Савватьева пустынь

Тверская область, Калининский район, с. Савватьево

Храмы монастыря:
1. Пещерка преп. Савватия
2. Церковь иконы Божией Матери "Знамение"
3. Церковь иконы Божией Матери "Знамение" (утрачена)
4. Собор Сретения Господня  (утрачен)

Другие постройки монастыря:
3. Церковные постройки
4. Поклонный крест на месте Сретенского собора

Многочисленные предания и легенды окутывают историю Савватьевой пустыни. В те славные времена, когда имя преподобного Сергея Радонежского давно уже гремело по всей Руси, в 1390 году на реке Орше, в сосновом бору, в 12 верстах от города Твери, поселился в небольшой пещерке палестинский монах Савватий. Пришёл он из славного города Иерусалима. Пришёл, как говорит предание, со свитой митрополита Киприана по просьбе тогдашнего тверского князя Михаила. Но в самом городе он не задержался, а пошёл искать место строгого подвига, и, как видно из дальнейшей истории, – нашёл. Носил вериги весом более двадцати пяти килограммов.

В конце 14-го века слава разнеслась по деревням и монастырям тверской земли о палестинском отшельнике, живущем в пустыни. И начали к Савватию приходить для наставлений простые люди и тверские подвижники, многие из которых впоследствии вошли в Собор всех святых, в земле Тверской просиявших.

Первый монастырский храм был деревянным. По легенде, Савватий увидел Крест Господень, сияющий нетварным светом, то есть Божественным светом. На этом месте и был построен храм, который был освящён в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Бытует мнение, что это, возможно, была первая церковь на Руси с этим посвящением. Но простояла она не долго, по причине, о которой история умалчивает.

На месте деревянной церкви, как предполагают историки, была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». По всей видимости, эта церковь была небольшая. И о наличии её говорит тот факт, что в ней был отпет и погребён сам основатель монастыря Савватий.

С уходом Савватия монастырская жизнь продолжает развиваться и монастырь в течение 15-го века быстро обустраивался стараниями знатных жителей города Твери. А в середине 16-го века происходит прославление Савватия на церковном соборе в лике преподобного.

Знаменская церковь перестраивается приблизительно во второй половине 17-го века, так как сведения о том времени имеются совсем скудные. Описывается эта церковь очень высокой, с пятиярусным иконостасом. В это же время в монастыре строится большой пятиглавый собор в честь Сретения Господня, до этого бывший деревянным. Впоследствии собор станет главным храмом обители.

В пустыни ещё в давние времена были построены две деревянные памятные часовни с главками на крыше. И как раз в конце 17-го века их и упоминают в переписной книге пустыни. По легенде, поставлены они были в местах встреч и прощания с гостями преподобного Савватия.

В первой четверти 18-го века пустынь неожиданно приписывают к Новоиерусалимскому монастырю в Истре. Как полагают историки, это могло произойти из-за пожара, случившегося в пустыни. Отчего монастырь запустел.

Но через тридцать лет, в 1742 году Яков Афанасьев на свои средства капитально перестраивает Знаменскую церковь, без разрешения из епархии. Почти детективная история развернулась с этой перестройкой, как пришлось изворачиваться Якову и строителям перед Консисторией, чтобы освятить церковь. Видимо, в это же время в церкви была устроена гробница преподобного Савватия.

О хозяйственных постройках практически ничего не известно. В это время была уже в пустыни каменная звонница. Братские корпуса, службы и ограда были деревянными.
 И в 1764 году пустынь попала под секуляризацию, в связи с введением монастырских штатов. Храмы стали приходскими. Но что удивительно, весь церковный комплекс, в простонародье, монастырём и оставался. И почитание Савватия только усиливалось. По разным сведениям – в связи с исцелением от различных болезней. Раз в году в Савватьево проходил многотысячный крестный ход.

Как бы там ни было, но на протяжении конца 18-го и весь 19-ый века храмы регулярно ремонтировались и в некоторых частях даже перестраивались. Территорию окружала невысокая ограда с башенками по углам и каменными воротами.

В первой половине 19-го века пещерку преп. Савватия реконструировали. Из лаза, похожего на что-то вроде норы в небольшом пригорке, вокруг окружённого соснами, сделали землянку, вставив в лаз деревянный сруб с деревянным навесом. Обустроили небольшой пруд и колодец, вырытый, по преданию, самим преп. Савватием.

Так спокойно и мирно приход прожил до наступления 1917 года. В период начала богоборчества эти волны не сразу докатились до бывшей пустыни. Служба в храмах совершалась до их закрытия в 1935 году.

Надо отметить, что в 1933 году летом в Савватьево приезжала экспедиция Академии наук. Она провела исследования памятников архитектуры в селе, которое может попасть в зону затопления будущего водохранилища. Она и оставила нам обмерные чертежи и фотографии монастырских храмов.

Но в 1936 году все церкви пустыни были поспешно взорваны службами НКВД. Пещерка и часовни сломаны. Колодец и пруд были засыпаны в наше время, в годы так называемого «застоя». Что послужило для этих варварских действий, можно только догадываться. Одно из предположений высказали местные жители. Говорят, что перед закрытием храмов в одном из них в конце зимы между окнами проросло и расцвело растение с жёлтыми цветками. Люди подумали – это знамение, которое послал им Савватий. И стал народ приходить к чуду. И власти порешили – этот рассадник религиозной заразы немедленно уничтожить. Что и было быстро сделано.

В 1994 году были проведены работы по благоустройству лесной пустыньки прп. Савватия и освящению вновь водруженного на этом месте Поклонного Креста. 

Возрождение обители началось в 2000 году, когда в городе Твери принимается  решение о возрождении монастырской церкви «Знамения» Богородицы, в которой под спудом почивают мощи преподобного старца Савватия Тверского. Был найден фундамент разрушенной Знаменской церкви, а впоследствии найден и фундамент Сретенского собора. В 2004 году в новой Знаменской церкви начались регулярные службы. В 2007 году здание реконструируется и в 2015 году возобновились богослужения.

*"Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях в России", А. Ратшин. - М., изд. Университетская типография, 1852 г., стр. 517.

"Соборы.ру"

Фото автора. План В. Курков. Корректура М. Зуйкова.


Рецензии