуг называется
"Лехин" (ле+хин),и имеет значение: Ле- это на верху на высоте ,где летают орлы .Хин это внизу, в низ куда течет вода по склону .Дословно,"верх-вниз".Далее в разделе Хиналугь термин "Лехин" ,мы рассмотрим подробно.
5.К стати обращение к мужчине на аварском языке в форме "Ле", так же относится к этому формату .и т.д.
И так, из сказанного вытекает, истинная этимология Лекьов -лезгин,исходит от корня -Лекь-"орел",а лезгин Куров, от
корня Кур, куьре, курум ,что переводится с лезгинского как родник, источник, река.Тотем Куров-горный тур.
Хочется сказать ,что это не все, что можно было написать,
но кратко ,это то ,что нам дает языковые материалы и т.д.
Этимология -этнонимов народностей лезгинской группы.
В эту группу как известно входят: Собственно Лезгины,
Агулы, Арчинцы ,Будухи, Крызы, Табасаранцы, Удины,
Рутулы, Цахуры, Хиналуги( Лехинар).
По Ф.Энгельсу "название народа- первостепенный
признак племени и рода". (соч.Изд.2.т.21.с.93.). Этимологические значения
данных этнонимов , до сих пор до конца не разработаны.
АГУЛЫ .
Агулы -это один из народностей лезгинской группы.
На лезгинском и агулских языках этноним пишется в форме-Агьул. Самоназвание народа - Агьулар. (агьул ед.чис. агьулар мно. чис.).Происхождение Агулов тесно связано с
Кавказской Албанией и с языком албан. История и этногенез
Агулов тесно связано с лезгинами и другими дагестанскими народами и относится к Нахско- дагестанской семье языков.
Что же, означает данный термин?
Как пишет З.Тарланов "Агьул первоначально- был названием географическим, топонимическим, лишь в производной форме, т.е. позже ставшим этнонимом". Автор абсолютно прав в своих рассуждениях.
Рассмотрим какую же информацию несет в себе данный топоним.
Агул -произношение на русском языке.
Агьул- на агулском и лезгинских языках.
Агьул ч1ал - агулский язык.
Агьул или Агьыл искусственное сооружение для загона животных, МРС.
Агьул дере -это агульское ущелье, географический термин- топоним. Данное ущелье агульцами использовалось испокон веков для загона своих многочисленных овечьих отар.
И что очень важно в данном ущелье в зимнее время
сохраняется микро климат ,сильных морозов здесь практически не бывает По этому Агьулы и освоили этот
участок. Отсюда и название топонима переходит на данный народ . Дословно Агьулы жители данной ущелья.
Это и есть истинная этимология этнонима Агьул, которая и закрепилось за данным народом .
Арчинцы.
Один из народностей лезгинской группы, относится к коренным народам Дагестана . Самоназвание-"Аршашдиб", (Гьарша+Диб)или "Аршидиб"далее мы разъясним ее значение .Живут они в бассейне реки Хатар Чародинском районе Р.Д. Ранее они как и другие народы Дагестана входили в Кавказскую Албанию.
В некоторых источниках имеются споры об их принадлежности к аварцам .Принадлежность к аварскому
народу является совершено фиктивной, ни этнически ни лингвистически Арчинцы не имеют к аварцам ни какого отношения. В1930-х годах в "Рамках проведения политики
конструирования крупных этнических групп",арчинцы были искусственно включены в состав аварцев.
Ибрагимов Х.А. Ибрагимова С.С. ДНЦ.РАН. ИИ,А.иЭ, "О малых этносах Дагестана" М.2002.( Арчинцы с.95.)
Этимология этнонима .
В литературе имеется предположение якобы термин Арчинцы означает "Выходцы из равнин". Это вовсе не
этимологическое значение данного этнонима и она
не разработана . Попытаемся ее разработать через лезгинский язык. В действительности слово" ар, аран" -это равнина ,она также имеет и другие значения.
Однако здесь речь не идет об топонимике , и это ложный след. Слова такие как: Арчи ,арчиб,арша,арши,аржи, это произношение на русском языке. На лезгинском и на арчинском языке они произносятся иначе. Через заглавную букву " Гь". например"Гьарчи", (гьаршиштиб), и имеет совсем другое значение как:
Гьар- это специальная печь.(корень слова здесь "гьар") .
Гьар- это специальная 2х ярусная печь в кузне.
Гьар -ед.чис.Гьарчияр- мн.чис. Где "гьар" ,печь а" чи"- это наш ,дословно "наша- печь".
Правильное произношение данного этнонима будет не
Арчинцы а " Гьарчинцы" (гьарчияр),что переводится как "кузнецы", или кузнечных дел мастера. Такова истинное значение этнонима. Что касаемо термина "аршидиб"то
она искажена в различных произношения на пример как
"аршащдиб"и т.д . Правильное ее произношение на арчинском языке звучит -Гьар-ши-диб".Она состоит из трех слов как: Гьар(печь),Ши(село),Диб (основа). Дословно получается "кузня основа села".Это и есть более точное определение этнонима современных Арчинцев.и т. д.
Будухи .
Один из коренных народностей Дагестана, которые относятся к лезгинской группе .Самоназвание- Будугь или будад . Термин является топонимом.
ед. чис. будугь мно. чис .будугьар. Этимологи этнонима не известно и не изучена.Как и другие народы Дагестана, ранее относились к Кавказским Албанам. Будухский язык
составляет отдельную подгруппу и и является генетически
близким к крызскому языку.
Русские их называют -Будухцы.
Азербайджанцы их называют- Будух.
Лезгины их называют -Будухар.(будугьар ,будугь).
Рассмотрим какие значения мы находим в лезгинском языке .(корень здесь" Буд" ).
Буд -означает "обод"
Буд- это бедро (ляжка).
Буд -это обод колеса.
Буд -это орнамент, основа лезгинских ковров.
Буд -это топоним ,участок земли на склоне горы ,в виде полу круга. Топоним состоит из двух частей как:
"Буд " и "угь".
Слово "Буд"с точки зрения топонимики через лезгинский язык означает "склон горы",а слово "Угь" переводится на
русский язык как "ух".В переносном значении "падать со склона будет ух как тяжело "
Крызы.
Один из народностей древней Кавказской Албании,
которые относятся к лезгинской группе Дагестанской
семье языков .Если быт точнее ,Крызский как и Будухский язык входит в шах-
дагскую подгрупу лезгинской группы Нахско-Дагестанской
семью. Крызский язык до сих пор считается бесписьменным.
Самоназвание-Хърыц1аь (хрыцар). Термин является топонимом ."Кйриай мез"-это крызский язык.
В Крызском языке имеются следующие диалекты как:
Крызский, хапутский, джекский, алыкский, все они разделяются на говоры .Село Крыз расположена на левом берегу реки Кудиал- вац.
Этимология термина до сих пор не ясна.
Выясним ее этимологию через родственный лезгинский язык и через языковой формат крызов .
Для чего приведем некоторые слова как:
Хур,хурал -которые означают ,груд ,холм ,горка, склон.
Хъырт Хъурт, хъинц, хъыры. хъырыц- означают скала,обрыв,обрывистый холм ,или ступенчатые террасы
на склоне горы, и т.д.В дальнейшем через русский язык слово Хырыз или Хъырыц превращается в форму Кырыз,что
естественно русскому языку. По видимому село первоначально распологался именно на скалистом склоне горы под названием "хъырыц",отсюда названия села и этнонима крызцев и их самоназвание и т.д. Возможны некоторые изменения и добавления в данной версии.
Табасаранцы.
Одно из древних и коренных народов Дагестана .
В Албанский период , данное племя носила название Чур .
Далее мы подробно остановимся на этом этнониме.
Древнее племя сделала очень много для становления государства Кавказская Албания. Табасаранский язык ,
как и другие Дагестанские языки возникла в результате распада албанского языка, точнее албано-лезгинского праязыка .Табасаранский язык близко к лезгинской семье языков как: лезгины,и лезгины-куьринцы,агулы,цахуры,рутулцы,и других.
Загиров В.М."Лексика табасаранского языка".Махачкала.1981. История табасарана описана многими авторами как: Дирр.А .Юшков С.В, Закиров В.М. Гасанов.М.Р. Лавров.Л.И. Акимом.М.С. Алексеев В.П.
П.Услар .Абдуллаев И.Х. АлексеевВ.П.ЛавровЛ.И.
Чеснов Я.В .АкимомМ.С . Бакиханов А-К,и др.
Мы ,здесь остановимся на языковом материале и на выяснения этимологии данного народа. Так как вопрос об истинном значении этнонима остается открытым.
Происхождение народа не связаны с персами, арабами, евреями, армянами и т.д., это коренной кавказско-албанский народ. Как пишет А.-К Бакиханов жители
Табасарана по большей части состоят из древних народов,
смещавшихся с позднейшими пришельцами. Бакихано А.К.
1926.Мы согласны с этим высказыванием ,и по этому язык
табасаранцев так и разнообразен. Табасаранский язык
самый близкий язык к лезгинскому и другим языкам этой группы. Для этого необходимо взят два словаря лезгинский и табасаранский и произвести сравнения, тогда все станет на свои места,(далее мы приведем некоторые слова).По поводу родства высказывал и
ОранскийИ.М.1997.Что касается этнонима , то существует несколько версии и предположении. Почти все они не состоятельны и не выдерживают критики. Остановимся на одном из них ,который исследователи считают наиболее
верным. Термин" Табасаран" состоит из двух частей как.
1."Таб"-это вершина, холм . 2."Саран"- страна, дословно "Холмистая страна".
В Табасаранском языке, имеются слова -тик(ди).
В таких же значения они имеются и в лезгинском языке.
Слово "таб" мы находим в лезгинском языке в значениях
как : замок, мышеловка ,обрубка бревна. Слово"саран",
нету ни в табасаранском ни в лезгинских языках буква "А"
между словами у исследователей остается за бортом.
(Таб-" а"- саран).Так ,что и эта версия несостоятелна.
Приведем некоторые слова как: Табасаран ,тапасаран,
тавасаран ,табаспаран , тепесаран ,табсаран ,табаристан,
тебес+арран, тапсарой ,(тапса+рой на чечен.яз.). и т.д.
Теперь исследуем термин на самом близком и родственном , табасаранцам -лезгинском языке. Как пишет в своей книге М.Р.Гасанов . 1997.с.87. "Выяснения этимологии самоназвания "табасаранцы"-весьма сложный
вопрос". Исследуем все по порядку.
1.В очерке Кайтаго-Табасаранскрго округа. Газета"Кавказ"
1867.№7. Написано табасараны называют себя"Гум-гум"...
В табасаранском литературном языке она не сохранилась, возможно она есть в диалектах .Однако она сохранился в лезгинском языке, в значении "медведь",
кроме того ,есть еще слово "мугу-мугу"с таким же значением. Это сказочный персонаж-медведь,названо по звуку, которая издает животное"Гум-гум".(гьум-гьум).
В частности термин сохранился в Курушском говоре лез.яз.
2.На лезгинском языке лапа, лапа медведя называется -тапац или тапас ,что одно и тоже,(смешения букв Ц. на С. ).
На табасаранском языке лапа произносится в форме "бац",естественно это в усеченной форме, в полной будет звучат как "та+бац"(табац или табас),здесь мы также видим смешения букв,(Ц на С и обратно). Данные смешения букв, знаков не противоречить закону Дэвида Роля.
Попутно скажем ,что медвежья берлога на обеих языках звучит в форме "МУГЬАРА",(вспомните слово мугьу-мугьу).В таба. яз. коготь и лапа имеют одинаковое значение-"Бац",переводится как "лапа с коктями".А слово коготь звучит на обеих языках одинаково- "Къармах"
3.На лезгинском языке медведь-это" сев","севрен тапац",медвежья лапа. На табасаранском языке медведь-звучит в форме "швеъ". Ест ли здесь связь, есть конечно.
Невеста на лезгинском-"свас" на таба.яз. "шваш",обратно идет смешение букв.(С на Ш и обратно).
4.Тапац в ед.числ. тапацар в множ.чис. В основе интересующем нас термине лежит корень тапац- тапас.
В Терминах как, ТАПАЦАРАН- ТАБАСАРАН ,также происходит смешение соответствующие буквы как:
(буквы П на Б и Ц на С ),согласно закона Дэвида Роля
"Генезис цивилизации" М. 2002.
5.Все приведенные ключевые слова , генетически связаны межу собой и раскрывает тайну заложенная в данном сложном этнониме .И еще, об одном важном моменте
термин -этноним исходит первоначально от" Тотема",
тотемного знака древних Табасаранцев. На флаге , которых был выткан " медвежья лапа"-тапац .Не сам медведь не ее голова а лапа. Медвежья лапа ,как словосочетание ,имеет значение как:
Сильная лапа, огромная лапа, могучая лапа, коктистая лапа,
ударная лапа, и т.д .Одним ударом, этой лапой медведь может убить своего врага. В русских сказках медведь
идет под произвищем "Таптыгин"(тап+тыгин), в лезгиноязычных как "Гум-гум".и т.д.
6.Из всего изложенного мы можем сказать, что этимология
названи" Табасаран" (Тапас-Аран).Состоит из двух слов где,
первая часть означает "медвежья лапа",вторая Аран.
Слово Аран имеет несколько значении как: низменност, равнина, южная часть Албании, южная часть Лезгистана, Иранцы и арабы называли Албанию-Аран (Арран). Дословно означает "Медвежья лапа Албании".
Возможно транскрипция менялось по следующей схеме как: Тапац-аран, тапас-аран, табац-аран,табас-аран.
ТАБАСАРАН.
Теперь немного о термине - "ЧУР"
Краткие материалы из "албанской книги".
На первой странице древней "Албанской книги" приводится список албанских племен в количестве 31ед.
Среди них мы находим таких как: кюры,лекьи,цахи,уды,чуры,сувы
и другие.Далее упоминается что ,Чуры и Сувы поселились вокруг горы Джалгьан ,это современная гора на котором стоит крепость Дербент. Высокогорные места были заняты племенем Кюре.На шестой странице упоминается ,что
состоялся большой Консультативный Совет князей
Албании в большом городе Чуре.На повестке стоя один вопрос строительство на горе Джалгьан мощной крепости.
Это было время правления Иранского царя Сасана.(224г.н.э.) Уже с апреля того же года ,все владения Великой Албании начали строит большой крепость.
На седьмой странице упоминается ,что на крепость "Кве-вар"(Къве вар . Двое ворот) напали кимерики(киммерийцы),кочевые племена с севера.
Которые с огнем и мечом прошли с севера на юг в Иран.
Бльше всех пострадали Владения Чуров город Чур был разрущен, и охвачен пожарами , постродал также и крепость на горе. Был убит и владетель Чура бльшой ученный по имени Имил. Великий Албанский царь Аштикь
приказал всем своим владетелям быстро восстановить,
села ,города и крепости разрушенные варварами .
Нам кажется с этого момента Чуры и стали называются
"Табасаран".Больше про Чуров в источниках уже не упоминают .Определенная часть их осталось в крепости
Дербент, в качестве боевых дружин,воинов, другая часть переселились в горы ,и построили там села.
Термина Чур.
Про термины Чур,ч1ур,чор,чола,и др, более подробно описанно доктором наук Ф. Нагиевым. в статье "О путанице названии Чула и Цур (Чур)",в яндексе. Или в кн .
"Народы и земли Албании Кавказской".2011.Мы же рассмотрим данное слово в другом ракурсе
Прежде чем рассмотреть данное слово, нам необходимо, познакомится с буквой " Ч" , в лезг.и табас. языках имеются буквы - Ч, Ч1, ЧЧ. и некоторые ключевые слова как:
Чур-это вход,входи.
Чур- иди,сходи.
Чур-это разрушенный.
Чуру- это плохой, что либо.
Чуруш- это осенняя или весенняя трава.
Чурут- гнил, гнилой.
Чурч- жарит ,жарится, созревать.
Чуру (ччуру)- это борода.
Чири- борода на Курушском говоре.лез.яз.
Слова на заглавную букву "Ч1".
Ч1ур-на лезгинском языке имеет следующие значения как:
Ч1ур -это поляна покрытая травой.
Ч1ур это -поляна покрытая дерном.Ч1урт1им -дёрн.на таб.яз.
ч1ур -это основа ковра .
ч1ур- это закручивать, что либо.
ч1уран,ч1уру- это дикий, не нормальный .
Ч1уру в переносном значении-это:
неисправный,неверный,дурной,скверный,дикие плоды
всех видов и т .д.В Курушском говоре имеются следующие слова как:
Чыр-это поле с дерном
Чыр -название местности-топоним. недалеко от села.
чыр- печь
чырай фу- печной хлеб.
чырагь- светильник,и т.д.
Диалекты Табасаранского языка.
Что ,же мы можем найти в диалектах? Здесь имеются диалекты как: Нитрихский, Сувакский, Галинский.
Остановимся подробно на Сувакском диалекте таб.яз.
Сувакский диалект состоит из пяти говоров как:
1 .Гумгумский. слово гум-гум,мы уже встречали ...
2. Чуркуланский. слово чур,ч1ур мы также встречали...
3. Сувакский. слово сув -это гора на лез.яз.(возможно она есть и в табас.языке).Сев-в значении гора ,горцы.
4. Хирганский. Хыр- возможно это склон горы.
5. К1ухрихский. К1ух- это скалистые горы.Все слова здесь топонимы.
Ключевые слова здесь такие как:Гумгум,Чур,Сув.
В тухумах табасаранского народа также сохранился патроним как чур,ч1ур.В селе Яхдиг -Ягьдиг,которая расположено в пяти километрах от села Хючни.В с.Ягдиг
около десяти тухумов сре них мы находим название -
ч1ур,ч1урар,ч1уряр.А также-Чур,Сув и др., которые мы встречали в древней" Албанской книге" Вот такие уникальные данные, из глубины , веков сохранили для нас древние языки Кавказа, в т.ч.табасаранский язык.
Приведем некоторые слова для сравнения как:
Русский Табасаранский Лезгинский
голова к1ук кук
шея дюд туьд
гортан к1алхан к1аохан
глаз ул уьл
лицо суфат суфат,сфет
губа к1вант к1уф
ушко иб яб
спина,тыл далу далу
рука хил гьил
кулак гьуд гьуд
палец т1ублан т1уб
родинка хал хал
кровь ифи иви
груд мухур хуру
голен зенг зенг
тело,туловище беден,жендек беден, жендек
колена камкь кам(мет)
живот фун ру фун
жила дамар дамар
роговица улин перде улин перде
язык ч1ал,мелз ч1ал,мез
волос ч1ар ч1ар
голый гъяц1ули гъац1ул .и т д.
В словарях как Лезгинских так и Табасаранских мы находим более тысяча одинаковых слов ,как по звучанию так и по значению и т.д.
Удины.
Удины одни из древних и коренных народов Кавказа.
В Албанский период Удины были одним из больших племен Кавказской Албании .Про удин и удинское племя
упоминается во многих источниках как ,местных кавказских так и античных и других. Удины изначально входили в Албанский союз племен ,про них упоминается в "Албанской книге" .В Ассирийских источниках в 2228 г.до н.э. вместе с другими племенами проходя через горы Загрос в Месопотамию господствовали там 125 лет,и здесь они получили свое новое название как Гутии-Кутии.
Во время правления Персидского царя Дария первого
(521-486гг.до н.э),част области Утик- Отена входила в персидскую сатрапию под № 14.
Про Удин пишут и античные авторы как,Страбон,Геродот и др.
Удин называли по разному как: Уд, уди ути ,удины, утик,
отены, гутии, кутии, эмуди, удинцы, утикцы, удмуры, витии
витеи,удинар и т.д. На протяжения тысячелетия Удинский
народ ассимилировали многие кавказские и другие народы больше всех армяне и азербайджанцы .Интересный факт ,в армянском языке были такие диалекты как : удинский и карабахский после они исчезли куда то интересно куда... в настоящее время их численность составляет более 11тыс чел. Уд в еди. чис. Удии в мно. чис.
Этимология слова Уд -Удины ,до сих пор не разработана .
Слово" Уд" как и слово "Уьр"(ур) это один из древнейших языковых форматов, который встречается в др.государстве Шумеры в качестве ее столицы и т.д. Однако этот формат
встречается ,
не только у др. лезгин и лезгино язычных народов, но и у других народов всего Кавказа в форме" ор "или "оьр"и т.д. . Заимствование ее из других языков исключено.
Прведьем некоторые слова, для ясности.
Уд- это имя собственное.
Уды-Удины- это название одного из больших албанских племен.
Удии,(Отена)-это историческая область в центре государства Кавказской Албании.
Уд-это название одного из притоков реки Кура.
Уди -это название одного из Удино -лезгинских танцевальных мелодии.
Удины - это современное название др. удин, а не искаженного " ути"
Уд -это название одного из древнейших музыкальных
инструментов.
Уд ,Уд-буба,или Уду-баба- это имя святого патриарха ,и музыканта Удинского народа.
По приданиям он и был родоначальником ,патриархом, Удинского рода , древних Удин .
В древности ,Удины говорили "Мы Алгьваны и по нации Удины".
Архив внешней политики Росси.1724г.№4,27.Уч.Зап.И.Востоковедении.1951.Т.З.С.138.
Что, по поводу этого можно сказать,(комментария автора.).
"Мы граждане государства Албании ,и по этносу принадлежим к Удинам". Как гидроним термин,
"Уд" очень продуктивен и широко распространен .
например: Удон на Сев.Кавказе, в Осетии, в Турции - Удзен.
Утва в бассейне реки Волга. Уда в басейне реки Сев.Двина,
Удой в бассейне реки Днепр. На Апенинском полуострове упоминается город Удине и т .д .Что касается гидронимов Кур(куре) и Уд (уди),они очень распространены по географическим признаками ,как на север так и на юге
Кавказа. Из всех племен К.Албан , только они были самыми подвижными и самыми стойкими в своих дальних походах
по изучению и освоению новых земель.
В Лезгинском героическом эпосе "Шарвили" в 5 разделе.
Изгнание врага. среди других племен упоминается про Удин.
Вот дерутся гаргарейцы,
На врагов бросая сети ,
Здесь джигиты из УДИИ,
Перекрыли им пути .
"История лезгин".З.Ризванов.Р.Ризванов.Махачкала.1990.
С 5. 7. и С .57. В заключении хочу сказать, что как святой Кас -буба, так и святой Уд-буба были не вымышленными а реальными людьми ,от которых и
идут названия лезгино язычных племен - Кас, Каспии и Уд, Удины. Таковы были имена в то далекое время у
древних Албано-лезгин. Это и есть этимология имен собственных и.т.д.(материалы взяты из не опубликованной книги автора). Для ясности и сравнения приведем некоторые слова .
Русские Лезгинские Удинские
дед буба баба
мать нене нана
дядя халу халик1
я зун зу
орел лекь лаькъ
сестра вах вахъ
огонь ц1ай ц1а
гора дагь (сув) дагь(сув)
канат ц1ил ц1ил
земля чил очи
осел лем елем
рисунок шикил шикил
твердый т1арам т1арам
увидет акун аксун
крик гьарай гьарай.
Рутулы.
Рутульцы- это один из народностей лезгинской группы .
Значение термина или этнохронима до сих пор полностью не изучена.Мы попытаемся разгадать секрет заложенный в этом термине. Существуют несколько версии об этимологии происхождения Рутул. Из них мы, рассмотрим только две.
1.По приданиям и сообщениям старожилов на месте где
ныне расположен с . Рутул находились постройки и навесы
для хранения зерна и сены. Такие постройки на лезгинском языке называются "Михц1"(михцер),наверняка этот термин
есть и в рутульском языке.
2.Вторая версия Гусейнова Ибрагима, автора книги "Язык и
история Кавказской Албании",который упоминает ссылаясь на источники, что население Албании делились на сословия такие как : акьара, хъамашы, мшакьи ,и мухханы.
Эти люди находились на государственной службе, и готовили для албанской конницы корма в частности ячмень.
Скажем оба версии правы но в них нет , достаточно аргументации. Обратимся к языковому материалу как:
к лезгинскому так и к рутульскому языку и др.яз.
На лезгинском, табасаранском, будухском, крызском и др. языках слово ячмень произносится в форме-"мых".
Самоназвание Рутулцев -пишется как "Мыхеды" или
"Мыхедбыр",здесь корень" Мых" ,ячмень.
Определимся с ключевыми словами как:
Мых,мыхеды,мухханы,рат,рут,тыл,ттыл,руттул,рутул.
Теперь вернемся к термину " Рутул". В первой версии односельчан говорилось, что на территории древнего села был участок где заготавливали зерно. Значит здесь был
ток- на лезгинском языке это "рат".(ток-рат). для тока необходимо ровны участок , она имелось в прибрежной части села-Рутул. Теперь изучим термин" Рутул" ,она
искажена т.е. она звучит в русской транскрипции.
Разберемся в чем тут дело. Первоначально она должна звучат так "Раттыл" (рат+тыл). Где "рат" это ток для загодовки зерна ,ячменя, а"тыл"- это ровный участок .
Соединив оба слова в единое целое мы получаем Раттыл.
Нет никаких сомнений, что в албанский период она так и звучала .Далее она стала звучат в формах как:
Раттыл, руттыл, руттул, рутул ,уже в русской транскрипции по современному. Кроме всего прочего здесь, происходит и смешение букв (бук.А на бук. У),что не противоречит закону Дэвида Роля,"о текучести языковых форм"и т.д.
На этом примере мы видим как языковой материал помогает нам разобраться , в сложных этимологических вопросах . Если народности лезгинской группы не будут закрываться в своих национальных квартирах .
Цахуры.
Цахуры один их коренных народов лезгинской группы.
Самоназвание- Йихъбы. Как пишет А.Камаров этноним народа "Цахи",происходит от главного села Цахур,
в названии которого выделяется корень "Ц1АХ"-огонь.
В действительности Камаров пришел к правильному
заключению (Народности Дагестанской области)....
Ссылаясь на самоназвание Цахуров -"Йихъбы"АгларовМ.А.
упоминает ,"что этническое название Цахуров происходить от данного самоназвания".Махачкала.1974.
С.204.
Однако, это не достаточная и не широкая информация .
Цахуры занимают ущелье в верховьях реки Самур, так называемый горный магал ,а также южные склоны
Главного Кавказского Хребта .История цахуров не посредственно связано с лезгинами и древней Кавказской Албанией (А.Акопян." Албания -Алуанк." Ереван .1987.с.35.).Гамзат Мусаев "Цахуры" Махачкала 2009. М.Р.Гасанов."Загадки этнонимов Дагестана" Махачкала 1997.С101-106. и др.источниках как:"Дербент наме".
"История Абумуслима".У античных авторов как, Страбон и Геродот, к Геродоту мы еще вернемся далее.
О вхождении Цахуров в Кавказскую Албанию и других
племен говорит и тот факт что они числились в первоначальном списке Албан ,под этнонимом "Цах"(Ц1ах). "Албанская книга" перевод Я.Яралиева. 1995. Приведем некоторые слова ,которые
встречаются в различных источниках .
Цах, ц1ах, ц1ахи ,арцах, ахцах ,цахур, цаки,цукеты,цахуры
цахир, захир, зейхур, цахигали, аранцах, цахайк йихъбы, йахъбы и т.д. Например страна- Цукеты ,занимала южную часть территории Цахурского владения Северная граница шла по реке Капи чай , а южная по реке Алазания и Эгри чай ,а восточная граница проходила по реке Кани-Коби
за которой начиналось страна Шаки. ПапуашвилиТ.Г.
"Вопросы истории Эретии."Тибилис .1971. С.6.
К.Албанская хроника сообшает ,что "После албанского царя Ваче, царем Албании стал Цахурский влатетель смелый полководец Вачеган ." (это было во время иранского царя Фаруза.(Феруз,добавление автора.).
В лезгинском героическом эпосе также упоминается об Цахурах .
Жизнь свою отдать готовы,
Молчалив Цахур суровый,
Но его короткий меч .
Славную заводить речь.
"История лезгин " 1990.с.57.
Теперь , коротко об этимологии термина" Цах".
Название" ц1ах" взято от главного села цахуров под таким же названием ,это правильно ,а название села взято откуда вот вопрос ...
Великий Геродот называет местность принадлежащий племени в форме "Йирки",естественно он не мог передать
точное ее произношение на греческом или даже на латыне.
"История" Гл.16-23. Известия др.писателей греческих и латынских.СПб.,1893.С.17.
В этой связи, проанализируем лезгинские и цахурские слова, их языковой формат и посмотрим, что они нам могут дать .В частности слово" Яр",она имеет ряд значении как:
яр-это , божество ,божество весны.
яр-это. утренняя заря .восходящая из- за гор.
яр-это, красный алый цвет огня.(огонь).
яр-это, факел огня , ярар- это огненные зори и т д.
Отсюда слово йирк -ярки, вполне могут заменит друг друга (при смешении букв Й на Я и обратно).
Например:
Йакар- якар,это- мясо.
Цутур- ятур, это - бедро.
Йркар-яхцах, ахцах.(Ахцахар),ахтынцы.
Йихба-яхба(Цахуры).Йихъ+бы. Имя собс. Йакут-Яакут .
Йагь-ягьв, это склон горы.
Йыхцых- яхцах это подушка,и т.д.
Источник. Акимов К.Х." Лезги- урус гафарган"2017.
Термины - Ц1ах, Ц1ахур,являются первоначально топонимами и означали местность в горах. Позже
она становится этнонимом племени (рода) или народа.
Как упоминается в Албанской книге"Ц1ахи организовали
свое царство на высоких горах со снежным покровом".(перевод Я.Яралиева.1995. с.121.)
В первые из Дагестанских ученых исследования истории
и этнографии Цахуров занялся М,М,Ихилов."Народности лезгинской группы". М.М. Ихилов Махачкала .1967.
Из всего, сказанного в заключении хотим сказать ,что
этноним "Ц1ахи" имеет значение как:
"Огненные цахи",Искрометные цахи" "Быстрые как огонь цахи". и т.д.
Хиналуги.
Хиналуги одно из коренных и древних народностей Шахдагской группы ,в первую группу входят Крызы и Будухи,во вторую Хиналуги.Все они бывшие народности Кавказской Албании.
Название в литературу попало именно данный термин,
в качестве этнонима народа.
Курушцы как соседи их называют -Лехинар, и она боле точно передает современное этническое название. Но обо всем по порядку. Впервые про данный народность упоминается у Якута Хамави в форме произношения как "ХУНАЛУК"или
Хунлик (в 13 веке). Обратите внимание на арабское произношение имени ученого, Йакут ал- Хамови (1179-1229)., попутно скажем, что буква" Й" меняется на" Я",на что мы указывали выше.
Автор книги в 6 томах."Алфавитный перечень стран".1846.
Электронный ресурс автора Али Албанви. (на яндексе).
Можно сказать отсюда и начинается все искажения данного
топонима ,приведем некий список как:
1.Самоназвание Хиналугов.Кетит,кяты,кетш,кетиш,к1етиш,къатиш,кьети,
кетит-урдур, кетш- халх,(кетш-халкъ,народ кетш).
На хиналугском языке ,Каъттидбур , это "односельчане".
Версия журналиста Ф.Абасова как, якобы термин кятш, кадош, кэтш, на иврите (кадош),означает святой,
священный,даное слово широко использовалось в азербайджане и т.д.Позже мы вернемся к этому термину.
2.Теперь перейдем не посредственно к термину Хиналуг:
Хи, хин, хины, хинз, хинт1а, хинар,хиннах,хиней, хиндал,
хинин, хинихъ, хиндах, хиндалал, хиндал,хиналугь,хинал,
хиналукь, хиналик, хыналыхлы, хынахлы ,хыналых, и т.д.
3. Лезгины называют их -Хиналугъ ,Хиналугар.Хиннал,
соседи Курушцы называют их- Лехинар.(ле-хин).
Крызы называют - Гетди.
Будухи-называют - Гетди.
На азербайджанском языке-Хыналык. Остановимся на этой версии .Якобы это слово тюркского происхождения.
Первая часть слова рассматривается как, хну- хына "растение" а второе как окончание" лык",аффикс на азер.яз. Данная версия не состоятельна в принципе ,
данная трава на таких высотах не растет, и до тюрков
здесь жили и живут коренные Кавказцы .И корен слова здесь не" хын" а " ХИН ".На это отвечает др.лезгинский язык ,где имеются такие слова как:
Хин- это имя собственное.
Хи-это вода,( или девер.).
Хин -это возвышенность и направление вниз.
Хин - это название пастбища в горах ,Южного Дагестана.
Хинар- это девушка .
Хинч1ер -это вид горного цветка.
Хинар -это село в Ахтынском районе.РД.
Хиналугь -это название горы,высота 3713 м.(Хиналуг дагь).
Хиналуг-Лехин название села ,расположенная на высоте 2100 м.над уро. м.
Хинихъ -это название летних пастбищ в горах Дагестана.
Хиней -это название источника, родника.
Хинин-курум -это источник родник ,или хинин -булах
тоже самое.
Хинин гурар- это ступеньки или терасы вниз по склону.
Шина хин юкь- "междуречье" на родственном Чеченском языке . и т.д. Мы думаем этого предостаточно ,чтобы сделать некоторые выводы.
Мы, сами тоже сделаем выводы как:
Хин- это одновременно и топоним и гидроним.
Хин- это направление движения воды (сверху вниз по склону горы).
Хин -это имя собственное.
1.Хин-ал-лугь- состои из трех частей как, "Хин"-в данном случае это возвышенность ,гора , с которой течет вода вниз".Ал"-это
высота, высоко- высоко, на верху ,первоначально у древних лезгин бог высоты "всевышний"."угь" окончание слова ,
( в то же время, она может означат и слово как "ух",на русском языке), в значении тяжело в горах, подниматься и спускаться и т.д.
2.Лехин -на Курушском говоре лезгинского языка означает,
как название горы так и название села . Что ,касается самого термина "Лехин"к сказанному выше можно добавит еще кое что.
Она состоит из двух слов как ", Ле" и хин" (ле+хин). В данном случае слово" Ле" означает, человек орел,(люди орлы),воин, на лезгинском "ле-кьер и т.д.А в слово"хин" кроме всего прочего ,курушцы вкладывают значение,"вниз -внизу". По той причине ,что лехинар находятся внизу чем они по высоте.Высота расположения с. Куруш равна 2560м.
координаты 41.17с.ш.47.50в.д.
а с.Хиналуг 2100м. над ур.м. координаты 41.10 с. ш. 48.07 в.д. И Курушцы с покон
веков как соседи, давно знакомы с Лехинар,и жили рука обруку с ними .Имели и имеют родственные связи между
тухумами и в бракосочетаниях . Курушцы при перегоне своих больших отар связывались с Лехинами в торговых отношениях и т.д.И один из маршрутов(их было три), перегона скота проходил именно в районе Лехин. А именно через следуюшие районы Азербайджана как: Казимагомедовский, Шемахинский, Девечинский, через Кавказский Хребет, далее, Кунахкентский и села Будух и
Лехин к летним пастбищам Шахдага села Куруш,а их было более 50 единиц.Баглиев З.Д."Куруш и курушцы"1998.
ЦАГ.Центральный Государственный Архив.ДАССР.ф.150 8-оп2. д57.лл.151.
Кроме того в селе, Куруш жили и в настоящее, время живут несколько семей выходце из села Лехин. В первые на слово "хин" обратил внимание автор этих строк и автор ,книги Бадалов Ф.А. "История лезгинского народа и государства " 1998. в статье об Дербентском роднике в крепости, под названием "Хиней", (хинин).
Возвращаясь к самоназванию народа, можем сказать следующее: Здесь эндоэтноним не совпадает с названием даного народа т.е. Кетш с Хиналуг .
Эндоним- это, от др.греч."Внутри дома" самоназвание.
Экзоним -это ,"вне" внешное название,имя которое исходит от внешних сообществ.
Шахдагская зона.
Что ,касается Шахдагской зоне - это географическое понятие.Горные вершины если смотреть с высоты святого Эренлара (Шалбуздаг)4142 м., то горы как :Ярудаг-4100м. Базардузи 4466 м.Шахдаг-4243 м.
Кызыл кая-3726 м.,находяться параллелно Гламному Кавказскому Хребту, а гора Хиналугдаг- Лехин расположен к северу от ГКХ .Сама гора пиромидальной формы с высотой равной 3713 м. В этническом понимании "Шахдагская зона" спокон веков была заселена Лезгинами ,вернее Албано-лезгинами. По этой причине, Хиналугскому языку характерен пласты старых заимствовонии как: албанских ,лезгинских, удинских ,крызских .будухских , и даже вайнахских и других языков.Языковые материалы говорять именно об этом.
Наример: Такой важный термин как"односелчане"имет форму произношения на хиналугском яз."каъттиддбур",
на современном лезгинском яз. звучит в форме "къетидбур",первое более древнее и относится к Албанскому периоду древних языков ,и она сохранился до сих пор.(окончание "бур "сохранился и в лез языке).
Ю.Д.Дешериев в своей работе по исследованию "Грамматики хиналугского языка"М.1959.указывает.что для передачи звуков данного языка использовал главным образом лезгинский алфавит на русской лексической основе, допуская при этом некоторые отклонения в обозначениях гортанных и заднеязычных звуков .Однако, если бы он знал лезгинский язык, было бы гораздо сильнее. Вайнахские и лезгинские языки гораздо ближе находятся ,чем мы , это представляем себе.
На мой вызгляд, Хиналугский язык ,это переходный момент ,который остался в результате происшедшего разделения между Вайнахскими и Лезгинскими языками.
В некоторых словах а их более четырехсот мы находим
следы родства .А относительно хиналугского языка ,
например, нам напоминает такие ключевые слова как:
Хи- вода ,река.
Хин -в значении ,река ,горка, уклон вниз. и т.д.
Хинах, Хиннах-Горная долина и т.д.
Шина хин юкь -это"междуречье",дословный перевод, авт.
здесь мы находим три слова как: Шина-между, по середине. Хин -вода река ,горка .Юкь-это пояс ,середина ,чего либо.в таких же значения эти слова мы находим и в лезгинском языке. Это, что касается корня слова "хин".и т.д.И.Ю.Алироев .М.2005.
Возвращаясь к самоназванию Хиналугов можно сказать следующее В древне лезгинском языке все таки сохранился материал который указывает нам ,истину
и истинную значение слова ,Кетш или Кетиш,это форма произношение на русском языке. На кавказских языках она звучит так-Къатиш, къатти или кьети,кьетти,кьетиш,и т.д.
В Лезгинско-русском словаре М.Б.Бабаханова. Махачкала 2019..С168.С.251.С.277.мы находи ,слово "Къатиш"в значениях как ,воин, борец, борец за свободу боевой ,ратный.Имеется и другое слово в таких же значениях как
Женгчи- ратный .боевой,и т.д.
В другом словаре"Лезги-урус гафарган . Махачкала.2017.С.152.С170. Также мы находим
слова как:"Къетиш"(къеттиш),Кьет1ен ,кьет1гьи, в значениях- мужественный, особенный ,решительный.
В источниках ,приданиях и со слов,старожилов-охотников села, мы узнаем ,что хиналугцы в древние времена имели
свое главное родовое село,"родовое гнездо".Говорят что в давние времена было страшное землетрясение и старое село практически ушло под землю. Кто уцелел построили новое село уже на левой стороне реки Кудиял- вац1, и был назван по одно-
именомй горе Хинал-Хиналугь.В первые который упоминает в письменных источниках, арабским ученный
Йакут аль- Хамави в своих трудах с 13 века. Естественно она не могла не быт, и в Албанских источниках ,но пока мы об этом незнаем.
Что касается термина -Кетиш или Кетш,которые мы указывали выше из разных источников,то это искаженные и усеченные самоназвание народа, и тем более в русской транскрипции. Через которое не возможно передать всю полноту информацию древнего Албанского языка .
Как мы знаем в албанском языке было 62 буквы(10 гласных и 52 согласных).в хиналугском же языке
77 букв (18 гласных и 59 согласных).и т. д. Для сравнения
и анализа приведем десятки слов как:
Русском . Лезгинском. Хиналугском .
дед буба баба
алый ал ал
низменность аран арар
хлев ахыр ахур
не свежий баяд байад
груз пар бар
мальенкий биц1и бич1ир
вне брачный биж биж
детеныш бала бала
кучерявый бурма бурма
волос ч1ар ч1ар(дыр)
родня мырас мираьс
вся родня вар(вры) варыс
мальчик гада гада
слой къат къат
саван кафан гафан
щит къалхан къалхан
свадебный вечер дем дем
душа чан джан
икра куьр кура
борец ,боевой женгчи джаьнгчи
внутрености ичалат (печень) ичалат
инаходец юргьа йургъа
хороший късан късан
безрогий кабаш кабач
пуля гунле гулла
В Хиналугском языке очень много заимствованных
слов из азербайджанского языка и других древних албано-лезгинских языков . Во многих словах и терминах в языке добавляются окончания как: ыр, дыр, дур, дир.ырдыр, ирдир, йин, и т д . например.
Ахур, ахурдыр. Астар, астардыр. Бич1и,бич1идыр.
Къаьм, къаьмирдир.Къалхан ,къалхандыр. Каъттид,
каъттиддур.Одно из подобных окончаний имеется и в лезгинском языке как : Мирзехананбур ,Мирзеханандур .
и т. д. источник .Русско-хиналугский словарь Ф.А.Ганиева
Махачкала.2001.495.с.В заключении хотим сказать ,что мы
рассмотрели коротко лишь некоторые вопросы связанные с этнонимами народов лезгинской группы. Мы изложили свой версия по этим вопросам, как альтернативы существующим .По этимологии этнонимов всегда могут быть добавления и убавления и т.д.Все это, выносим на
обозрения читателям, которых всегда интересуют данные вопросы.
Аксарин.
Литература.
М.М.Ихилов .Народности лезгинской группы.Махачкала.1967.
Я.А. Яралиев . Алупанская (кавказско-албанская) письменность и лезгинский язык.Махачкала.1995.Я.А.Яралиев.Н.О. Османов..История лезгин.
Пелазги (3-2тыс.до н.э.).Т.1.М.2003.
Г.А.Абдурагимов. Кавказская Албания-Лезгистан. (история и современность).С.-П.,1995.
М.Р.Гасанов.Загадки этнонимов Дагестана.Махачкала.1997.С.25.61.78.83.101.
Ф.А. Ганиева.Курушский говор лезгинского языка.
Махачкала.208.
Ф.А.Ганиева Русско-хиналугский словарь.Махачкала.2001.
З.Ризванов.Р.Ризванов.История лезгин.Махачкала.1990.
Ф.Р.Нагиев.Р.Ф.Нагиев .Народы и земли Албании Кавказской.Махачкала.2011.с.82-84.
У.А.Мейланова.Очерки лезгинской диалектологии.М.1964.
У.А.Мейланова.О генетическом единстве дагестанских языков.Махачкала.1969.
А.Г.Агаев .Происхождение лезгин. Газета "Садвал"№3 март. 1991г.№5май.1991г.
П.К.Услар.Кюринский язык.Тифлис.1896.
К.Маркс.Ф.Энгельс.Соч.ИЗб.2.т.21.с .93.
Х.А.Ибрагимом.С.С.Ибрагимова.О малых этносах
Дагестана.М.2002.с.95.
ЦГА.ДАССР.ф.150 8.оп 2.д.57.лл.151.
Архив внешней политики России 1724г .№4,27.Уч. зап.Ин.Востоковедении .1951.т.3. с.138.
М.А.Садыки. Древняя история лезгин и античные писмь
-енные источники. М .1996.
Р.А.Рамазанов.А.Р.Рамазанов. Историко-этнографические материалы народов Рутульского района. Махачкала.2012.
К.Х.Акимов.Лезги -урус кафарган. Махачкала.2017.
М.Б.Бабаев. Лезгинско-русский словарь.Махачкала.2019.
М.М.Гаджиев .Русско-лезгинский словарь .М.1951.
А.В.Твердый. Топонимический словарь Кавказа.Ч.1.2.
Краснодар.2006.Кавказ в именах .2008.
Э.М.Мурзаев.Словарь народных географических терминов.М.1984.
И.Ю.Алироев .Русско- чеченский словарь. М.2005.
З.К.Тарланов. Агулы:их язык и история.Петрозаводск.1994.
Н.Д.Сулейманов. Агулцы.Советский Дагестан.1979.
В.Ф.Минорский. История Ширвана и Дербента.М.1963.
В.М. Загиров.Русско-табасаранский словарь.Махачкала.1988.
Н.Г.Волкова. В.К.Гарданов. Кавказский этнографический сборник.№9. М.1989.
Е.И.Крупнов. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность. СЭ. М.1964.
А.Комаров. Народонаселение Дагестанской области. РГО.
Кн.8.ра.5.Тифлис.1973.
Дэвид Рол."Генезис цивилизации"ЭКСМ.М.2002.
русский перевод. С.Голова . А.Голов. Ф.А.Бадалов. История лезгинского народа и государства
Дербент.1998.
Ю.Д.Дешериев."Граматика хиналугского .языка.М.1959.
Н.А.Кун.Легенды и мифы древней греции.Махачкала.
1986.с.93.100,101.
З.Д.Баглиев.Куруш и курушцы. Махачкала.1998.с.68,69.
А.К.Седрединов."Нахи и Даги"Махачкала.2011.
А.К.Седрединов. С.А.Седрединов. Народные термины
Кавакзской Албании-современого Дагестана и Чечни.
Махачкала.2016.с.55-57.
Г.М-С.Мусаев.Ц1ахуры.час.1. Махачкала.2009.
С.О.Хан-Магомедов.Цахурская архитектура. М.,1999.с.47.
А.М.Дирр.Цахурский язык.СМОМПК.Вып.43.Тифлис,1913.
А.М.Дирр. Агулский язык.Тифлис.1907.
Г.Х.Ибрагимов .Цахурский язык.М.1990.
Г.Х.Ибрагимов .Названия цахурских и рутулских аулов
Махачкала 1972.
С.В.Юшков.Языки народов СССР.Т.4.Иберийско -кавказские языки.М.1967.
К.Алиев.Племена древней Кавказской Албании. Автореферат дисс.Л.1962.
Р.И Гайдаров." Лезги ч1алан диалектология".Мах.1963.
(на лезгинском языке).
С.С.Агаширинова.Материальная культура лезгин.(19-начала 20в.).АН.СССР. Москва,1978.
Г.Х.Ибрагимом. Рутулский язык. М.1978.
П.И.Эпиграфические памятники Северного Кваказа..Лавров. М.1966.
Г.А.Сергеева ."Арчинцы " М.,1967.
А.В.Габло. Этническая история Северного Кавказа .(6-10. в.в).Л.,1979.
Античные авторы как: Страбон, Геродот, Птолемей, Плиний
Старший,и др.в свое время писали об Албании ,и Албанских племенах. Об этих и других авторах подробно пишет в своей книге М.-А.САДЫКИ. История лезгин. М.1996.
1.Страбон "География".(по кн.Садыки с .68-92).Страбон из Амасиса.(64-24г.до н.э.).в своей книге 11,7,1...пишет о племенах Албан,гаргары,леки,гелы,витии-удин и о Каспйс
-ком проходе и т.д.
2.Герадот. "История".Герадот из Галикарнаса.(484-425гг.до н.э.)Его называли "Отец истории".(по кн. Садыки с.
61-64).В своей книге упоминает об Албанских племенах
кн.7,67,68. Удин.мики.каспи.В другой кн.3.гл.93.также упоминает об каспии и удин.
3.Плиний Старший.(24-79гг.н.э.). "Естественная история"
(по кн. Садыки.с.102-106) .Также упоминается об Албанских племенах в кн.6,38,(15,3).
4.Клавдий Птолемей.(80-160гг).греч.ученый."Руководства по географии".Упоминает об Албанских племенах Уды.
книга 5 раз.8. По книге Садыки с.175,176. и т. д.
Свидетельство о публикации №221101701118