Гончие и шакалы. По ту сторону волков

С вычурной на вид бродилкой, от Г. Картера получившей название «гончие против шакалов», египтяне времён фараонов не желали расставаться даже после смерти. В сравнении с мехен и сенет эта игра, древнее название которой утрачено, очень молода: она вошла в моду самое раннее в эпоху Первого междуцарствия. Её атрибуты так оригинальны, что их не спутаешь ни с какой другой древнеегипетской настольной забавой. У досок (в длину они от 6,2 до 19,7 см, в ширину – от 3,7 до 14,3 см.) был особый силуэт, в разных случаях схожий с воинским щитом, лезвием топора, панцирем черепахи, декой скрипки или виолончели.

На игровом поле шли бок о бок две изогнутые узкой петлёй дорожки из 29 лунок каждая, от центра вниз и по кайме вверх, к цели – эмблеме «шэн» (кольцо солнечной орбиты). У каждого игрока было по пять резных «шпилек» с головами собак и шакалов соответственно, которые передвигали по доске, втыкая в ту или иную лунку. Но даже в Туринском игровом папирусе (cat. no 1775) не нашлось и малейшей подсказки, каким мог быть свод правил для этой игры. На ветхом свитке виден лишь фрагмент чертежа доски без какой-либо сопроводительной надписи.

На сегодня известен ряд реконструкций, основанный на одних лишь догадках и отчасти на знаниях об египетских иероглифах и эмблемах. Так, знак «шэн», выражавший вечную цепь замкнутых циклов, обещал победителю бессмертие. Но Р. Белл, к примеру, считал его стартом, а не финишем. Лунки № 15 и 25 изящно слиты с иероглифом «нефер» («добро», «красота»), а это не может не сулить удачу. Линии дугообразно соединяют между собою шестую и двадцатую, а также восьмую и десятую лунки, но они не имеют вектора и могут означать бросок как назад, так и вперёд!

За уникальный вид доски британский археолог сэр У.М.Ф. Питри дал «гончим и шакалам» своё название – «игра в 58 лунок». А французский археолог, Этьен Дриотон, ввёл термин «игра в 30 очков» (30-я лунка у него – «шэн»). В музее Питри хранится одна из древнейших досок для этой игры, и сделана она в виде кукольных размеров трёхногого столика с выдвижным ящичком для фигурок и полем, нанесённым с помощью сверла на поверхность (UC31348). Гробницу 2122 в некрополе Седмент (к югу от Файюма), где её обнаружили, одни датируют IX, а другие – XI династией.

Такое же игровое «бюро» из гробницы XI династии в некрополе Дейр эль-Бахри (Фивы) когда-то стоял на четырёх точёных ножках газели, но из оных уцелела лишь одна. С ножками в виде львиных лап или ног копытных в Египте часто делали мебель – предмет роскоши. Доска могла быть не только столообразной, но и в виде статуэтки лежащего зверя, как правило, бегемота. В своё время Ж-Ф Шампольон купил у британского консула Г. Солта такого игрового бегемота из бледно-голубого «фаянса» с остатками тонких полосок узора из цветного стекла на спине. У него была отколота мордочка, из-за чего его вначале сочли... лягушкой.

В каталог он попал как палитра писца или художника, ведь дело было до открытия Питри в Лахуне. В наше время до сих пор ещё делают карандашницы в виде ежей – очевидно, и фигурка бегемота, покрытая «созвездием» дырочек, вызвала у археологов именно такие ассоциации. В крупные лунки, как думалось, наливали чернила, а в мелкие вставляли перья и кисточки. А когда всё встало на свои места и было открыто истинное назначение артефакта, было более подробно изучено его происхождение. Так, вначале его датировали XXII династией из-за характерного для того времени украшения – мелких белых розеток, опоясывавших каймой спину.

Но тип фритты с тонкой матовой и бледной глазурью и стеклянные узоры указывали всё же на Поздний период (время между XXVII – XXX династиями, VI – IV века до н.э.). XXVII, персидская династия тут будет, пожалуй, более к месту. Игра может и была сделана в Египте, но в явно азиатском вкусе. Пик популярности «собак и шакалов» в Египте падает на эпоху Среднего царства, но затем к этому досугу в стране фараонов резко охладели. Он не попал под табу, как мехен, но сдал все свои позиции перед игрой сенет и доски для него делали всё реже. Но вот за границей весёлую и утончённую египетскую игру в 58 лунок просто обожали, и не думали забывать её ещё очень и очень долго.

Быть может, бегемот, лунки на котором расположены не слишком типично в сравнении с более древними египетскими досками, был даром персидскому сатрапу. Усеянный «шпильками» игроков бегемот невольно вызывает в памяти сцену охоты на Ниле, когда в спину гиганта разом вонзались пучки копий. На широкой спине этого зверя удобно располагать игровое поле, а две его широкие ноздри можно включить в левую и правую цепочки лунок. В 1910 г. в гробнице судьи Ренисенеба (Эль-Асасиф, СС25) был найден набор для игры в собак и шакалов, в котором до сих пор видят редкий шедевр.

Это столик из сикомора, стоящий на коренастых бычьих ножках, весь в инкрустациях из кусочков чёрного дерева и слоновой кости. В центре игрового поля на нём изображена финиковая пальма. Лунка № 1 – старт, для каждого из двух игроков начинается под кроной дерева. Далее путь ведёт к его корням, там он изгибается и вновь устремляется кверху – до знака «шэн» над пальмовой кроной. Ренисенеб жил во времена фараона Аменемхата IV (XII династия). Тогда, видимо, и возник этот дизайн, из-за которого игру ещё иногда называют «пальмовой». Его набор ныне хранится в музее Метрополитен (№ 26.7.1287a–k).

Он был признан полным, так как в ящике «бюро» лежал весь десяток игральных «шпилек». До того их находили в неполном составе или по одиночке. К примеру, в гробнице вельможи XIII династии Неферхотепа в Дра Абу эль-Нага их оказалось лишь шесть и по незнанию их описали как шпильки для волос! Они были воткнуты в отверстия на спине фигурки черепахи – слишком уж маленькой, чтобы быть игральной доской. До сих пор спорят, была ли она лишь держателем для фигурок, или это вотивный дар в виде модели. В массе своей фишки в виде шпилек длиной от карандаша до спицы точили из дерева и слоновой кости. При этом «шакалы» выше, чем «гончие».

В некоторых случаях фишки похожи на обычные гвозди и булавки – ведь работа токаря стоила дорого. Те же доски часто делали из самой обычной глины. В Турине можно увидеть схожие с игральными «шпильками» артефакты из коллекции Дроветтии. Но они слишком уж длинные (32 см.) и тяжёлые (сделаны из бронзы). Их украшают головы шакалов и ястребов, что уже очень необычно. Было мнение, что это колышки для спорта, похожего на игру в подковы: их вонзали в землю и на эту мишень с расстояния пытались точно забросить, к примеру, кольцо. Тем не менее, на выставке в Марселе они были представлены именно как фигурки из набора для собак и шакалов.

По аналогии с другими известными играми времён фараонов можно предположить, что ходы фишек-стерженьков определял жребий. Для этого даже необязательно было включать в набор метательные палочки или кости – их можно было просто позаимствовать из набора для сенет, к примеру. Сцены игры в 58 лунок в изобразительном искусстве редки представлены лишь несколькими примерами из некрополя Бени-Хасан, где росписи очень пострадали от времени и обычно публикуют их репродукции, на которых всё можно чётко рассмотреть. В склепе сына номарха Бакета III – Хети (ВН17) два игрока сидят по бокам столика в виде зверя с крапчатой шкурой.

Из-за его развёрнутых вовнутрь лап, стоящих на копытах, трудно понять – длиннохвостое это животное или длиннорылое, леопард это или олень или вообще трубкозуб какой-то. В спине его торчат пять длинных спиц. У ног игроков стоит большая чаша, в которую оба соперника разом опускают руку, видимо, не глядя. Быть может эта чаша – подобие лото, а может, в неё кидали палочки или кости, чтобы они, отскочив от стенок, аккуратно рассыпались на дне. Работа И. Росселини по воссозданию этого рисунка считается наиболее полной и правдоподобной. В гробнице самого Бакета III (ВН15) игровой стол выглядит как бегемот с разинутой пастью.

Уилкинсон в своей версии факсимиле отметил подобие шакальих голов на «спицах» в его спине. В XIX – XVIII веках до н.э. оригинальная египетская игра попадает в Нубию и Азию. В Нубии первые её находки связаны с твердыней фараонов XII династии – крепостью Бухен. Она была не только форпостом, но и важнейшим торгово-караванным пунктом. Там не удалось найти ни одной игральной фигурки, но зато их нашли в нубийских некрополях Серра-Ист, Амра-Уэст, Эль-Курру. На шести «шпильках» из Эль-Курру, датированных первым тысячелетием до н.э. были головы собак и… лошадок. За границей, что было неизбежно, игра со временем обретала новый вид.

В Азии не было, к примеру, найдено, «шпилек» с головами собак и шакалов. Но, правда, до нас дошли шумерские пословицы, в которых собака и лиса уподоблены пешкам на доске. В этом видят эхо египетского влияния. При этом замена шакала на лису даже египтян бы не возмутила. Аватар бога Анубиса – зверь «саб», в себе собрал черты и шакала (волка), и дикой собаки, и лисы (которая иной раз может быть чёрной). В храме Иншушинака в Сузах (конец XII века до н.э.) были найдены колышки с навершиями в виде лезущих вверх по стволу обезьянок. Уж в то время никто бы не смог положить границу фантазии модернизаторам игры.

А впервые за пределами Египта мода на игру в 58 лунок расцвела, видимо, в Анатолии. Учитывая лидирующую роль Каппадокии в сфере международной торговли во втором тысячелетии до н.э. игра попала туда, скорее всего, без участия посредников из Месопотамии (ассирийских торговцев). Доску для неё из синего египетского «фаянса» нашли даже во дворце в Аджемхойоке. С основанием Египетской империи цивилизация фараонов простёрла своё культурное влияние до южных пределов Леванта. В частности, во дворце в Мегиддо были найдены шикарные доски для игры в гончих и шакалов из слоновой кости (такую можно увидеть в Восточном институте Чикаго: A22254A).

Их отличает модная в то время «скрипичная» форма, круг для финишной и добавочных лунок на особом выступе в виде маленького диска, а ключевые для хода игры лунки (их десять) обведены ажурными розетками из золота и синего стекла. Они, а также доски из Гезера (Телль-Джемме) датированы XV – XII веками до н.э. Доски позднего бронзового и железного века из Двуречья – что-то вроде скрижалей, иногда хрустальных, а те, что из Ирана сверху похожи на подошву утюга (примеры в Берлинском музее Передней Азии: Bab 00665 и Лувре: AO 19438). К доске в виде «скрипки» в Египте ещё в эпоху Нового царства, судя по образцу из Каира (CG 68127).

На этой доске, из одного дерева, что усиливает сходство с музыкальным инструментом, нет «азиатских» розеток, но тоже есть диск с бонусом лунок. В этой новой форме на самом деле можно на полном серьёзе увидеть фигуру человека. Бог Анубис и отвечал в первую очередь за бальзамирование бренного тела, и лишь потом провожал душу в мир мёртвых. Антропоидная доска выражала идею возрождения так же, как безрукие и безногие ритуальные куклы из гробниц, которые не так давно ещё считались статуэтками наложниц. К. Шустер и Е. Карпентер считают «гончих и шакалов» в чём-то аналогом индийской лиле («змеям и лестницам») с её идеей духовного роста.

А ещё они же сравнили доску с лунками из Египта с ритуальными рисунками аборигенов острова Малекула (Вануату, Меланезия). Для установления связи со всей линией своих предков шаман делает на песке ямки, и потом соединяет линией эти точки в фигуру Предка Человека, которого воплощает в себе образ Космической Черепахи. У склонных к мистицизму и философии коптов была игра, в какой-то мере схожая с совсем не пустой забавой их предков. Доски коптов (их известно пять) – это трёхступенчатой формы пеналы, из-за дырок похожие на брусок облицовочного кирпича.

На самой первой, низкой и длинной ступеньке два ряда по двадцать лунок, на средней – что-то вроде лабиринта из десяти лунок по краям и (обычно) шести внутри. На самой маленькой и высокой ступени в центре была крупная финишная лунка в окружении ещё десяти. Были и «шпильки», но уже без образа Анубиса, конечно. Их венчали головы людей, лепные украшения или шишечки. В качестве костей использовали округлые костяные диски. Э. Дриотон, французский египтолог, отстаивает теорию о происхождении коптской игры напрямую от древнеегипетской, но он не может предъявить ни одного прямого доказательства.

Не исключено, что копты унаследовали от древности лишь форму игры. Но поразительно то, как далеко в своё время разошлась, пусть и видоизменяясь в пути, египетская игра. В 2018 г. команда археологов во главе с Уолтером Кристом отыскала её образец в Азербайджане! Р. Белл не вполне, по-моему, удачно, сравнил «гончих и шакалов» криббиджом, известном в Англии с XVIII века. Доска для него и его предка нодди всё же не более чем счётное табло, в самой же игре участвуют карты. А вот в куда более древних дальдозе и сахкку игра шла именно на пористой доске фишками-лучинами. В Скандинавию, как думают многие учёные, они попали с Ближнего Востока...

В качестве дополнения:

Игротека журнала "Вокруг света" https://www.vokrugsveta.ru/article/296189/

Блог Дмитрия Скирюка. Статья "Собаки и шакалы: к вопросу о правилах". https://skyruk.livejournal.com/238198.html

Блог Дмитрия Скирюка. Статья "Собаки и Шакалы (Пальмовая игра, Игра в 58 дырочек, Шен)" https://skyruk.livejournal.com/214033.html

Источники:

Уолтер Крист, Анна Элизабет Дунн-Ватури, Алекс де Вугт. Древние египтяне за настольными играми./Walter Crist, Anne Elizabeth Dunn-Vaturi, Alex de Voogt. Ancient Egyptians at play board games across borders. Bloomsbury Egyptology, 30 December 2018

A Bronze Age game was found chiseled into stone in Azerbaijan (By Bruce Bower). Science News (16 November 2018).

Уилфонг Дж. Терри. Гончие смерти. Боги-шакалы Древнего Египта/Terry G. Wilfong. Death gods. The Jackal Gods of Ancient Egypt. Kelsey Museum Publication 11 Ann Arbor, Michigan ©2015.

Дунн-Ватури А-Э. Примечания к аксессуарам для настольных игр/Anne-E. Dunn-Vaturi. “The Monkey Race” – Remarks on Board Games Accessories. Board Games Studies, Vol. 3. International Journal for the Study of Board Games - Leiden 2000: Research School of Asian, African, and Amerindian Studies (CNWS). ISSN 1566-1962 - (CNWS publications, ISSN 0925-3084)

Картер Говард и лорд Карнарвон. Пятилетние исследования в Фивах/Carnarvon, George Edward Stanhope Molyneux Herbert, Earl of, 1866-1923; Carter, Howard, 1874-1939. Five Yrs Exploration At Thebes. Routledge, 17 сент. 2016 г. (First published in 2005. Routledge is an imprint of Taylor & Francis, an informa company).

Белл Р.С. Настольные игры разных цивилизаций/Board and Table Games From Many Civilizations. Vol. I. 2nd ed by Bell, R.C. London, New York [etc.] Oxford U.P., Publication date 1969

Michaelsen P. Dald;s, an almost forgotten dice board game // Board Games Studies.International Journal for the Study of Board Games. 2001. № 4. Leiden, P. 19-32.

Гринев Андрей Михайлович. О новых видах настольных игр в средневековом Новгороде. Исторический журнал: научные исследования, 2018 - 2


Рецензии
Загадочная эта игра, интересно, иллюстрация очень удачно подобрана, яркая, сразу привлекает внимание. А что такое "бродилка", это палочка так называется, атрибут этой игры?

Татьяна Сахань   18.10.2021 20:52     Заявить о нарушении
Игра эта сама и есть бродилка, во всяком случае, её сравнивают с современными бродилками - это гоночные игры, в которых фишки движутся по намеченному пути и по определённым законам правилам. В современных бродилках путь - это целый лабиринт. В "Гончих и шакалах" он выглядит простым, но опять же - градус сложности могли повышать правила движения. В любом случае, в бродилке кто первый дошёл - тот и победил. А фото из фильма "Десять заповедей" 1956 года. Там играют фараон Сети и царевна Нефертари.

Екатерина Боталова   18.10.2021 21:58   Заявить о нарушении
Ясно, а я и не знала такого названия. А это у них в руках, значит, те самые резные шпильки, которые втыкали в доску, эффектные. Старые фильмы были запоминающиеся, да и больше придерживались истории. Правда, этот фильм я не видела.

Татьяна Сахань   18.10.2021 22:50   Заявить о нарушении
Я их назвала "шпильками" потому, что похожи, и потому что сами археологи, если находят такие фишки отдельно от доски иной раз путают их со шпильками. А некоторые доски можно спутать с абакой (счётной доской) или лунным календарём. Если честно, реконструкция доски в фильме грубовата. Она яркая и глянцевая, но не очень аутентична на самом деле. Это скорее изделие "по мотивам". Фишки-шпильки в руках героев слишком уж крупные, в оригинале из музея Метрополитен они тоненькие, изящные, а головы собак и шакалов на них маленькие, точёные. Как будто дизайнеры фильма боялись, что зритель не разглядит толком, во что это августейшие египтяне играют. Но лучше бы просто дали пару раз крупный план.

Екатерина Боталова   19.10.2021 14:30   Заявить о нарушении
Спасибо за подробный и содержательный комментарий, я узнаю много нового об этой древней цивилизации, и она становится ближе. Я думаю, что так и было - для зрелищности фильма пожертвовали исторической реальностью. Но ведь это сработало, свою функцию зрелищность сыграла - заметили, разглядели.

Татьяна Сахань   19.10.2021 20:42   Заявить о нарушении