Киберпоп о канонизации Николая 2 продолжение

Канонизация Николая Второго. Решение и последствия
3 апреля 2020
2,7 тыс. прочитали

Вопрос о возможности прославления царской семьи в лике святых оказался для Церкви непростым. С самого начала была очевидна неоднозначность решения о прославлении, если таковое будет принято. Понятно было, что общественное мнение и политическая ситуация изменятся, а решение останется, и потом его придется постоянно обосновывать. Поэтому с 1992 по 1997 годы работала комиссия, которая скрупулезно изучала жизнь царской семьи.

РЕКЛАМА

Сейчас такие комиссии стоят на позиции «презумпции виновности», то есть установка изначально такая: «прославлять нельзя», а потом, тщательно исследуя все материалы, комиссия выискивает обоснования своей позиции. И если находит — не прославляют.

В то время обстановка была сложнее. С одной стороны, было ясно, что прославление царской семьи повлечет за собой для Церкви очень серьезные репутационные потери. Но может получиться еще хуже, если не прославить.

Аргументы против:

1. Безучастное отношение к массовым человеческим жертвам. Это касается и Ходынской трагедии, и Русско-японской войны, и Первой мировой.

2. Жестокость при подавлении революции 1905–1907 годов, при расправах с рабочими беспорядками, крестьянскими бунтами. Так, при разгоне шествия рабочих 9 января 1905 года царь самоустранился от принятия решений и фактически чужими руками жестоко остановил безоружное шествие.

3. Неудачная государственная и церковная политика императора.

4. Гибель Николая и его семьи не была мученической смертью за Христа, а лишь политической репрессией.

5. Крайне неоднозначная деятельность Григория Распутина.

6. Движение за канонизацию царской семьи носило не духовный, а политический характер.

7. Ни один из ныне прославленных новомучеников и исповедников российских ни разу не высказал мысли о Николае как святом страстотерпце, хотя они жили в то время и знали и царя, и исторические реалии гораздо лучше нас.

8. Царь ответственен за смерть и страдания новомучеников и исповедников российских, поскольку отрекся от престола, будучи в здравом уме и твердой памяти.

Последнюю точку зрения отстаивал митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который был последовательным противником канонизации Николая Второго. Я бы сюда добавил еще и ответственность за гражданскую войну, хотя сам Николай наивно полагал, что своим отречением он эту самую гражданскую войну предотвратит.

Казалось бы, аргументов более чем достаточно. Однако давление со стороны общества было настолько сильным, что возникла реальная угроза раскола.

В промежуточном докладе комиссия отметила: «В жизни Императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время царствования и время пребывания в заключении» (https://pravoslavie.ru/sobytia/sobor/juvenalij.htm). В первом периоде (пребывания у власти) комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным, поэтому она сосредоточила свое внимание на нем.

Обратите внимание: в данном случае комиссия искала возможность именно прославить, а не отказать в прославлении. И в итоге пришла к заключению: «За многими страданиями, перенесенными Царской Семьей в последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке. Именно в осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев: Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию» (https://pravoslavie.ru/sobytia/sobor/juvenalij.htm).

Сама канонизация царской семьи состоялась в 2000-м году, на юбилейном Архиерейском Соборе. И обратите внимание: царскую семью прославили в лике страстотерпцев, но не мучеников, как в Зарубежной Церкви.

Страстотерпцы — это лик святости, и он употребляется применительно к тем святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть. В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб, Игорь Черниговский, Андрей Боголюбский, Михаил Тверской и уже упоминавшийся мною царевич Димитрий. Таким образом, по меткому замечанию протодьякона Андрея Кураева, «канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти»
То есть прославление в лике страстотерпцев — компромиссный вариант, который призван был «выпустить пар», снять напряжение, являлся частичной уступкой для тех, кто очень упорно стремился к прославлению Николая Второго чуть ли не как «искупителя русского народа», и тех, которые вовсе были против канонизации. И некоторое напряжение действительно было снято, однако в итоге это не устроило ни тех ни других. Вот как об этом говорил протоиерей Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых: «... у меня нет сомнений в святости последнего царя, Николая II. Оценивая критически его деятельность как императора, я, будучи отцом двоих детей (а он был отцом пятерых!), не могу представить себе, как он мог сохранять такое твердое и одновременно незлобивое состояние души в заключении, когда стало ясно, что все они погибнут. Его поведение в этот момент, эта сторона его личности вызывает мое глубочайшее почитание. Царскую семью мы прославили именно как страстотерпцев: основанием для этой канонизации стала безвинная смерть, принятая Николаем II с христианским смирением, а не политическая деятельность, которая была довольно противоречива. К слову, и это осторожное решение многих не устроило, потому что кто-то не хотел этой канонизации вовсе, а кто-то требовал канонизации государя как великомученика, „ритуально от жидов умученного“»
В основном согласен с отцом Георгием, но насчет «безвинной смерти» я бы с ним поспорил. Вообще-то большевики планировали организовать большой и громкий судебный процесс над бывшим императором, и я не сомневаюсь в том, что его вина была бы доказана, причем не бутафорно, а вполне реально. Так что с термином «безвинная смерть» можно согласиться только в том смысле, что не было суда, вина не была доказана, а сам расстрел был, по сути, беззаконной расправой. К тому же расстреляли не только императора, но и всю семью.

Каковы же последствия канонизации Николая Второго?

Отрицательные последствия очевидны: Церковь действительно понесла имиджевые потери — большей части нашего народа совершенно непонятен смысл канонизации, само прославление видится не как признание за Николаем личных христианских добродетелей, а как одобрение его политической деятельности, образа и формы правления, то есть некая «канонизация» монархии как таковой, что, конечно же, неверно. С течением времени ясность наступает, но необходимо приложить еще много усилий на этом пути. Стоит ли оно того — я не знаю.

Возможно, прославление Николая Второго, сняв некоторое внутреннее напряжение, дало нам возможность успокоиться, подумать, переоценить и переосмыслить какие-то вещи. Хотя движение царебожников не прекращается, что хорошо видно на примере той вакханалии, которая творилась в связи с премьерой фильма «Матильда».

Один из явных плюсов: канонизация Николая Второго позволила преодолеть церковный раскол — Русская Православная Церковь Московской Патриархии и Зарубежная Церковь объединились в 2007 году. Однако запад к нам лучше относиться не стал, угроза церковного раскола внутри самой РПЦ по вопросу отношения к Николаю Второму тоже не устранена.

Таким образом, факт канонизации Николая Второго и его семьи, с моей точки зрения, выглядит по меньшей мере очень неоднозначно. Дискуссионным остается вопрос: чего от канонизации царской семьи больше — пользы или вреда? Какой-то объединяющей роли этот факт не сыграл, общество наше не консолидировал, а может быть, наоборот, разделил. Более-менее ощутимой пользы от того, что мы объединились с Зарубежной Церковью, пока незаметно. «Педагогический» эффект сомнителен; лично я не вполне понимаю, какой христианский пример мы можем взять с Николая Второго и его семьи, когда огромное количество новомучеников и исповедников российских явили нам гораздо более яркие примеры и бесспорной верности Христу, и благочестия.

Зато упреков по поводу канонизации царской семьи мы получаем все больше: значительная часть народа просто не понимает, для чего нужно было канонизировать царя, и я, откровенно говоря, тоже. Нет, я не сомневаюсь в том, что Николай Второй и его семья наследовали Царство Божие, но смысл их прославления для меня лично неочевиден.



Есть еще парочка приятных, хоть и не сразу заметных, плюсов от канонизации Николая Второго. Выше я говорил о том, что комиссия очень тщательно исследовала обстоятельства жизни как самого Николая Второго, так и членов его семьи. Следовательно, ей хорошо было известно, что Николай Второй был курящим человеком. Более того, он приучил к папиросам своих детей — сохранилось множество дневниковых записей на этот счет, фотографии курящих великих княжен и даже наследника.

Курила и супруга Николая, императрица Александра Федоровна. Она приобрела эту привычку в разгар Первой революции, в 1905-м году — видимо, пытаясь таким образом бороться с нервными потрясениями. Впоследствии, когда смута улеглась, царица неоднократно и мучительно пробовала расстаться с пагубным пристрастием и даже упоминала об этом в письмах мужу. Не получилось.

И, насколько мне известно, факт курения даже не рассматривался в качестве препятствия к прославлению.


Кроме того, еще до вступления на престол молодой Николай Александрович совершил большое морское путешествие, в частности побывал в Японии, где обзавелся очень красивой татуировкой цветного дракона на правой руке.

Отсюда можно сделать вывод: заядлые курильщики и любители татуировок могут выдохнуть — курение хоть и вредит вашему здоровью, но само по себе не лишает Царства Небесного, как и татуировки.

Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Не пропустите новые
публикации
179 нравится
РЕКЛАМА
|
16+

Обучение таргетингу в социальных сетях — курс от Яндекса

Комментарии526
Не удалось отправить сообщение
Комментировать
Войдите, чтобы комментировать статью
Елена Баюн
больше 1 г
Согласна . Николая 2 канонизировали только потому, что он был царём. Как известно, в православии нельзя перечить, критиковать и т.д и т.п начальство.

Т. е. , чтобы оно не... Развернуть

Ответить
208
101 ответ
Анна
больше 1 г
Я читала его дневники, не далекий какой-то он: кошек стрелял, ворон... Я не знаю как относиться к его канонизации, но как человек, никаких положительных эмоций он у меня не вызывает,... Развернуть

Ответить
182
46 ответов
иван скворцов
больше 1 г
Хорошая статья! Канонизацией царской семьи церковь посеяла, увы, смуту и раскол в обществе. Этим она показала свою сервильность властям и свое настоящее место в виде... Развернуть

Ответить
42
Еще 50 комментариев из 136
Другие публикации канала
А Бог, Он где?
Почему религия страшит людей адом?
Гражданский брак
Популярная механика
316 тыс. подписчиков
Живописная дорога в деревню Гуолян
12 ноября • 6 015 187 просмотров
Lisa.ru
143 тыс. подписчиков
10 фото, которые докажут, что 30-летние девушки сегодня выглядят моложе, чем в советское время
Мы решили сравнить тридцатилетних актрис СССР со звездами современности. Оказывается, если раньше тридцатилетн…
24 сентября

nburlakov.com
реклама • 18+

Обучение современному гипнозу
Бесплатный вебинар от гипнолога. Вы узнаете на что способен гипноз и его секреты!
Читать в приложении

526
179


Рецензии