Наталья Советная. Детским писателем надо родиться


«Детским писателем надо родиться…» 

Вступительная статья к первому словарю М.Позднякова

Робинзон не воспитал тысячи Робинзонов, а открыл 
     что-то от Робинзона во всяком настоящем мальчишке.
                Карел Чапек
Михаил Павлович Поздняков удивительный, редкий человек. Выросший в огромной многодетной семье (11 детей), он впитал от родителей-тружеников не только неприятие праздности, но и могу-чую силу любви к Божьему миру. Наделённый способностью ви-деть, ощущать, слышать и озвучивать  в Слове прекрасное, сопере-живать  людскому горю и радости, болеть болью своего Отечества, он привнёс в Поэзию бесценный вклад своим творчеством. Более восьмидесяти книг к настоящему времени и ещё много задумок, ко-торые, верю, свершатся обязательно!
Писатель одинаково хорошо владеет разными жанрами: пишет прозу, стихи, публицистику,  литературную критику, занимается переводами.  Перевел на белорусский язык роман М. Сервантеса «Дон Кихот», а также романы, рассказы, сказки других зарубежных писателей. Произведения ряда белорусских поэтов и прозаиков он перевел на русский язык.  Многие его стихи положены на музыку. С творчеством писателя знакомы  читатели  России, Казахстана, Азербайджана, Украины, Грузии, Армении, Узбекистана, Таджики-стана, Польши, Болгарии, Израиля и других стран. Пишет он оди-наково хорошо на двух родных языках – белорусском и русском – для взрослых и детей.
Писать для детей  может не каждый. Здесь нужен особый дар Божий. Человек, не сохранивший в себе детский взгляд на мир – восторженный, наивный, светлый, любящий, верящий – никогда не напишет стоящего произведения для ребятишек. А у Михася (Ми-хаила Павловича) Позднякова только детских книг более пятидеся-ти. И какие это книги! В них стихи и рассказы, считалки и небылицы, колыбельные и смешинки, скороговорки и загадки, шарады и кроссворды, анаграммы и метаграммы…
Детские книги писателя выходят большими для нынешнего времени тиражами (многими тысячами) и пользуются активным спросом в магазинах и  библиотеках. Произведения талантливого писателя  включены в программы для дошкольного и школьного образования, а отдельные переведены на 22 языка мира. Три книги были  выдвинуты на соискание Государственной премии Республики Беларусь.  «У родным краi»: стихи, загадки, скороговорки;  «Гульняслоў» –  сотни заданий – ребусы, кроссворды, шарады; «Серабрыстыя чайкi» – рассказы и сказки.
Самые взыскательные рецензенты у  писателя – его собственные внуки, их уже тринадцать, да  маленькие читатели, с которыми М. Поздняков встречается  в школах и библиотеках более 150-ти раз в год.  Ему есть  для кого писать  любящим сердцем и отзывчивой душой.   
Михаил Павлович Поздняков родился в 1951 году в д. Забро-дье Быховского района Могилёвской области. Окончил филологи-ческий факультет Белорусского государственного университета. Работал школьным учителем, научным сотрудником, главным ре-дактором издательства «Юнацтва», журналов «Вожык» и «Нёман», заместителем директора холдинга «Литература и Искусство». Член правления и Президиума Союза писателей Союзного государства и Союза писателей Беларуси, председатель Минского городского от-деления Союза писателей Беларуси. Член редколлегий 10 литера-турно-художественных изданий и книжных серий. Лауреат 14 ли-тературных премий, в т. ч. Национальной литературной премии (2017).  Имеет ряд государственных наград, среди которых – медаль Франциска Скорины.
Будучи педагогом по образованию, имея богатый жизненный опыт (родительская многодетная семья, трое собственных детей и внуки), обладая умением понимать особенности детской психики, вслушиваться в детскую речь, видеть детские радости и горести, Поздняков стал поистине «детским праздником» для детей, а это значит, по определению В. Г. Белинского, настоящим детским пи-сателем. Его творчество соединяет в себе гуманную идею, глубин-ность содержания и привлекательную, разнообразную форму.
Писатель обращается, прежде всего,  к истокам –  фольклору, истории родного края, тем самым обогащая маленького читателя, питая его мелодией народной речи. «Это к доченьке моей / Едет сон пресладкий, / Чтобы ночь быть рядом с ней / У её кроватки. / Он волшебную везёт / Дудку-веселушку, / Как уснёшь ты – покладёт / Тихо под подушку» (За окошком ночь...).
Творчество  М. Позднякова, обращённое к детям, объединяет множество тематических проблем: отношения взрослого и ребёнка («Слава маминым рукам, / Добрым, чутким самым, / Низко кланя-емся вам, / Дорогие мамы. <…> Слава маминым рукам, / Пусть на всей планете / Счастьем для любимых мам / Расцветают дети» (Мамины руки);  взаимоотношения между людьми («Сильная взаимная любовь дороже денег, самое большое богатство на земле» (Серебристые чайки);  взаимодействие c природой  («Как- то в одной белорусской деревне поселился злой человек. Возле старой хаты, которую он купил, стояла могучая липа, а на той липе в большом гнезде каждой весной селились аисты <…> И в наши дни чёрных аистов можно изредка встретить в старых лесах. Осто-рожные и пугливые, они держаться отдельно, обминают жильё человека, боясь, что их обидят» (Чёрные аисты); нравствен-ность и др.
В произведениях М. Позднякова   занимает достойное место историческая тематика, в т. ч. тема Великой Отечественной войны.  Родившийся  в деревне Забродье, которая во войны была сожжена, он сберёг в памяти страшные рассказы тех, кто пережил военные ужасы и кому удалось спастись. Это были и воспоминания родной матери писателя, Марии Евдокимовны Зыковой – связной парти-занского отряда, а также отца Павла Кузьмича Позднякова – участ-ника трёх войн. «Мать умела рассказывать истории так, что мурашки по коже, – поделился Михаил Павлович в одном из интервью. – Она не училась в школе, но была интеллигентным человеком. А отец умел говорить стихами, завораживал сказками». По родительским воспоминаниям Поздняковым  была написана известная повесть «Выйсце заўсёды ёсць» – о Василии Зыкове, родном брате  матери, лётчике, командире партизанских разведчиков – героическом, мужественном человеке.
Тема героизма, мужества всегда влекла детей. Известный дет-ский писатель Борис Житков признавался: «Я о нём [мужестве] много думал. Особенно в детстве. Хорошо быть храбрым: все ува-жают, а другие боятся. А главное, думал я, никогда нет этого пас-кудного трепета в душе, когда ноги сами тянутся бежать... И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за кото-рого столько подлостей на свете делается. Сколько друзей, товари-щей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости: не хватило воздуху сказать!» Каждый человек переживает в жизни, и в детстве в том числе, ситуации выбора, от которого зависит в ре-зультате главный вывод: «Кто я? Какой я?» Потому так важны доб-рые сказки, рассказы, повести и стихи, где героями становятся сме-лые и отважные, победившие, прежде всего, собственный страх. 
Когда-то великолепный мастер детской литературы С. Я. Маршак, выступая на Всесоюзном съезде писателей, сказал: «Писать детские книжки – великая честь для наших литераторов  <…>  Мы должны, конечно, дать нашим ребятам прошлое, даже далёкое прошлое, начиная с пещерного человека, но вместе с тем мы хотим показать им жизнь и с другого конца – с нынешнего, а то и с зав-трашнего дня. <…> Ребятам нужна художественно-научная, гео-графическая, историческая, биологическая, техническая книжка, дающая не разрозненные сведения, а художественный комплекс фактов. <…> Не всякая понятная книжка любима детьми. Очевидно, дело не в доступности, а в каком-то подлинном соответствии книги с мироощущением ребенка. <…>  Задача наша не в том, чтобы потрафить всем разнообразным интересам и вкусам читателя. Мы должны знать эти интересы и вкусы, но знать для того, чтобы направлять и развивать их.  <…>  От своей литературы дети ждут помощи, одобрения, научных и житейских фактов, утверждающих в них новое, ещё только складывающееся мировоззрение. <…> Детская литература должна быть делом искусства…»
 Таким искусством, безусловно, владеет Михаил Павлович Поздняков, который и сам считает, что «детским писателем надо родиться.  <…> Необходимо вкладывать такую энергетику в свои произведения, чтобы они увлекали детей, завладевали ими. Надо любить детей и относиться к ним, как равным, чтобы дети чувство-вали в тебе друга».
Бесчисленное множество стихотворных загадок, головоломок, шарад  Михася Позднякова привлекают детей, поражают своей неповторимостью, сюжетом, необыкновенным взглядом на при-вычные вещи, легко запоминаются. Тематика загадок разнообразна: от необъятного мира природы до окружающих нас привычных ве-щей домашнего обихода, например: «Во ржи густой на стебельки /Надели просинь [васильки] (Загадочная азбука)»; «В реке и в озере живёт, Опасной хищницей слывёт. И мелкой рыбке не до сна, Когда появится она (Загадочная азбука, Щука)»; «Или  толст он, или худ – На спине его несут (Загадочная азбука, Рюкзак)».
Одной  из постоянных и насущных задач, которые ставит перед собой писатель,  является воспитание высокой гражданственности. Верность этому направлению, политическое и педагогическое чутьё помогают победно достигать цели. Об этом свидетельствуют прекрасные стихи о Родине, Беларуси,  столице, отчем доме, людях,  мирной жизни, героизме воинов-защитников. Даже в словаре эпитетов Михаила Позднякова, составленном по его литературе для детей лексикографом Анатолием Павловичем Бесперстых, находим подтверждение сказанному:
Воин-освободитель.
Из рассказов дедушки и бабушки мы знаем, что многие улицы нашего города названы именами героев – подпольщиков, партизан и воинов-освободителей (Прогулки по Минску)
Величественный.
В центре парка стоит величественный памятник народному поэту Беларуси Янке Купале (Прогулки по Минску).
Трудовая.
 К нам на праздник урожая Хлеборобы в класс пришли, <…> Нам о поле говорили, О победе трудовой… И на память подарили Сноп пшеницы золотой (Буду хлеборобом).
Богатая.
Добротой она богата И открыта вся. И дружить со всеми рада Родина моя! (Родина).
Часто в своих стихах  Михаил Поздняков говорит от лица ре-бенка, и тогда возникает ощущение, что он находится рядышком, слышит и беседует с читателем, то шутливо и весело, то иронично, а то и с грустинкой.  «Сила лучших детских поэтов именно в том, что они в своём творчестве нашли сочетание детскости и взрослости, умеют со своим читателем говорить занимательно, весело о се-рьёзном и важном. Поэтому значительные темы современности смогли органично войти в поэзию для детей», – эти слова Агнии Барто можно смело отнести к писателю М. Позднякову.
«Словарь эпитетов Михаила Позднякова», предназначенный в помощь учителям начальных классов, прекрасно иллюстрируется цитатным материалом произведений писателя. Он не только помо-гает ознакомлению  с прилагательными в качестве яркого эмоцио-нального украшения выразительной речи, но и увлекает содержа-нием, вызывая желание узнать, что же там дальше и кто такие герои сказок и рассказов – чёрные аисты, Мирослава, Крылатка, Ве-селушка, Чапа и многие другие?  А там где вопросы, там и ответы, которые можно получить, если прочитаешь…
– Так где же книжка?!
И начинается увлекательное путешествие в мир чтения, которое не только обогащает ребёнка знаниями, но и тренирует, развивает его мыслительные способности, преображает душу и наполняет маленькое сердечко большой любовью, добротой и мечтами.
С. Я. Маршак говорил:  «Учёные мерят вещи мерою, которая ниже человека: физической, физиологической и т. п. Мерят высшее низшим. При этом всегда есть опасность свести высшее к низшему. Я враг идеалистической философии. Но я думаю, что когда-нибудь придут к иной мере. Мерить будут самым высоким – духовностью, поэзией, поэтическим воображением. Мерить низшее присутствием в нём высшего. И многое откроют на этом пути…»
Наталья Советная,
кандидат психологических наук, член СП Беларуси, СП России, СП  Союзного государства.


Рецензии