Раздумки о красоте храма

       Вглядываясь в красоту современных архитектурных сооружений, мы неосознанно вспоминаем архитектурные стили прошлых времен и начинаем сравнивать. Конечно же необходимо учитывать технические возможности тех эпох и сегодняшней. Про жилые здания особо и говорить нечего – посмотрел, порадовался за финансовые возможности хозяев, иногда погрустил за их моральные и художественные «дарования» (особенно современных) и ушел. Ушел, забыв и ничего не оставив в ячейке своей души. О производственных и офисных зданиях говорить сейчас не хочется. Я бы хотел коснуться, так сказать, душевной архитектуры.

        Красота архитектуры храмов, любой веры, является неоспоримой. Тем более, что одинаковых храмов не строят. Схожие есть, но не одинаковые. Ныне много строится церквей и мечетей прекрасных по архитектуре и убранству. Достаточно взглянуть на мечети в Казани и Грозном, на Главный храм ВС России. Великолепие современных сооружений часто затмевает скромность и душевность древних. Это происходило во все века. Как следствие, утвердилось понятие «намоленности стен». Истина в этих словах есть и причем большая.

        Необходимо различать архитектурную красоту храма, как здания, и красоту храма, как самого храма.

        Вас никогда не посещало ощущение присутствия духа музея, когда находитесь внутри некоторых культовых сооружений? Я обратил на это внимание еще в юности, во времена СССР. Заходишь в роскошный храм, а внутри у тебя ничего не «ёкнуло», только ходишь и созерцаешь, как на предмет искусства.  Зайдешь же в скромную, ничем не приметную и не знаменитую церквушку, а выйдешь оттуда с ощущением внутреннего очищения. Может оттого, что в некоторые (особенно крупные) храмы приходят только на службу, а в некоторые истинно обратиться к Всевышнему (еще раз уточню – любой веры).

        Давно доказано, что аура людей оказывает свое влияние на душевное состояние помещения. Обратите внимание на людей, живущих в многоэтажных домах и домах малоэтажной застройки. Про частные, отдельно стоящие дома уже и не говорю. У них же разное воздействие на психику. Сказывается наличие соседей, с нехорошей аурой, через перегородку. Но это уже отдельная тема.

        А как может очищаться душа (или аура) человека, если он не выскажется о том, что у него «накипело»? Чем он сможет «отмыться» от налипшей на него моральной (я не говорю о криминальных действиях) грязи? Конечно же только исповедью, то есть «выплескиванием» из себя этой застоявшейся и гнетущей моральной боли. Исповедаться можно не только перед священником. Всегда легче и безопаснее делать это перед совершенно неизвестным тебе человеком, которого никогда больше не увидишь. Но где гарантия!? Поэтому раньше, так как города и поселения были небольшие и все друг друга знали, исповедь принимал местный священник. Он был обязан, по долгу службы и перед Богом, хранить тайну исповеди. Но опять же – где гарантия!?

        Вот тут мы и подходим к причине духовной чистоты и красоты храма, в моем понимании. Именно ей и является его настоятель. Неважно какого храма: церкви, мечети, синагоги …. Именно чистоту помыслов и мудрость настоятеля впитывают в себя стены храма и место его расположения (в виде молитв, проповедей и жития). В ряде случаев, на местах расположения некоторых храмов, раньше находились древние святилища (капища), а у них тоже были свои служители (жрецы, шаманы и т.д.).

        Икону можно перенести в другой храм, настоятеля сменить, но намоленное место и стены останутся. Богатство, убранство храмов и их служителей – это все напускное. Мне кажется, что одних это отвлекает от истинного духовного общения, других (особенно слабых духом) подавляет, а третьих подталкивает к криминальным мыслям и действиям.

        Священники всех конфессий – это такие же люди, как и мы с вами. Со своими достоинствами и недостатками. Нельзя это отрицать и забывать тоже нельзя. Говоря уж совсем гражданским языком – это чиновники своих религий. А уж какие бывают чиновники, не мне вам рассказывать! Бывают стяжатели, а бывают и истинно отдающие себя служению.

        При отпевании в 2001г моей бабушки в г. Раменское, священник нам так прочитал, по сути простую, проповедь, что мой папа, человек коммунистической закалки, стал посещать после этого церковь. Конечно же редко, но все же! Раньше за ним этого не наблюдалось.
 
        Вот у таких служителей и происходит намоленность стен храма. Именно они от души, с состраданием и знанием молятся за наши души (а не автоматически осуществляют порученную им работу), а мы, в своих искренних мольбах, обращаемся к Всевышнему.

        Чем больше будет таких красивых своей намоленностью храмов, тем добрее будет становиться наш мир. Если же «проповедник» призывает свою паству к ненависти и борьбе с другими религиями и странами («крестовые походы» были и есть у всех конфессий), то красота исчезает со стен этого храма. Злой красоты не существует. У красоты нет оскала. Также как у фанатизма нет веры. Это все жадность и жажда власти. Когда эти чувства достигают своего предела, то происходят «Варфоломеевские ночи», церковные расколы на новую веру и староверов, смертельные сражения шиитов и суннитов, саддукеев и фарисеев …. Перечень можно продолжать долго. И вера тут ни при чем! Это, если выразиться современным языком, - партийные распри всемирного масштаба. О какой красоте тут может идти речь!?

        Но все же красота намоленных стен еще существует и, хочется верить, будет множиться! Мне кажется, что Достоевский Ф.М. именно эту красоту и имел ввиду, несколько раз повторяя в своем романе фразу, что красота спасет мир.
2021г


Рецензии