Вестники новой эпохи. Экскурсия

У учителей, в отличие от других профессий, новый год начинался гораздо раньше, 1 сентября, и деятельность активизировалась не только в школе, но и во всех сферах жизни. Именно в сентябре учителя вспоминали, что есть такие службы, как ГИБДД и инспекция по делам несовершеннолетних, чьи инспекторы наперебой поучали: «Все неприятности, подстерегающие детей в начале их жизненного пути, нужно предупреждать, а не ждать, когда это произойдёт!» - и требовали, чтобы учителя проводили занятия по правилам дорожного движения, потому что с началом учебного года начинался и сезон походов учеников в сопровождении учителей в музеи и театры.

Учителям и так было понятно, что профилактика – лучшее средство, но всё равно были недовольны: все профессии как профессии, но наша…. Как тут будешь профессионалом, когда тебя пытаются сделать многостаночником? Мы же не требуем, чтобы инспекторы ГИБДД вели математику в школе. Вот пусть они сделают у себя кабинет, мы будем водить к ним детей, а они будут проводить с ними занятия по правилам дорожного движения!  Каждый должен заниматься своим делом, тогда и толк будет.
 
Но, бунтуя на словах, все также понимали бессмысленность этих демонстраций: инспекторам пришлось бы платить заработную плату, а учителя это делали бесплатно, в рамках классного руководства, которое вмещало в себя всё, что было за пределами уроков. И всё это недовольство учителей всегда заканчивалось одинаково: пошумели, повозмущались – и за дело! Пора водить учеников в музеи и театры!

В классах в конце восьмидесятых годов редко было меньше сорока учеников, и вести такую группу по улице было очень непросто, а в транспорте – и того пуще. Иногда помогали родители, которые, как правило, шли в хвосте колонны, постоянно одёргивая своих чад и удивляясь, как учителя справляются с такой командой.
 
Алёну Петровну назначили классным руководителем 4-А класса, в котором было 42 ученика, в основном мальчики. Класс был сильный в учёбе, дружный, но шумный – по причине преобладания в нём мальчиков. Разве они смогут постоянно держать руки по швам или сложенными на парте в классической ученической позе? Нет, их руки и были главным действующим инструментом: кого щипнуть, кого толкнуть, кого дернуть за косичку. Да и ноги не оставались без дела. Ученики находились в постоянном движении, как будто внутри у них были невидимые пружины, и этим они напоминали Алёне Петровне боксеров на ринге. А разговаривать спокойным, приглушённым голосом, особенно в компании, дети вообще не умели. Они даже списывать просили так громко, что учитель обязательно это слышал. Самым загадочным для Алёны Петровны было то, что каждый ученик в отдельности был достаточно воспитанным и культурным ребёнком, но во время совместных культпоходов вся их воспитанность куда-то исчезала.

Первый такой «выход в свет» они совершили в Эрмитаж. Экскурсовод говорила довольно тихо, поэтому смогла заинтересовать не больше пятнадцати человек, а остальные, вначале напряжённо прислушиваясь к её голосу несколько минут, вскоре отвлеклись и стали развлекать себя сами. Кто-то показал пальцем на причинное место мужской статуи, прикрытое фиговым листом (или неприкрытое), и все тут же «заразились», ловя друг от друга смешинки. О красоте человеческого тела Алёна Петровна подробно говорила на уроке истории Древнего мира в 5 классе, поэтому четвероклассники были ещё «непросвещёнными».

Экскурсовод, недовольная поведением детей, не стала говорить громче ради привлечения их внимания, а решила, что проще сделать замечание учителю:

- Приведите детей в порядок! Я не могу работать в таких условиях.

Алёну Петровну так и подмывало поделиться своим учительским опытом с экскурсоводом, посоветовав ей самой создать себе условия для работы: организовать детей, вовлекать их в процесс, напоминать им о том, что уже было сказано, поддерживая постоянный интерес к предмету. Это дети, и с ними нельзя строить беседу на одних только замечаниях и одёргиваниях. Но Алёна Петровна сразу поняла, что это будет очень грубо, и приняла другое решение: она оставила с экскурсоводом тех учеников, которые слушали с интересом, а остальных собрала вокруг себя. Она рассказывала им всё, что знала сама, а чтобы погасить нездоровый интерес учеников к интимным частям человеческого тела, ей пришлось опередить события:

- Кстати, обратите внимание, - говорила она, делая вид, что не замечает указательных пальцев и хихиканий, - это работы древнегреческих скульпторов. В следующем году вы будете изучать историю Древнего мира, и вам пригодится то, что вы сейчас видите перед собой.

Дети заинтересовались, перестали разговаривать.

- Вы наверняка заметили, - продолжала Алёна Петровна, - насколько гармоничны тела, как они красивы. Может быть, это преувеличение автора, его стремление показать идеал человеческого тела? Как вы думаете? Может быть, в Древней Греции все были толстыми, неуклюжими, и их это устраивало?

Дети молчали, потому что они этого ещё не знали, но Алена Петровна настаивала, чтобы они сами нашли правильный ответ на этот вопрос:

- Так что же: автор призывает людей к гармонии и красоте или отражает действительность?

Павел, который одним из первых начал применять свой указательный палец вместо указки, чтобы насмешить одноклассников, уже вполне серьёзно предположил:

- Я думаю - и то и другое…

- Да, да – и то и другое! – поддержали его дети.

- Хорошо, тогда убеди меня в этом! – сказала Алёна Петровна свою любимую фразу.

- Наверное, все греки стремились к красоте и к красивому… - Павел запнулся, потому что говорил именно об обнажённом теле, - человеческому телу. Тех, кому это удавалось больше, скульпторы прославляли…

- Правильно, молодец! - похвалила его Алёна Петровна... Но, натерпевшись стыда за поведение своих учеников, она твёрдо решила: «Надо что-то делать!» - потому что там, в Эрмитаже, ей казалось, что все с осуждением показывают на неё пальцем. Алёна Петровна не удивилась рассудительности своего ученика, потому что дети её класса любили учиться и в определённых ситуациях в полной мере это демонстрировали. Но их поведение не выдерживало никакой критики, поэтому Алёна Петровна решила всё же готовиться к выходу во внешний мир заранее, ещё в мире детей, то есть в школе, на классном часе, который она не превращала, как это иногда водилось, в «разбор полётов» и раздачу всем по заслугам, а использовала для более полезного общения. В это время ещё только входили в моду психологические тренинги, и она предложила детям:

- Давайте немного поиграем.

Детей не надо было уговаривать поиграть, и Алёна Петровна пояснила им суть ролевой игры:

- Делимся на команды по десять человек. Представим, что мы на трамвайной остановке. Вот эти стулья – это места в трамвае, а вот вход, ограниченный двумя стульями. Задача заключается в том, чтобы совершить посадку. Я буду секундомером засекать время, - сказала она специально, чтобы направить детей по ложному следу.

Дети не сразу сообразили, что мест в «трамвае» восемь, а в команде десять человек. Они уже участвовали в тренингах и знали, что здесь есть скрытый смысл, но времени на размышление Алёна Петровна им не дала. Когда время первой команды истекло, она пригласила следующую. Девочки из второй команды заметили стоящих в «трамвае» подруг и поспешили исправить ситуацию, стараясь войти первыми и занять места. Когда всё закончилось, дети ждали оглашения результата, но Алёна Петровна хитро улыбалась и молчала.

- Ну…. – не терпелось детям.

- Даже не знаю, с чего начать…

- Мы так и знали, что дело не в секундомере, - предположили дети.

- Так нечестно! – стали раздаваться голоса.
 
- Понимаете, есть вещи, о которых не следует забывать, даже если ты занят, спешишь или неважно себя чувствуешь. Особенно, когда вокруг тебя люди.

- Так бы и сказали, что это по правилам поведения! – сказал Сергей Николаев.

- А какой тогда смысл играть? – спросила Алёна Петровна.

- Ну да, конечно, – согласились дети. - Так что мы не так сделали?
 
- А вы вспомните, как всё было, и сами определите.

- Ну, девочек не пропустили…

- Место не уступили…

- Всё из-за вас! – с нарочитой угрозой посмотрел на девочек Лёша.
 
- А что мы? Чуть что – сразу девочки!

Класс моментально скатился в галдёж.

- Конечно, самое простое - шум-гам устроить... Я понимаю, что это неприятно. Опозорились слегка, если не сказать больше, - непринуждённо вернула детей к теме Алёна Петровна. – Девочки тоже не блеснули: Ира с Викой хорошо поработали локтями. Конечно, не захотели стоять, как их подруги из первой команды. В общем, вопросов много.

Дети по привычке замолчали и приготовились слушать.

- Вопросов много, - повторила Алёна Петровна, - но мы не будем их формулировать сейчас, и, тем более, отвечать на них.

Какое-то время все были в недоумении.

- Каждый пусть решает для себя, как ему вести себя. Я думаю так.

Алёна Петровна было довольна собой. Она решила, что теперь-то уже не стыдно и людям показаться, и следующую экскурсию организовала в Русский музей. К помощи родителей она не хотела прибегать: каждый, мол, должен делать своё дело. Трудно было сопровождать 40 десятилетних детей, но она наметила для себя, как всё будет происходить. Сама она была во главе группы, а замыкала её парочка ребят, наделённых доверием и ответственностью. Для поездки в метро был совместно выработан алгоритм: все проходят через один турникет, она считает всех при входе на эскалатор, а потом на выходе с эскалатора. И дети с удовольствием согласились с этой процедурой, считая её тоже игрой.

Тему экскурсии Алёна Петровна знала заранее, поэтому заранее озадачила детей предварительными вопросами и заданиями, чтобы они внимательно слушали экскурсовода (это ей посоветовали опытные педагоги). Когда дети взрослеют и привыкают к тому, что надо смотреть, слушать, отдыхать, наслаждаться увиденным и услышанным в музеях и театрах, можно перестать докучать их вопросами, потому что после спектакля или экскурсии всё равно стихийно возникает обмен мнениями на основе полученных впечатлений, и это было особенно ценно.

Ехать им нужно было три остановки на трамвае до метро, несколько станций в метро до Гостиного Двора, а там уже и пешком совсем рядом. Казалось бы, не такой уж и утомительный путь... Но трамвая не было очень долго. Уже были собрали деньги на билеты, чтобы сразу опустить их в кассу, уже все наговорились, погонялись друг за другом вокруг остановки, доставляя неудобства взрослым, стоявшим на остановке. В ожидании трамвая устали и дети, и взрослые. Алёна Петровна понимала, что ничего не может изменить, и ей оставалось лишь терпеливо следить за тем, чтобы поведение детей не выходило за рамки приличия.

Наконец, показался долгожданный трамвай. Дети знали, что учительница войдёт последней, а остальных взрослых они как-то не заметили. Может быть, если бы трамвай подошёл сразу, всё сложилось бы иначе, и дети вспомнили бы о ролевой игре, в которую недавно играли... Но трамвая не было слишком долго, на остановке скопилось слишком много народа, поэтому Алёне Петровне сейчас было важнее всего, чтобы в трамвай вошли все дети и она. Наконец, двери закрылись, и трамвай тронулся.
 
Алёна Петровна не сразу поняла, что пожилая женщина говорит со своей соседкой о её учениках:

- Какой кошмар! Как безобразно ведут себя дети!

- Да, в наше время ничего подобного не было, - подтвердила соседка.

- Воспитание в школе было другое. А сейчас чему их там учат, как воспитывают – не поймёшь. Вот мой внук на днях пришёл из школы и рассказывает: игра какая-то у них там на классном часе. Вот они и становятся неуправляемые! Вспомните наши собрания: кому хотелось, чтобы его при всех отругали, сделали замечание? Вот все и старались вести себя и учиться достойно.

Алёна Петровна покраснела. Учителя привыкли к шуму на школьных переменах, это для них объективная реальность. Дети, даже старшеклассники, не могут бездельничать или чинно стоять в уголочке рекреации, мирно беседуя. Все куда-то спешат, всем чего-то не хватает. А дети помладше - так те откровенно хотят размяться. Что тут поделаешь? И на учителей на переменах накатывает «учительская глухота». Другое дело – урок. Тут более чуткого инструмента, чем учительское ухо, не найти.

Алёна Петровна мгновенно переключила слух в режим «урок» и осмотрела салон трамвая: так и есть – Юра развязал Наташе бант и стоит, как ни в чём не бывало! Наташа верещит, вертит головой, пытается его завязать в условиях трамвайной качки, которая заваливает её то на пассажира слева, то на того, что справа. Пассажиры недовольно оборачиваются, бросают укоризненные взгляды…

«И ругают меня, классную руководительницу!» - со стыдом подумала Алёна Петровна и увидела, что Аня пробирается к девочкам, потому что ей надоели выходки Владика. В трамвае тесно, ногу некуда поставить, если поднимешь её, то обратно уже некуда поставить – место уже занято, а она пытается пролезть, толкая пассажиров. В салоне - настоящий пчелиный улей.
 
- Что вытворяют, а?! Что вытворяют!? – снова услышала Алёна Петровна знакомый голос. – А где же учитель, с кем они едут?

Женщина завертела головой в поисках учителя, и Алёна Петровна замерла и, казалось, даже дышать перестала. «Чего он так тащится? - с тоской подумала она о трамвае, как о чём-то одушевлённом. – Всего-то три остановки!»

Словно услышав её мольбу, трамвай остановился. Дети стали выходить, Алёна Петровна, в соответствии с заведённым порядком, должна была выйти последней, проследив, чтобы вышли все ученики. Мимо прошмыгнул Алёша и, удивленно посмотрев на недовольную женщину, спросил:

- Бабуля, привет! А ты куда?

- Здравствуй, Алёша! Я еду в магазин, а ты куда?

- А мы на экскурсию с Алёной Петровной!

Поскольку Алёша был последний, Алёна Петровна поспешно вышла из трамвая, не желая быть представленной его бабушке и справедливо полагая, что если даже Алёша и не успеет выйти, то он будет не один, а с бабушкой.
 
Но Алёша успел, и дальше всё пошло по сценарию, составленному Алёной Петровной.


Рецензии