Винницкий мединститут. Выпуски 1940 и 1950 г. г

Сразу же отмечу, что фотографии, использованные в коллаже, были мне великодушно пересланы кандидатом исторических наук Оксаной Лобко - винничанкой, ныне проживающей в Киеве. Выражаю ей за это от вашего и своего имени огромную благодарность! Полагаю, что и для вас эти фотографии будут в высшей степени интересны.

***

В начале октября с. г. на сайте "Старі фото Вінниці" опубликовано следующее обращение от Mayja Shpukal:

"Шановне панство!
... Я працюю в бібліотеці медичного університету. Ми займається збором інформації про всіх випускників та викладачів нашого університету. Можу трохи похвалитися: ми вже підготували до друку видання на 600 стор. про наших студентів та викладачів в період війни. Шановні дописувачі, велике прохання до вас усіх. Якщо хтось має матеріали (фото, листи та інше) про своїх рідних та знайомих – прошу писати в «лічку». Будемо дуже вдячні за співпрацю. Будемо писати історію разом. Поки пам’ятаємо нашу історію, ми НАРІД. "

Написано не совсем понятно: "про наших студентів та викладачів в період війни" - это о ком? О бывших студентах и преподавателях института, ушедших на фронт или трудившихся в тылу? Или о тех, кто продолжил образование или даже сумел окончить "наш" институт во время оккупации города: см. Винницкий медицинский институт Забытый учебный год (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru)?

И всё же я решил откликнуться, так как к библиотеке института - места моей учёбы в 1956-1961-е годы, относился во время моего студенчества и отношусь сейчас с почтением. Ранее - за хорошее обслуживание, сейчас - за страницы в интернете, отличающиеся объективностью и уважительным отношением к памяти о сотрудниках библиотеки, её создававших и развивавших на протяжении целого столетия, с 1921-го года (!): Бібліотека Вінницького національного медичного університету ім. М. І. Пирогова (vnmu.edu.ua), и др.

Пользоваться выпускными альбомами при создании истории института - идея весьма заманчивая: за малым исключением тех, кто по каким-то причинам в альбом не попал, фотографии показывают и учителей, и их выучеников. А ещё - указывают должности некоторых из них. К сожалению, больше - ничего.
И тут желательны дополнения хотя бы единственного (особенно - из давних выпусков), изображённого в альбоме или туда не попавшего. Ещё лучше - нескольких или многих, включая даже врачей не только из этого выпуска, но и из ближайших по времени. Короче, тех, кого называют живыми свидетелями.

Вот с недавнего времени начал проявлять активность на ряде винницких сайтов бывший доцент кафедры неврологии Анатолий (Григорьевич) Корнейчук (выпуск 1961-го года). Но почему-то соответствующий альбом нигде им не опубликован. И на представленной 12.10.2021 г. фотографии "Медичний інститут, мій курс 1955 -1961 роки. Майбутні лікарі опановують суміжну дисципліну - працетерапію. Колеги пізнайте себе і відгукніться. Ми розстались з альма матер 60 років потому."  сам-то он не обозначил никого из нескольких десятков изображённых лиц. А ведь А. Корнейчук помнит неплохо не одного из них, а в опознании полузабытых мог бы прибегнуть к помощи имеющегося у него выпускного альбома. "Колеги пізнайте себе і відгукніться" - хорошо, но не всякий заглянет на винницкие сайты с этим призывом, да и многих уже нет с нами.

Я - из этого же выпуска. Поэтому сообщу вам немного о самом А. Корнейчуке (фотографии см. на его странице -Анатолій Корнійчук | Facebook ). Он выделялся из массы. И своим высоким ростом, и стройной фигурой спортсмена - легкоатлета, и лицом киноактёра, и приятным баритоном, а пото'м - и сопровождавшей его сокурсницей (будущей женой) - красавицей Светланой (Петровной). Был скромен; с незнакомыми первой, как мне помнится, заговаривала Светлана - более общительная по натуре. Первый раз после окончания института мы виделись на встрече по случаю 10-летия выпуска. За длинным столом в ресторане "Південний Буг" Анатолий запевал "Журавли" Гамзатова - Гребнева - Френкеля: Журавли (песня) — Википедия (wikipedia.org) . В 1981-м - второй и последний раз ...

Этот зал для застолья был выбран потому, что один из главных организаторов встречи - наш сокурсник Володя Федорченко (врач санэпидемстанции) вечерами играл в ресторанном оркестре на саксофоне. С Володей вместе мы учились и в школе, но в то время он был скрипачом. Окончив музыкальную школу, а потом и мединститут, неунывающий винницкий виртуоз смычка самостоятельно освоил саксофон, ставший для него инструментом прикорма: получить достаточно молока из тощей груди службы здравоохранения, да ещё на таком "не хлебном" (безвыгодном) рабочем месте, было трудновато. При честной работе - вообще, невозможно.

И правильно сделал. В СССР скрипачей мирового уровня в то время было предостаточно: Давид Ойстрах, Леонид Коган и ещё много лауреатов всяческих международных конкурсов. А вот саксофонистов, известных всему свету, не было ни единого! Нечего было основному инструменту джаза делать в стране, где джаз - со времени борьбы с космополитизмом в конце 40-х годов прошлого столетия - фактически находился в подполье. А потом наступила "оттепель" - и как раз в это время появилась нужда в саксофонистах, причём не меньшая, чем в санитарных врачах.
А ещё Володя Федорченко собирал марки. В связи с этим я с ним переписывался и после отъезда в Германию. Кое-какие марки покупал для него и ему высылал.

Кроме того, как оказалось, в прошлом году была издана книга профессора-онколога Бориса (Афанасьевича) Болюха : "Спогади про студентські роки у Вінницькому медичному інституті (1955 - 1961), Вінниця : [б. в.], 2020. - 96 с." Жаль, правда, что в интернете эту книгу в оцифрованном виде не найти (я её не читал).
Но во всяком случае для библиотеки уже имеется определённый материал о выпуске врачей 60-летней давности. У меня есть, разумеется, немало фотографий того времени - и я их постараюсь переслать напрямую в библиотеку, так как в социальных сетях не состою.

***

На сайте Mayja Shpukal помещены фотографии из альбома выпуска Винницкого медицинского института 1940-го года (первоисточник: сообщение неутомимой в поисках Larisa Bilous из Нидерландов) с призывом, подобным приведенному выше. Отклики, прямо скажем, появились мизерные. Хотя копии фотографий - чёткие и разборчивые: Mayja Shpukal | Facebook .
Посему я решился на некоторые дополнения, хотя, повторяю, сам окончил Винницкий медицинский институт им. Н. И. Пирогова через 21 год после этого выпуска.

Первое, что я бы хотел подчеркнуть: представленные там преподаватели и молодые врачи работали и учились в годы страшного террора, развязанного ВКП(б) и НКВД против собственного народа. И многих из преподавателей и студентов в альбоме не оказалось, так как они были выброшены из института, сосланы или уничтожены во время этой ужасной кампании дальнейшего устрашения порабощённого населения СССР (спустя короткое время после одарения его так называемой "Сталинской" Конституцией 1936-го года).
Среди жертв этого произвола коммунистов была и директор института, при которой выпускники 1940-го года начинали своё обучение - Александра Филипповна Смолянская.  В 1937-м году А. Ф. Смолянскую, уже освобождённую от работы после обвинений и заключения её мужа, арестовали саму и отправили на восемь лет в лагерь строгого режима: см. Ректори ВНМУ ім. М. І. Пирогова.pdf (vnmu.edu.ua) . О ней я писал ещё незадолго до того, как указанная брошюра появилась в интернете: Неправды я не потерплю ни в ком (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) .
Совсем немного до своего ареста удалось побыть на посту директора назначенному вместо А. Ф. Смолянской Григорию Давидовичу Бриллианту. Арестованный в июле 1937-го года, он умер в тюремной больнице в 1950-м году.
Эти ректоры были позднее (соответственно, в 1955-м и 1958-м годах) реабилитированы.
Марк Алексеевич Василец, временно исполнявший обязанности директора института после Г. Д. Бриллианта, был арестован в марте 1938-го года и в мае того же года расстрелян (реабилитирован в 1958-м году).
Вот после всего этого директором института стал изображённый в альбоме на первой странице Илларион Филиппович Кононенко.

О числе изгнанных и репрессированных студентов в годы учёбы выпуска 1940-го года у меня сведений нет, но наличие в мединституте таковых жертв произвола, учитывая общее число пострадавших во время Большого террора, превышающее один миллион человек, можно предполагать с большой степенью вероятности.
Выражение "весёлые студенческие годы" является почти штампом, но в нашем случае язык не поворачивается вымолвить такое. Чем заменить - решайте сами, хотя смеялись, несомненно, и в те годы. В коллаже вы видите куцый оркестр Винницкого медицинского института тех лет, в котором недостаёт многих инструментов, в первую очередь, обязательного в джазе, но, увы, дорогостоящего - и, к тому же, "буржуазного" - саксофона,  упоминавшегося выше.  На оборотной стороне фотографии написано: "Джаз Вин. мед. И-та 1938 г." Такими вот оркестриками пытались - в переносном смысле - заглушить стоны и крики пытаемых в застенках НКВД. ["В 1948 году в СССР постановлением (ЦК - Н. К.) ВКПб от 10 февраля (о "борьбе с формализмом в музыке" - Н. К.) слова джаз и саксофон, как элементы враждебной культуры, попадают под запрет, этот период, который длился восемь лет, вошел в эпоху советского джазового искусства, как время, когда разгибали саксофоны.": Саксофон: история, видео, интересные факты, слушать (soundtimes.ru).]
Не понапрасну всё же В. Высоцкий обозначил конец 30-х, как "... те времена укромные, / теперь - почти былинные, / когда срока огромные / брели в этапы длинные." (Баллада о детстве, 1975).

Не устаю напоминать, что партия, сотворившая такое зло населению всей страны, так и не набралась совести и не покаялась. Более того, в ряде частей распавшегося СССР бывшие функционеры этой партии оказались среди руководителей новых независимых государств, до сих пор участвуют в выборах (от местных до президентских!) и с экранов телевизоров всё ещё указывают народу, как надобно жить.

***

На второй странице мне не встретился никто, кто бы, по моей памяти, работал в институте после войны, за исключением профессора-невропатолога Вениамина Львовича Бедера, исполнявшего, кстати, в 1944 г. в течение нескольких месяцев должность директора института. В начале 1946 г. В. Л. Бедер умер.
Интересно, что на этой же странице (№2!) - фото ... заведующего столовой Шафира. Чем не косвенный показатель "правдивости" слов коварного вождя о том, что "жить стало лучше, жить стало веселее"?!

Для меня примечательно фото профессора-хирурга Григория Марковича Гуревича, в клинике которого работал мой отец - выпускник Винницкого медицинского института (год - ?). К сожалению, не долго, так как в апреле 1940-го был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке, а потом воевал с нацистским вермахтом, когда и - в битве на Волге - погиб. Фотография коллектива клиники представлена в "Моей Виннице" (фото №79, датированное 27.03.1940 г.). О самом Г. М. Гуревиче есть подробная ссылка на сайте Larisa Bilous, автор её - доцент-хирург Alexey Cheplyaka.

На 3-й странице - две фотографии преподавателей, у которых я учился в 50-е годы: профессора-терапевта Бориса Соломоновича Шкляра и ассистента Валентины Ивановны Буховец. Тут же - пространная ссылка (касательно Б. С. Шкляра) Alexey Cheplyaka (рекомендую прочитать). О Б. С. писал и я в "Моей Виннице", а о В. И. - тут: Винницкий медицинский институт Забытый учебный год (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) .
На 4-й странице - мои учителя: профессор-отоларинголог Владимир Петрович Ярославский и доцент-ортопед Яков Васильевич Слюсар (он есть на означенном выше фото коллектива клиники проф. Г. М. Гуревича). Об обоих есть упоминание в "Моей Виннице", о В. П. Ярославском - и тут: Рецензия в мажорных и минорных ладах. Кто Вы, д-р (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) . Он лечил меня-школьника, я был с мамой, дружившей с женой В. П., у них дома в сером большом здании за кинотеатром по ул. (тогда) 9-го Января (ныне - Артынова). А Я. В. Слюсар проживал на 4-м этаже в т. н. "Доме врача" по ул. Козицкого (Оводова) - угол Володарского (Монастырской).

На 5-й странице альбома, конечно, выделяется для кое-кого всё ещё, как минимум, противоречивая личность профессора-биолога Александра Александровича Савостьянова (Севастьянова), о котором я упоминал в 18-ти разных публикациях - см. тут: В помощь читателю - I (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) . Для проживающего в Канаде участника винницких сайтов, выступающего под ни'ком Торон Туй (Торон Туй | Facebook ) А. А. "стал коллаборантом и измазал свое честное имя в говне навеки", для меня же - свершил очень много добрых дел для  винничан, находившихся под пято'й захватчиков.
На 6-й странице - фотография доцента-акушера-гинеколога Р. И. Штернберг. В годы моей учёбы она заведовала отделением в областной больнице им. Н. И. Пирогова. Дневала и ночевала на работе. Говорили, что она одинока. Причина этого мне неизвестна (погибла ли родня в оккупации или что' другое?).
О профессоре-терапевте Ефиме Яковлевиче Фишензоне (умер в 1939-м году!) я писал минимум трижды: в "Моей Виннице", в рецензии на книгу В. Я. Куликова - Рецензия в мажорных и минорных ладах. Кто Вы, д-р (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) - и ещё в одной рецензии: Спогади та вигадки воспоминания и вымыслы - III (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). В последней есть фото профессора (1923).
И, наконец, о доценте-терапевте Мире Филипповне Шинкарёвой, у которой я учился, сообщал тут: Винницкий медицинский институт Забытый учебный год (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) , Один вполне заурядный процесс - суд над М. Штерном (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) и Спогади та вигадки воспоминания и вымыслы - III (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), а также в "Моей Виннице" - см.  В помощь читателю - II (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) . Она тоже имеется на фото 1923-го года. Кстати, в альбоме её фамилия написана неверно.

На 7-й странице альбома - знакомое лицо: выпускник 1940-го года Ефим Маркович Лучанский. Он прошёл всю войну, вернулся в институт и в мои годы учёбы там работал доцентом на кафедре анатомии. Его отличительными качествами были: добрый характер и бесконфликтность, великолепное знание предмета, терпеливость при истолковывании сложных вопросов анатомии, а также незаменимость при составлении учебных планов (при наличии недостаточного количества аудиторий, да ещё при их отдалении одна от другой). Мне известен случай, когда Ефима Марковича вызвали из отпуска (не вспомню - откуда), так как в учебной части института, где он многие годы совмещал в должности помощника декана, никому не удавалось привести к "единому знаменателю" расписание лекций и использование аудиторий (что-то изменилось - и уже готовое расписание надо было переиначить на новый лад). Е. М. справился с непростой задачей "играючи".
Проживал он с семьёй (жена - педиатр) в угловом здании (улицы Ленина и Козицкого), где на первом этаже располагалась аптека №1.

По поводу изображённых на 8-й странице лиц мне сказать нечего.
На 9-й странице есть фотография, в частности, профессор-хирурга Н. Н. Болярского, о котором я упоминал не раз. Но и без меня, и лучше меня о нём написано немало.
А вот о доценте-патологоанатоме  Николае Афанасьевиче Вакуленко можно почитать и в "Моей Виннице", и в статьях Рецензия в мажорных и минорных ладах. Кто Вы, д-р (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) ,  Винницкий медицинский институт Забытый учебный год (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) ,  Попытка люстрации свидетелей оккупации (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) ,  Лицо германского национал - социализма (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) , Спогади та вигадки воспоминания и вымыслы - IV (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

К изображённому на 10-й странице альбома опять же ничего добавить не могу.

***

Когда я ознакомился с альбомом выпуска 1950-го года, я там увидел, разумеется, многих преподавателей, которые учили и меня. Но почему-то мне, прежде всего, бросилось в глаза, что среди выпускников 1950-го года - два будущих ректора Винницкого медицинского института. С одним из них - в моё время - заместителем декана, а потом деканом института Максимом Павловичем Рудюком (ректор в 1967-1970-е годы) я был хорошо знаком как автор письма в "Медицинскую газету" о предназначении медицинского халата: "Униформа или спецодежда". Письмо не опубликовали, а переслали в институт "для дачи объяснений автору". В письме я задавал вопрос, для чего надевать медицинские халаты на лекциях по анатомии и прочих, где не бывает демонстрации больных. Описывал, как студенты, экономя время во время переездов из одного учебного корпуса в другой, набрасывают на халаты верхнюю одежду (гигиенический нонсенс), пр. Максим Павлович с присущей ему хитрецой втолковывал мне, что любые мои замечания в газеты по поводу кажущихся мне непорядков в институте вернутся в Винницу, "вот на этот стол". И при сём ласково поглаживал широченный письменный стол, за которым он, невысокий и сухощавый, сидел словно на престоле.

Ну а далее были у нас разные встречи. Например, когда обнаружилось, что я, в результате выдуманного предлога, перебрался из группы, где изучали английский язык, в другую, где изучали язык немецкий, о котором я не имел никакого понятия. О том, что мне понравилась начавшая работать преподавателем в институте "немка" - Нина Лукинична, он, конечно, знать не мог. Как и то, что' из этого всего получилось и в институте, и вне его. Ну а то, что я когда-то смогу читать немецких классиков в оригинале, нам обоим тогда не могло прийти в голову.
Были и беседы в тот напряжённый момент, когда, дабы напугать не только меня, но и прочих ерепенившихся при распределении, вывесили фиктивный (!) приказ о моём исключении из института. Об этом я уже писал ("Моя Винница", раздел "Винницкие врачи") - и того достаточно.

Короткое ректорство Максима Павловича оборвали не обком партии или министерство здравоохранения, а тяжёлое онкологическое заболевание. Он ушёл из жизни пятидесятилетним в 1970-м году.

Василий Данилович Билык (1923-2006; ректор в 1974-1988-е годы) запомнился мне как милейший человек. Он преподавал у нас в группе неврологию, допускал неформальные отступления при разборе больных - и мне с ним было весьма приятно общаться. Я даже посещал ведомые им заседания студенческого кружка на кафедре, хотя давно решил стать терапевтом. Если я не ошибаюсь, то в те годы Василий Данилович возглавлял профком института.

Третьего выпускника 1950-го года я никогда даже не видел, но знал о нём много из разных источников. Юрий Афанасьевич Зозуля - директор Киевского НИИ нейрохирургии в течение двух десятилетий, академик НАН Украины.
А четвёртый, фото которого (как и всех прочих, привлекших моё внимание в выпускном альбоме) представлено в коллаже, был "всего лишь" заведующим городским отделом здравоохранения, а потом - ассистентом на кафедре организации здравоохранения и преподавал, в частности, в нашей группе. О нём, о Ф. С. Рюхове, я писал в "Моей Виннице", в главе "Винницкие больницы". По воспоминаниям моей матери - главного врача детской больницы №1 на протяжении 25 лет, по моим впечатлениям - он был высокопорядочным человеком!

***

Находясь под влиянием некоторых винницких сайтов, я - в их ключе - задам вам вопрос: что' вы можете другим читателям и мне сообщить по поводу фотографии, на обороте которой значится: "1943 г 15/Х - Сотрудники б-ницы им. Пирогова". Вам не верится - и я понимаю ваше недоумение. Никто не выглядит изголодавшимся, никого нет в грязном или в дырявом халате. Быть этого вроде бы не может: оккупация длится уже более двух лет, до освобождения города ещё свыше полугода!

Не откровение ли сие для вас?
Понятно, что - не в религиозном и теологическом смысле, не разнообразное открытие Богом себя самого и своей воли людям. А откровение как что-либо неведомое до сих пор, открывающее новое, неизвестное, дающее новое толкование, объяснение чему-либо и т. п.

И мне поначалу не поверилась надпись на обороте. Ведь больница (попеременно - в ряде зданий самой Пироговки, на территории психбольницы и в части недостроенного морфкорпуса мединститута: основные корпуса областной больницы были заняты оккупантами под госпиталь) финансировалась лишь Управой, не располагающей достаточными средствами!
[Почитайте тут: Попытка люстрации свидетелей оккупации (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) - и вы поймёте те жёсткие условия, в которых пришлось работать главному врачу областной больницы.]
И снимок не мог быть сделан после окончания войны: с изгнанием оккупантов главным врачом назначили другого.

Но ведь в накинутом на халат пальто - никто иной, как главный врач больницы Николай Макарьевич Мазаник! Я уже писал, что до сих пор (!) единомышленники Торон Туя (см. выше) представляют всё руководство Городской управы самоуправления сборищем предателей родины. Это - поверхностный, примитивный взгляд, обусловленный как незнанием фактов, так и нежеланием думать. Как же тогда они объяснят, почему профессор Г. С. Ган - завгорздравом, ректор временно возникшего жалкого подобия мединститута, городской голова на последнем этапе оккупации - в конце-концов благополучно выбрался из угрожавшей его жизни ситуации во время восстановления в городе советской власти, а профессор Г. С. Махулько-Горбацевич, служивший в Управе, был быстро ликвидирован в застенках НКВД? Какой ценой Г. С. Ган (с немецкими корнями по происхождению!) обеспечил своё "отмывание" и кто был действительно предателем?

Я не раз писал о необходимости пересмотра отношения к тем, кто во время оккупации города занимал руководящие должности. И одним из первых в перечне таких лиц указывал Н. М. Мазаника: По следам наших выступлений - I (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) , Рецензия в мажорных и минорных ладах. Кто Вы, д-р (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) , Винницкий медицинский институт Забытый учебный год (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) , Попытка люстрации свидетелей оккупации (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) , Это было под Винницей (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) , Лицо германского национал - социализма (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) , пр. Но ни властям, ни историкам до этого нет дела: проще "розбудовувати" ставку фюрера, "звеличувати та прославляти" головореза из Литина, назвать улицу его именем, подведя и имя жертвы коммунистического террора В. М.  Примакова под пресловутую "декоммунизацию" топонимов.
Насколько же ушлыми выглядят манипуляторы-историки столицы Подолья!

Итак, читатели этой статьи - вам слово: уверены ли вы в том, что кого-то ещё определили на фотографии? Ваше мнение о фотографии в целом - оно будет интересно не только мне. Если выскажутся профессионалы-историки, тому не только поражусь, но и мысленно поблагодарю их, вне зависимости от содержания отклика.

P. S.

Нонна Николаевна Древа — руководитель музея им. Л. Малиновского ВОКБ им. Н. И. Пирогова сообщила мне фамилии, должности и пр. большинства изображённых на фотографии сотрудников Областной больницы им. Н. И. Пирогова (фото, напоминаю, 1943-го года — времени оккупации).

Сидят (слева направо):
Церкевич Наталья Антоновна - фармацевт, с начала 1945 г. – зав. аптекой
Деменков Николай Павлович - терапевт, зав. отд.
Мазаник Николай Макарович - главврач, терапевт
Порхун Ю. Ф. - операц. сестра
Гуляницкий Феодосий Михайлович - хирург
Мазаник Вера Николаевна - хирург
Ткач Кондрат Антонович - фельдшер-наркотизатор
Стоят - 2-й ряд (слева направо):
Галицкий Константин -доктор
Цвигун Евгения - медсестра (связная парт.отряда им. Щорса)
Макарец Константин - доктор
 ??? - доктор ЛОР-отделения
Павлов Михаил Константинович - рентгенолог (золотой и легендарный!)
Хоревин Иван Николаевич - хирург
Богданская Любовь Александровна - врач-офтальмолог
Свентицкая Ирина Давидовна - сестра-хозяйка (участница подполья)
Власова Мария Романовна - повар
Новоселецкая О. ? - санитарка
? Ефросинья - санитарка
Стоят – 3-й ряд– санитарки и Слипец Степан Дмитриевич – кучер

После освобождения города произошли кадровые перестановки в областной больнице, в частности, согласно следующему приказу:
«Наказ №7 від 6.04.44».  §3: «Зарахувати на посаду зав. хірургічним відділом профес.-хірурга Гуляницького Т. М. З 5.04.44.  Підстава: відношення Облздороввідділа від 4.04.44  №01», §6: «Вважати вибувшими в розпорядження Облздороввідділу таких лікарів-стажерів: Круліковську, Янчіцьку, Козловську, Балтремус, Богданську. Підстава: письмо Облздороввідділу.» (Все фамилии без и.о.)
Всего стажеров было 12. Теперь они нам точно известны:
 Подтынникова (Марченко) А. Н.,
 проф. Тутаев Г. В.,
 Белкания С. П.,
 Кругликовская,
 Янчицкая,
 Козловская,
 Балтремус,
 Богданская Л. А.
Кругликовская через 2 недели вернулась в больницу, а вместо неё в Облздравотдел направили Бодник В.А. Поскольку в больничных документах её не было, но направила ее в Облздрав именно Пироговка, возможно, она тоже была стажером (№9).
Два врача на фотографии – К.Галицкий и К.Макарец также в больничных документах не фигурируют. Возможно, они были стажерами и после 20 марта были мобилизованы на фронт. Значит, нет только одного имени.

Дописано 02.03.2023-го года.


Рецензии