Дело было в Пенькове

Думаю, все мои сверстники смотрели этот фильм в юности или уж, по крайней мере, в молодости, а песни из него мурлыкали себе под нос точно.  Для молодого поколения своих читателей приведу небольшую справку.

«Де;ло бы;ло в Пенько;ве» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Киностудии имени М. Горького в 1957 году режиссёром Станиславом Ростоцким по повести Сергея Антонова.
Премьера фильма в СССР состоялась 17 февраля 1958 года.

Сюжет фильма незамысловат.
В колхоз по распределению приезжает молодой специалист — Тоня Глечикова. Первый, кто встречается Тоне, — колхозный тракторист Матвей Морозов, заводила и выдумщик. Выходки Матвея были причиной постоянных конфликтов между ним и председателем колхоза Иваном Саввичем. К тому же дочь председателя, Лариса, против воли отца выходит замуж за Морозова.

С приездом Тони жизнь в деревне начинает меняться. К ней тянется молодёжь. Тянется к ней и Матвей. Их интерес друг к другу становится источником сплетен. Лариса возмущена поведением Тони. Её появлением в колхозе недовольна и самогонщица Алевтина, чей дом раньше был центром «светской» жизни в деревне, что было дополнительным источником её доходов.

Однажды Тоня в недостроенном клубе подворачивает ногу. Домой её относит Матвей, случайно оказавшийся там. Это видит Алевтина. Лариса, чувствуя, что муж охладел к ней, сильно ревнует его к Тоне. Алевтина подговаривает Ларису отравить соперницу. Лариса сначала соглашается, но в последний момент не решается на убийство. Матвей, узнав об участии Алевтины, в наказание запирает её в погребе, за что получает тюремный срок. Возвратившись домой, Матвей впервые видит уже подросшего сына и законную жену, а также Тоню.

В фильмы главные роли сыграли молодые еще Вячеслав Тихонов – Матвей, Светлана Дружинина – Лариса, жена Матвея, и Майя Менглет, разлучница Тоня.

Фильм получил известность еще и потому, что в нем звучат  замечательные песни композитора Кирилла Молчанова на стихи поэта Николая Доризо:
«От людей на деревне не спрятаться» в исполнении Вячеслава Тихонова, и
«Огней так много золотых» в исполнении Людмилы Зыкиной и Екатерины Семёнкиной.   Редко какой концерт по заявками радиослушателей обходился без исполнения этих песен.

Немногие знают, что сценарий к этому фильму Станислав Ростоцкий писал для определенного состава актёров. Все персонажи первого плана в голове режиссера были заранее распределены по исполнителям, да и на большинство ролей второго плана Ростоцкий тоже уже знал, кого будет приглашать.

Забегая вперед, сообщу, что свои планы на актёрский состав режиссёр в целом выполнил, кроме двух самых важных актёров, исполнивших главные роли.

Дело в том, что Вячеслав Тихонов и Майя Менглет никогда не упоминались в процессе подбора и утверждения актёров. Главные роли должны были исполнить Сергей Гурзо и Нина Меньшикова. Они же были утверждены руководством киностудии перед началом съёмок.

Сценарий к этому фильму Станислав Ростоцкий писал по одноименной повести советского драматурга Сергея Антонова. Так как Ростоцкий изначально планировал, что роль Матвея Морозова будет играть Сергей Гурзо, то все реплики и мизансцены в сценарии были построены с учётом индивидуальности именно этого артиста.

Позже Ростоцкий вспоминал, что в те годы Сергей Гурзо был настоящей кинозвездой. И еще до начала работы над сценарием он дал Сергею почитать повесть и поделился с ним планами снять такой фильм с его участием. То есть актёр заранее знал, что уже точно будет сниматься в этом фильме. Возможно, именно это впоследствии сыграло определенную роль в том, что Гурзо повёл себя неподобающим образом, когда пришло время начинать съёмки.

По версии директора картины Андрея Андреевича Демьяненко, за день до выезда всей съемочной группы (фильм планировали снимать в одном из колхозов недалеко от Клина), Гурзо пришел к Ростоцкому и буквально потребовал для себя отпуск на месяц.

Только что закончились съёмки фильма «Рожденные бурей», в котором снимался Гурзо, и, по его словам, он очень устал. Надо сказать, что в те годы он и вправду много снимался и несколько лет не был в отпуске. Ростоцкий по-доброму объяснил ему, что это невозможно, так как они и так уже отстают от графика почти на месяц, ожидая, пока он освободится. Около ста человек съёмочной группы, включая актёров, уже сидели на чемоданах, уже уехали на место съёмок несколько грузовиков с оборудованием и т.д. Начать без Сергея они тоже не могли, так как по плану съёмок он должен работать на площадке с первого дня.

Сергей психанул, и, хлопнув дверью, ушёл. А на следующий день все узнали, что он уехал к своим друзьям на дачу. Ростоцкий направил за ним двух своих помощников, а сам выехал в Клин, чтобы на месте всё организовать. Ближе к вечеру позвонил один из помощников и сообщил, что Сергей настаивает на своем отдыхе не меньше двух недель и категорически отказывается возвращаться.

На следующий день с утра Ростоцкий уже был у руководства киностудии и доложил о чрезвычайной ситуации. Так как пробы на роль Матвея не проводились, и других кандидатур не было, приняли решение срочно в течение двух-трех дней подобрать и утвердить замену.

И вот тогда Ростоцкий вспомнил о молодом Вячеславе Тихонове. В первую очередь из-за того, что Тихонов и Гурзо внешне были похожи. Правда, у Вячеслава было чересчур аристократическое лицо, но гримеры заверили Ростоцкого, что сделают из Тихонова настоящего колхозника.

На киностудии ему покрасили волосы в более светлый тон, сделали популярную в деревнях прическу «полубокс», накрутив спереди чуб, который по-залихватски торчал из-под фуражки, и выбрили ему в районе переносицы брови, чтобы зрительно расширить лицо.

В итоге, фотопробы Тихонова худсовет утвердил. К тому же, времени искать кого-то другого уже не было. Но у Ростоцкого было еще одно серьезное сомнение, которое тоже требовало срочного решения. Дело в том, что вторую главную роль молодого специалиста Тони Ростоцкий планировал отдать своей жене Нине Меньшиковой.

Работать над ролью они начали еще дома, когда он писал сценарий. Худсовет тоже без проблем утвердил Меньшикову одной из первых. Но к началу съёмок она была на втором месяце беременности (позже родился сын Андрей – будущий каскадер и режиссер). Ростоцкий первоначально рассчитал, что до появления заметного живота они должны были успеть снять с Ниной основные сцены. Но задержка на месяц ставила это под сомнение, и он не захотел рисковать. Его решение о замене было драмой для Нины, но она тоже понимала эти риски.

Так как на её роль пробы тоже не проводились, надо было также срочно кого-то найти. И тут один из членов худсовета предложил режиссеру посмотреть молодую актрису, выпускницу Школы-студии МХАТ Майю Менглет – дочь уже известного в те годы артиста театра сатиры Георгия Менглет. Так как времени на раздумья уже совсем не оставалось, актрису в тот же день вызвали на фотопробы, а на следующий день утвердили. Вот так, можно сказать, что по блату, молодая актриса попала в этот знаменитый фильм.

В 1958 году кинокартина вошла в число лидеров проката, и за первые семь месяцев её посмотрели около 30-ти миллионов зрителей.

Сегодня фильм входит в Золотой фонд отечественного кино, а Вячеслав Тихонов считал роль Матвея Морозова одной из самых любимых в своей карьере.


Рецензии
Люблю этот фильм. Всё в нём хорошо: сюжет, режиссура, игра актерского состава. И всё-таки бросается в глаза совершенно не сельская внешность Тихонова, хотя сыграл он замечательно...

Олег Каминский   17.10.2021 18:38     Заявить о нарушении