Краснокнижная... дружба!

Друзья!

К 90-летию моей второй малой родины! И снова о самом больном - о гибнущей природе! Об этом не молчат  местные СМИ. Вот выдержка из очередной статьи в Сети:
"...Экологическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, основном нефтедобывающем регионе России, характеризуется высоким уровнем антропогенного и техногенного воздействия на окружающую среду, низкими показателями здоровья окружающей среды, а также интенсивным развитием процессов деградации естественных экологических систем. Для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры чрезвычайно важно на пути интенсивного экономического развития поддержать экологический баланс, сохранить благоприятную окружающую среду и необходимые условия для жизнедеятельности населения. Активное развитие промышленности (разработка действующих и перспективных месторождений углеводородного сырья и других полезных ископаемых, освоение лесных ресурсов, строительство транспортной и иной инфраструктуры и т.п.), предусмотренное Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, может и должно компенсироваться за счет улучшения качества окружающей среды, в том числе за счет развития и эффективного функционирования системы ООПТ разных природоохранных режимов, устойчивого сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. При реализации данной Концепции планируется обеспечить развитие системы ООПТ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до уровня, необходимого для полноценного выполнения поставленных перед ней задач; устойчивое функционирование системы ООПТ, отвечающее принципам экологической безопасности; эффективное управление системой ООПТ; внедрение системы ООПТ в социально-экономическое развитие региона в качестве самостоятельного эколого-экономического объекта управления в системе устойчивого существования и рационального природопользования. Доля ООПТ регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре составляет 2,7% от площади округа. Этот показатель значительно ниже среднего значения по стране (7,1%)".https://www.surwiki.admsurgut.ru/
...Увы, ещё ниже в Нефтеюганском районе-0,004!!! То есть почти... ничего!? Пусто на заповедном "фронте",напрочь захваченным противником- нефтедобытчиками!
Из года в год наглеют нынешние "хозяева " древней Югорской земли! Более трети века наблюдаю за их поведением на некогда девственном урочище Олений остров, что километрах в 25-30 от Нефтеюганска. Рожки да ножки остаются от рекреационной территории, бодро осваиваемой и садоводами- любителями, и дядями с тугим кошельком. Вдоль автомагистрали Тюмень-Сургут, проходящей как раз по середине Оленьего острова, по обеим её сторонам растут промышленные базы, АЗС, придорожные кафе, вышки сотовой связи, и,конечно,не обошлось без нефтяных скважин,  промысловых дорог, трубопроводов, свалок!
Из моей статьи тридцатилетней давности:
"— Все леса в урочище «Олений остров» относятся к первой группе,— подтверждает Геннадий Иванович Востров, — здесь категорически запрещены какие-либо рубки, в том числе местным населением, владельцами садово- огородных участков. Которых, кстати, за последние годы немало появилось здесь без разрешения, без узаконенного отвода.
Да, работники объединения Юганскнефтегаз предпочитают активно сводить леса в урочище «Олений остров» (а его давно пора объявить памятником природы), вместо того, чтобы разрабатывать садово-огородные участки на неудобицах, на
болотах (предварительно подготовив здесь территорию). Как это и делается в Сургуте, где лесами (зелеными легкими города) очень дорожат. Например, территория Ново-Сургутского лесничества закреплена за промышленными предприятиями и организациями города Сургута, руководители которых и отвечают лично за порядок в лесных кварталах.
Решением Сургутского городского Совета народных депутатов шефы-предприятия обязаны производить очистку закрепленных участков от свалок, от сухостойных и зависших деревьев, валежника. Здесь категорически запрещены возведение каких-либо самовольных строений, временных дорог и проездов, свалки строительных и бытовых отходов. О всех лесонарушениях немедленно сообщается в Сургутский лесхоз".
...Позор Юганскнефтегазу и местной власти!? Вроде бы просятся эти горькие слова на язык! Но ведь пригодной для развития территории суши-земли крайне мало в нашем Юганском Междуречье!
Вот и соседствуют лебеди-кликуны рядом с буровыми, а орланы-белохвосты приглядели  для своего гнезда высокую мачту ЛЭП-509 вблизи протоки Сырой Аган!
"Дружба" - вынужденная,коварная,вполне уже ... краснокнижная!

Вл.Назаров
***********
1.Вернутся ли орланы?

...Объектив фоторужья приблизил ветку одинокой сосны, стоявшей посреди огромного  болота. Подойти к ней ближе было невозможно: глубокие трясины, озерца воды.
Из гнезда, занявшего развилку дерева, только что взлетела крупная птица. Тяжело взмахивая крыльями, она стала набирать высоту Мелькнули в окуляре фотоаппарата белесоватое оперение, мощные маховые перья. Похоже, орлан-белохвост...
Птица удалилась, сделалась точкой в небе. Пытаюсь рассмотреть гнездо: оно сооружено из тонких голых сучьев, веток, переплетенных между собой. Птичье жилище грубо, но надежно, его не могут сорвать даже штормовые ветра. Ежегодно весной орланы-белохвосты откладывают здесь яйца и выводят птенцов. А осенью семейство собирается в нелегкий опасный путь, чтобы через несколько месяцев снова вернуться на Север.
Все меньше в нашей стране остается этих могучих хищников, занесенных в Красную книгу природы. Вырубаются, редеют леса, загрязняются озера и реки. Все труднее найти прокорм В ранее заповедных нетронутых человеком местах сейчас тишина взорвана гулом машин.
Всего несколько орланов-белохвостов обитают на территории Нефтеюганского района. И если не остановить наступление цивилизованного «колонизатора» на еще сохранившиеся девственные уголки природы, то древнему краю хантов и манси грозит непоправимая беда Не увидят их дети не только орлана - белохвоста, но и многого из привычной фауны.

Н. ТАЙГИН (псевдоним В.Назарова).
Газета "Нефтеюганский рабочий"
1988 год.

2.ПТИЦЫ В ГОРОДЕ

...Пассажиры междугороднего маршрута, направлявшегося в сторону Пыть-Яха, прильнули к стеклам: на разлившемся сору вблизи автодороги грациозно плавали... лебеди. Целая стая, несколько десятков. Птицы невозмутимо нагибали маленькие головки, копались в прибрежном иле. Несколько пар, заплыв в протоку, скрылись за зеленой стеной растительности. Неужели там где-то у белоснежных красавцев гнезда? Рядом с городом?..
Да, действительно, нынешней весной за протокой Акопас (не от хорошей, видно, жизни) поселились лебеди. Недалеко совсем нефтяные качалки, аэропорт...
— Раньше лебеди-кликуны гнездились на озерах за Оленьим островом, — делится мыслями пассажир автобуса Геннадий Александрович, — нынче что-то там не в порядке...
Да, человек не думает о будущем братьев наших меньших. Практически не найдешь в нашем районе водоемов с чистой водой, везде плавают мазутные пятна, берега и дно завалены железом, затонувшим деревом, различным хламом.
«Сейчас осталось очень мало мест, где кликуны могут спокойно гнездиться, — пишет ханты-мансийский зоолог Ю. И. Гордеев. — Одни из них в Елизаровском заказнике в пойме Оби — настоящее лебединое царство. Как-то весной мы заночевали там, и я всю ночь слышал трубные голоса этих птиц. Еще больше радости принесло утро, когда мы поплыли по протоке в глубь заказника: белые птицы виднелись почти на каждом крупном озере, и часто невдалеке от них темнели огромные гнезда, еще не занятые молодой травой».
Нужно сказать, что при приближении человека птицы покидают гнездо и держатся в стороне, тревожно кликают. Гнезда свои строят на кочках у воды или посреди мелководья, но так, чтобы трава, подрастая, скрывала потом сидящую птицу. Яйца насиживает самка, самец плавает возле, охраняя ее покой.
Величественное зрелище — летящие на вечерней зорьке над лесом лебеди. Один раз в жизни я видел такое в Березово, на берегу Северной Сосьвы. Однако браконьера не останавливают ни красота, ни моральные запреты предков. В Нефтеюганском районе горе-охотники поднимали преступную руку на это чудо природы. Еще агрессивнее ведут себя промышленные браконьеры, уничтожая исконные места обитания лебедей-кликунов. Настала пора взять под охрану места гнездовий этих птиц, организовать здесь небольшой заказничек...
Озерной чайке, к счастью, не грозит пока вымирание. Этих крикливых, веселых и бесстрашных птиц вы можете увидеть почти на любом водоеме. Колонии чаек бывают и из двух-трех гнезд, и из нескольких десятков. Заметив врага, свободные от насиживания птицы бросаются на него. К ним затем присоединяются и те, что были на гнездах. Привлеченные криками, прилетают чайки, что кормились на соседних водоемах. И непрошенный гость вынужден ретироваться.
На Севере гнездятся и различные крачки. У речной крачки на голове черная шапочка, но она не закрывает горло и шею, как у озерной чайки. Кроме того, у крачек вильчатый хвост. И это еще более отчаянные птицы, ударами острых клювов они отгоняют от гнезда даже браконьера.
Чайки и крачки питаются в основном рыбой, причем большие серебристые чайки (ханты зовут их халеями) сами подчас браконьерничают, таская рыбу из сетей рыбаков. Часто промышляют они и на свалках. Ранней весной и поздней осенью стаи этих крупных птиц можно увидеть среди дымов нашей городской свалки...
...Воробьи, синицы, вороны, сороки. Эти обитатели городов и поселков нам с детства знакомы и привычны. А чайки, так же, как и лебеди, гуси, журавли, радуют наш глаз недолго. Пройдет еще около двух месяцев, и поднимутся на крыло многие перелетные птицы. Хорошо, если их станет за лето больше.
В. НАЗАРОВ
Газета "Нефтеюганский рабочий"
1989 год.

3.Пни вместо леса

Совсем еще недавно здесь росли живые зелёные деревья. Целая роща — сосна, береза. И крупные, и деревья-подростки (их было больше). Теперь уныло чернеют над снежным саваном пни, кругом валяются отпиленные вершины, сломанные ветки,придавленные к земле гусеницами вездехода, покореженные стволы лесного подроста.
Произошло это в конце ноября в урочище «Олений остров». Работники одного из подразделений треста Юганскнефтеспецстрой, вооруженные топорами и бензопилами, на «ГАЗ-71» ворвались в лес и оставили после себя настоящий погром. По подсчетам исполняющего обязанности лесничего Ново-Сургутского лесничества Сургутского лесхоза Г. И. Вострова, нанесенный самовольными лесопорубщиками ущерб оценивается суммой в 2592 рубля. Уничтожено двести деревьев, в том числе 26 — диаметром от 20 до 24 сантиметров.
— Я был прямым непосредственным свидетелем незаконной рубки, — говорит геодезист тематической партии треста Юганскнефтеспецстрой В. Е. Якимов, — а то, что лес вывозился в кузове «ГАЗ-71», подтверждают наш водитель А. П. Петров и сторож садово-огородного кооператива «Северный».
Сейчас дело о лесопорубках находится на расследовании в городской прокуратуре. Будет установлена конкретная вина каждого из самовольных лесопорубщиков, орудовавших, кстати, в лесах первой группы в... рабочее время.
— Все леса в урочище «Олений остров» относятся к первой группе,— подтверждает Геннадий Иванович Востров, — здесь категорически запрещены какие-либо рубки, в том числе местным населением, владельцами садово- огородных участков. Которых, кстати, за последние годы немало появилось здесь без разрешения, без узаконенного отвода.
Да, работники объединения Юганскнефтегаз предпочитают активно сводить леса в урочище «Олений остров» (а его давно пора объявить памятником природы), вместо того, чтобы разрабатывать садово-огородные участки на неудобицах, на
болотах (предварительно подготовив здесь территорию). Как это и делается в Сургуте, где лесами (зелеными легкими города) очень дорожат. Например, территория Ново-Сургутского лесничества закреплена за промышленными предприятиями и организациями города Сургута, руководители которых и отвечают лично за порядок в лесных кварталах.
Решением Сургутского городского Совета народных депутатов шефы-предприятия обязаны производить очистку закрепленных участков от свалок, от сухостойных и зависших деревьев, валежника. Здесь категорически запрещены возведение каких-либо самовольных строений, временных дорог и проездов, свалки строительных и бытовых отходов. О всех лесонарушениях немедленно сообщается в Сургутский лесхоз.
В Нефтеюганске же пригородные и городские леса не имеют хозяина, поэтому и редеют они, умирают на глазах. В том числе и урочище «Олений остров», о тревожной судьбе которого газета уже писала не раз, но так и не получила ответа ни от руководителей объединения, ни от райисполкома.
...Почему же статьи журналистов, письма читателей остаются пока голосом вопиющего в пустыне?
В. НАЗАРОВ.
Газета "Нефтеюганский рабочий"
1988 год

4.ОЦЕПЕНЕНИЕ...

Рассвет едва пробился в дремучую лесную чащу. Глухая стылая тишина повисла здесь, между заиндевелыми, укутанных снегом ветвей мохнатых елей,среди утонувших в сугробах мерзлых стволов вековых деревьев.
Мельчайшая колючая ледяная пыль  слабо засеребрилась, когда сквозь плотную морозную дымку с трудом дошли до спящей земли розово-желтые негреющие  лучи январского солнца.Они косо упали на снежный взлобок и осветили его пустую шероховатую поверхность, редкие оцепеневшие от стужи кустики, одиноко и сиротливо простиравшие руки-прутья навстречу мне.
Ни звука, ни следа...Даже слабый шорох  не доносился из глубины  заледеневшего царства Берендея. 
Кажется, я был один на много вёрст кругом. Только иногда  стонущий удар,замирая,  проходил по лесу и будил сонную морозную тишину. Но тут же всё стихало и снова приходило в мёртвое оцепенение.
Лютая стужа уже пробиралась сквозь шубу и меховые рукавицы, зло кусала нос, щеки. Надо было поворачивать назад, но я не мог уйти, околдованный сказочным молчанием зимнего дня.
И вдруг слуха коснулся недалекий и негромкий стук по сухому дереву. Пройдя несколько метров,я наткнулся па старую, давно засохшую ель, наклонившуюся к сосне. Стук повторился, и я увидел большого пестрого дятла: видно, он только что выбрался из дупла; бедняга решил погреться и заодно покормиться. Но попробуй добудь что-нибудь из-под намертво примёрзшей коры.
Дятел еще немного постучал и с коротким резким вскриком перелетел на верхушку сосны, увенчанную тугими шишками. Было видно, как он несколькими ударами подклевал основание шишки и, подхватив её клювом, слетел вниз..
Да, там, с обратной стороны ствола, у него была "кузница".
 Выдернув из «станка» всё тем же сильным клювом старую шишку (новая в это время зажата в лапах), дятел плотно забил только что принесённую добычу в глубокую ямку на стволе и принялся за обед.
Осторожно обойдя дятлову «кузницу», я увидел, как быстро и отрывисто мелькает ярко-красная шапочка на голове птицы, летят чешуйки и сор на снег. 
В секунду (а это подсчитали ученые) — 3-4 удара по шишке. А чтобы извлечь только одно семечко, их нужно произвести не менее 20—25. В целом на одну шишку требуется 700-800 ударов клювом, всего за день дятел их делает более 50 тысяч! Колоссальная энергия!
Обычно дятел трудится от рассвета и до темна. У него нет ни выходных, ни отпусков. Только перебирается от одной до другой "кузницы", расположенных  невдалеке от мест заготовки, чтобы не нужно было пролетать лишнее расстояние с шишкой в клюве...Но в сильный мороз дятел отдыхает чаще. Вот и сейчас, раздолбив несколько шишек, он наверняка поторопится в дупло: как бы не свалиться замертво от лютого холода.
...Стараясь не шуметь, покидаю лесной уголок. По-прежнему всё вокруг в морозном оцепенении, но лес мне теперь не кажется мёртвым.

В. НАЗАРОВ
Газета "Нефтеюганский рабочий"
1989 год


Рецензии