К. Кастанеда о self-importance

Во второй главе книги «Огонь изнутри» К. Кастанеда писал:
"Подумай вот о чем: нас уязвляют и обижают действия либо посягательства со стороны наших ближних, и это нас ослабляет. Наша самозначимость (self-importance)  заставляет нас почти все время чувствовать себя кем-то оскорбленными или на кого-то обиженными". Из этого объяснения дона Хуана следует, что самозначимость — это повышенная уязвимость. А если чувство уязвимости человек ощущает «почти всё время», то это - почти полная беззащитность. Надо заметить, что дон Хуан не говорил, что «уязвляют и обижают» слова, он говорил: «действия», - очевидно, имея в виду энергетическое воздействие. Слово «уязвить» — означает «ранить», в данном контексте - ранить психически, т. е. - энергетически, ибо слова без потока агрессивной энергии — не ранят. И естественно, эти энергетические ранения - ослабляют. А о необходимости достаточного количества энергии для борьбы с этими воздействиями дон Хуан говорил каждый раз, когда объяснял понятие «самозначимость» и «безупречности»:
«Для воина борьба с самозначимостью — не принцип, а ЧИСТО СТРАТЕГИЧЕСКИЙ вопрос, - ответил дон Хуан. - Твоя ошибка заключается вот в чём: то, что я говорю, ты рассматриваешь с точки зрения НРАВСТВЕННОСТИ. … Безупречность есть не более, чем правильное использование энергии, - сказал он. - И все, что я говорю, К ВОПРОСАМ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ НЕ ИМЕЕТ НИ МАЛЕЙШЕГО ОТНОШЕНИЯ. Я ОБЛАДАЮ ЭНЕРГИЕЙ, И ЭТО ДЕЛАЕТ МЕНЯ НЕУЯЗВИМЫМ. Чтобы это понять, необходимо НАКОПИТЬ ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЭНЕРГИИ. ... в стратегическом инвентарном списке воина самозначимость фигурирует в качестве САМОГО ЭНЕРГОЁМКОГО ФАКТОРА. ... Одна из первейших забот воина — ВЫСВОБОДИТЬ ЭТУ ЭНЕРГИЮ. ... Безупречность как раз и является тем, посредством чего осуществляется такое перераспределение энергии»(К. Кастанеда, «Огонь изнутри, гл.2»).
Что же собой представляет психическая агрессия, которая «уязвляет» и «ослабляет», и почему достаточное количество энергии делает человека «неуязвимым»? Известно, что работа центральной нервной системы носит рефлекторный характер. И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» писал: «... все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Мои собственные наблюдения показали, что во время психической агрессии можно наблюдать эффекты непроизвольного, неощутимого и неосознанного концентрического излучения мозга, когда униженным (побеждённым) ощутил себя не противник, а зритель из толпы, а агрессор всё равно рефлекторно ощутил ликующую радость победы, не смотря на то, что его противник - не побеждён. Следовательно, и унижение побеждённого, и радость победителя — рефлекторно вызывались концентрическими излучениями мозга и тела обоих. Эти излучения коснулись всех, но раненым без слов ощутил себя только один из наблюдателей, очевидно, - энергетически наименее защищённый. А радость победы рефлекторно ощутил только тот, от кого исходил поток агрессивной энергии. Значит, эта цепочка рефлексов была только между ними двумя.
Энергетическая защита — это энергетическая оболочка (ЭО) вокруг тел людей (известная как «зона дискомфорта») отражает потоки агрессивной энергии. Если сила этих потоков превышает предел прочности ЭО, в ней появляются повреждения. ЭО человека, обычно, может справиться с потоком агрессивной энергии одного нападающего, но когда на человека энергетически нападает много людей, отразить все удары его защитная ЭО не может, она повреждается во многих местах, и его энергия вытекает через эти повреждения. Человек при этом ощущает чувство унижения, означающее признание себя побеждённым (ниже победителя) и некоторую слабость (от мало заметной, до сильно выраженной). При постоянной психической агрессии, особенно, в закрытых группах, организм жертвы нападений не успевает энергетически полностью восстанавливаться, он становится психически легко уязвимым («слабым») и физически ослабленным. Сила луча взгляда, потоков агрессивной концентрической энергии и прочность ЭО – не постоянные величины, они зависят не от конституции, а от количества общей энергии. Один и тот же человек в разные периоды своей жизни может быть и беззащитным, и абсолютно неуязвимым. Пример: я иду домой после ночного дежурства на СМП, сильно уставшая, можно сказать, замученная; и почти все продавщицы в магазинах и в аптеках — агрессивно психически нападают на меня (без оскорбительных слов ), и со всеми ими я ощущаю себя униженной и раненой. Накануне — те же продавщицы и аптекари относились ко мне приветливо, и не пытались нападать. Понятно, что за одну ночь моя самозначимость не увеличилось; от усталости и отсутствия сна изменилось моё физическое состояние и уменьшилось количество энергии. Соответственно, я временно стала легко уязвимой. Надо заметить, что органические психические болезни не влияют на инстинктивные механизмы защиты и нападения[2].
Не только агрессивное психическое нападение, но и чувства гнева, враждебности, презрения,- это потоки агрессивной энергии, не реагировать на них – невозможно, видимое отсутствие реагирования означает, что защитная энергетическая оболочка этого человека отражает потоки чужой агрессивной энергии. Уважение, симпатия, и, особенно, любовь — это тоже потоки энергии, которые, в отличие от агрессивной энергии, не ранят, а исцеляют. Вообще, любое общение — это обмен энергиями эмоций, которые можно ощущать в группе возбуждённо общающихся людей.
В книге «Сила безмолвия» К. Кастанеда писал:
"Don Juan described self-importance as the force generated by man's self-image. He reiterated that it is that force which keeps the assemblage point fixed where it is at present. For this reason, the thrust of the warriors' way is to dethrone self-importance. And everything sorcerers do is toward accomplishing this goal. ... ... Sorcerers knew, by means of their practical actions, that as soon as their assemblage points move, their self-importance crumbles. Without the customary position of their assemblage points, their self-image can no longer be sustained" («Сила безмолвия», гл.4, стр.425).
Дословный перевод (с помощью deepl.com/translator):
"Дон Хуан описал самозначимость как силу, порождаемую человеческим самовосприятием. Он повторил, что именно эта сила сохраняет точку сборки прочно закреплённой там, где она находится в настоящее время. По этой причине путь воинов направлен на свержение самозначимости. И все, что делают маги, направлено на достижение этой цели. … Благодаря своим практическим действиям, маги знали , что как только их точки сборки сдвигаются, их самозначимость распадается. Без привычного положения их точек сборки их самовосприятие больше не может быть устойчивым».
Иными словами, маги сделали вывод, что самовосприятие у людей порождает некую силу, которая удерживает точку сборки в положении точки разума. Маги назвали эту силу «self-importance» (самозначимость). Если насильственно сместить точку сборки из её положения в точке разума, сила, которая её удерживала (самозначимость), - разрушается, и воспринимать себя как разумное существо человек уже не может.
Чуть ниже дон Хуан говорил:
"It was therefore safe to say that any movement of he assemblage point away from its customary position resulted in a movement away from man's self-reflection and its concomitant: self-importance" (там же, гл.4).
Дословный перевод: «Поэтому можно было с уверенностью сказать, что любое перемещение точки сборки в сторону от её привычного положения уводило от человеческой саморефлексии и сопутствующего ей явления: самозначимости». Саморефлексия переводится как «самоотражение», «самоосмысление», «самоанализ»; и расшифровывается, как анализ своих мыслей и чувств; в психологии - важное свойство человеческого мозга, необходимое при обучении. Дон Хуан говорил: «Каждый из нас в равной степени подвержен своей саморефлексии. ... Единственной конкретной помощью, которую ты когда-либо получал от меня, является разрушение твоей саморефлексии» (там же, гл.5, стр.434).
Говоря, что самозначимость — это явление, сопутствующее саморефлексии, дон Хуан так же описывал самозначимость как силу, порождаемую человеческим самовосприятием.
«Бергсон полагал, что работа восприятия распадается на две части, в своей основе независимые друг от друга - собственно непосредственное чистое восприятие, акт взаимодействия тела со своим окружением, и поток воспоминаний, адаптированный к нему. Ни та, ни другая части не даны непосредственно, их невозможно выделить никаким самоанализом и интроспекцией именно потому, что только вместе они и создают реальный акт восприятия, который становится доступен последующему анализу».(https://ru-philosophy.livejournal.com)
Очевидно, то же самое можно сказать и о самовосприятии: сначала — акт взаимодействия со своими мыслями и чувствами, затем — их анализ, т. е. самоанализ («саморефлексия»). Почему самозначимость, порождённая самовосприятием, - это явление, которое сопутствует самоанализу? Самовосприятие подвергается самоанализу, а результатом любого анализа является вывод. Значит вывод самоанализа о своей самозначимости — это знание, что самое главное для человека — это он сам. Но как это знание может быть силой, которая удерживет точку сборки в точке разума?
“Self-” в сложных словах выражает: 1) произвольное действие, направленное на самого себя (самолюбие, самокритика, самооборона, самоубийство); 2) непроизвольное действие, автоматический характер действия или состояния (самозаживление, автопогрузчик).
Дон Хуан говорил о «self-importance» - не как о чувстве или понимании, а именно как о силе. Об этой силе человек ничего не знает, ибо произвольно он не делает никаких усилий. В таком случае, здесь «self-» имеет второе значение: НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ АВТОМАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ СОСТОЯНИЕ, имеющее большое значение для человека; и поэтому маги назвали его «самозначимость». Следующее объяснение дона Хуана подтверждает этот вывод:
"Self-pity is the real enemy and the source of man's misery. (красочное выражение). Without a degree of pity for himself, man could not afford to be as self-important as he is. However, once the force of self-importance is engaged, it develops its own momentum. And it is this seemingly independent nature of self-importance which gives it its fake sense of worth" (там же).
Дословный перевод:
«Жалость к себе - настоящий враг и источник человеческих страданий. Без определенной доли жалости к себе человек не мог бы позволить себе быть таким самозначимым, каким он является. Однако, как только сила самозначимости задействована, она развивает свой собственный импульс. И именно эта, на первый взгляд НЕЗАВИСИМАЯ ПРИРОДА самозначимости, придает ей фальшивое чувство ценности».
Надо понимать, маги (авторы учения о магии) заметили НЕЗАВИСИМУЮ ПРИРОДУ самозначимости, но решили, что это — кажущееся впечатление, главная причина самозначимости (якобы) — в жалости к себе. И после всего этого дон Хуан говорил: «Лишившись привычного положения точки сборки ... они теряют чувство жалости к себе, а вместе с ним — и самозначимость».
Объясняя значение термина «самозначимость», дон Хуан связывал его:
- с эгоизмом: «именно позиция точки сборки является причиной убийственной эгоистичности современного человека, совершенно поглощённого образом самого себя»;
- с индивидуальным «я»: «Битва воина — это тотальная борьба против индивидуального «я», которое лишает человека его силы. … любой сдвиг точки сборки означает отход от чрезмерной озабоченности своей индивидуальностью»;
- с «саморефлексией»: «Любой сдвиг точки сборки ... приводит человека к избавлению от саморефлексии и сопутствующей ей самозначимости».
Таким образом, говоря о борьбе с «самозначимостью» дон Хуан призывал бороться с самой человеческой личностью («индивидуальным «я») и со свойствами, присущими человеческой личности: с анализом собственных мыслей и чувств («саморефлексией»), с чувством любви к себе («самовлюблённостью»), с заботой о себе («эгоизмом»), с переживаниями о своей судьбе («жалостью к себе»), так как они отнимают много энергии. Но почти после каждого такого призыва (часто очень эмоционального) дон Хуан спокойно добавлял, что борьба со всем этим заключается в сдвиге точки сборки.
Если понимать «битву воина» с чувствами в прямом смысле слова «битва» - ради того, чтобы сберечь энергию, которая расходуется на эти чувства; и не обращать внимания на слова дона Хуана о том, что для этой борьбы нужен только сдвиг точки сборки; то битва с чувствами означает подавление этих чувств; и на эту битву и страдания от подавления чувств - уйдёт больше энергии, чем на сами чувства. Тратить много энергии ради сохранения меньшего количества энергии — бессмысленно.
По учению магов «самозначимость», как сила для сохранения собственной личности, удерживает энергетический орган - «точку сборки» - в положении места разума, и организм расходует на это много энергии. В этом утверждении не хватает логики: положение точки сборки человека в месте разума — это её естественное положение. Дон Хуан не раз говорил, что для сдвига точки сборки из её положения в точке разума нужно много энергии, и у обычного человека для этого недостаточно энергии. Дон Хуан признавал, что маги не всё могут понять и объяснить: «Дон Хуан ответил, что человеческие возможности настолько безграничны и таинственны, что маги, вместо того, чтобы размышлять об этом, предпочитают использовать их без надежды понять, что они собой представляют» (там же, гл.4). На самом деле, возможно, всё наоборот: не организм тратит много энергии, чтобы удержать точку сборки в её естественном положении, а маги тратили много энергии, чтобы СДВИНУТЬ ТОЧКУ СБОРКИ ИЗ ЕЁ ЕСТЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ; и при этом они получали энергии больше, чем они тратили: "Он сказал, что всё, что делают маги, является следствием движения их точки сборки. И что такие сдвиги зависят от количества энергии, имеющейся в их распоряжении. ... Любое движение точки сборки подобно умиранию, - сказал он. Всё в нас разъединяется, а затем вновь присоединяется к источнику ещё большей силы. Такое увеличение энергии воспринимается, как убийственная тревога» (там же, гл.4). "Он сказал, что люди древности стали легендарными благодаря безмолвному знанию о той силе, которую можно получить, сдвигая точку сборки» (там же, гл. 6, стр.476).
К. Кастанеда описывал учение древних магов так, как он его слышал от своего учителя дона Хуана. В этом описании у дона Хуана много высказываний, не всегда достаточно точно выражающих его мысли; много метафор, противоречивых утверждений, трудных для понимания терминов. Нужно уметь видеть главное. Главное во всех объяснениях дона Хуана о необходимости борьбы с индивидуальным «я» и с человеческими качествами личности, - в уничтожении самоанализа путём сдвига точки сборки из её положения в точке разума.
Я описала термин «самозначимость» на основе книг К. Кастанеды потому, что в Интернете и на некоторых форумах люди толковали этот термин как «чувство превосходства над другими» и «чувство собственного величия»; приписывали людям с «завышенным ЧСВ» множество негативных черт характера и даже аморальные качества; и учили, что для устранения своего «ЧСВ», нужно устранить у себя неправильное мировоззрение и негативные качества характера.
К. Кастанеда описывал, как его учитель магии дон Хуан объяснял, что точка сборки — это орган восприятия энергии. Когда точка сборки находится в точке разума, она воспринимает одни виды энергии, когда маги сдвигают её в точку «безмолвного знания», она воспринимает другие виды энергии. И овладение этими видами энергии даёт магу новые возможности. Поэтому дон Хуан постоянно подчёркивал, что любой сдвиг точки сборки из её положения в точке разума приводит к исчезновению у человека самоанализа («self-reflection»), самозначимости («self-importance») и основных чувств, присущих личности: любви к себе, жалости к себе и др; после чего ученик мог начать использовать «безграничные возможности своего мозга». Но никогда ни дон Хуан, ни К. Кастанеда, - не объясняли термин «self-importance» как чувство превосходства над другими или чувство собственного величия; и никогда не связывали самозначимость с негативными чертами характера и с аморальным поведением. Наоборот, дон Хуан подчёркивал, что всё, что он говорит о самозначимости и безупречности, к морали и нравственности не имеет никакого отношения; и никогда не призывал избавляться от самозначимости путём искоренения у себя отрицательных черт характера, ибо таким путём избавиться от «самозначимости» - невозможно, нужен только сдвиг точки сборки. Говоря о безупречности, как о средстве избавления от самозначимости, дон Хуан говорил, что это - «только правильное использование энергии». Либо вышеупомянутые толкователи термина «self-importance» вольно фантазировали, не пытаясь прочитать, что писал об этом К. Кастанеда; либо они читали, видели красочные эмоциональные утверждения дона Хуана о необходимости тотальной борьбы против индивидуального ”я”, саморефлексии, самозначимости, жалости к себе, любви к себе и др.; и не видели, что после этих утверждений дон Хуан всегда говорил, что эта борьба заключается в необходимости сдвига точки сборки.
В конце своей книги «Сила безмолвия» К. Кастанеда описал, что маги восхищались и гордились человеческим разумом, и считали именно разум — главным в магическом искусстве: "Старый Нагваль продолжал объяснять, что человечество в целом находится в первой точке, точке разума, но что не у каждого человеческого существа точка сборки находится точно в положении разума. Те, кто пребывает точно в этом месте, являются истинными лидерами человечества, хотя во все времена многие из этих гениев развития разума оставались человечеству неизвестными. … Только те человеческие существа, которые являются образцами РАЗУМА, могут легко сдвигать свою точку сборки и быть образцами безмолвного знания. Прощаясь, дон Хуан сказал К. Кастанеде: «... постарайся сдвинуть свою точку сборки в сторону безмолвного знания. Перемещение точки сборки — это всё, но оно ничего не значит, если не является трезвым и КОНТРОЛИРУЕМЫМ действием "(там же, гл.6, стр.524).

Литература:
1. К. Кастанеда. Огонь изнутри. Сила безмолвия. М.: ООО Издательство «София», 2009.
2. Л.В. Светличная, "Рефлекторная радость победы". URL:http://proza.ru/2012/12/10/378


Рецензии