Древняя тайна Васюганских урманов

Сибирь полна тайн и загадок, а на её таёжных  дорогах, среди непролазных лесных дебрей, нехоженых троп и вязких болот, всякое можно увидеть…

Дело было ещё в советские годы, промышляла тогда наша бригада недалеко от села Средний Васюган, Томской области. Добраться туда можно только по зимнику, а летом по реке Васюган или на самолёте Ан-2, который иногда летал из Каргаска. Местные жители: спецпереселенцы, ссыльные, да коренной народ - селькупы и ханты.

Работа была тяжёлая, места очень глухие. Окружает Васюган мшистая темнохвойная тайга, которую здесь называют таинственным словом «урман». Ходили мы на промысел по "профилям" для сейсморазведки.

Профиль – это прямая лесная просека шириной от 6 до 18 м, а длиной, как геологам в голову взбредёт - от одного и до "бесконечности" километров. Сначала идём всей бригадой несколько километров по просеке, потом делаем зарубки и расходимся в обе стороны, а в назначенное время встречаемся в условленном месте. Если кто из нас заплутал, стреляем несколько раз в воздух и идём искать бедолагу.

Но в один из самых обычных охотничьих будней и я заблудился. День близился к вечеру, а я всё никак не мог выйти на просеку. Наконец удача мне улыбнулась, и я увидел впереди себя зияющий спасительный просвет. Но вышел я из урмана совсем не в том месте, где мы расходились.

- Ничего страшного, пойду прямо, а там найду зарубки и подожду своих товарищей,- подумал я про себя.

Иду я себе тихонько, размышляю о своём и вдруг впереди меня, буквально в нескольких шагах, из леса выходит какой-то мужик, явно не из нашей бригады. Даже не выходит, а вываливается, какой-то очень странной шатающейся походкой.
Первая мысль, может местный абориген, но селькупы народ низкорослый и худощавый, а этот высокий под два метра и широкоплечий, как русский богатырь. Одет он был в потрёпанный коричневый тулупчик и мохнатую шапку. Шагает себе вразвалочку, а на меня даже не оборачивается. Прибавил я шагу, почти поравнялся с ним и спрашиваю:

- Товарищ, а вы из какой бригады будете?

Мужик медленно-медленно поворачивает ко мне голову, а у него вместо лица медвежья морда! Оскалился на меня здоровенными клыками, да как рыкнет, а потом так же медленно отвернулся и пошел в тайгу. Не побежал, а именно спокойно пошел.

Такого животного страха я в своей жизни больше никогда не испытывал. Не помню точно, сколько времени и как быстро я бежал, но добрался я до нашего стана ещё засветло. Подошедшие охотники из моей бригады, только рассмеялись, выслушав мой рассказ.

                Эпилог

Уже намного позже услышал я от местного старого шамана, что живут в глухих Васюганских урманах медведи-оборотни, точнее, полулюди-полумедведи, которые населяли эти края ещё до того, как сюда пришли люди. И что мне очень повезло, что он только рыкнул на меня, а не разорвал в клочья!


Рецензии