Песня русская благовестная

      


               
     Максим Горький писал: «Песня-душа народа, звенящие струны народной души!»
Эти слова запомнились мне с детских лет, когда я бродил по заповедным местам удивительного места на Байкале-Таланки, где располагался рыболовецкий поселок. Уходил в тайгу и орал песни во всю мощь моего дисканта
-И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт!
            Моя сестра Анна пела народные песни так протяжно, словно морозная метелица за окном.
 Когда выступала на концертах, долго не отпускали со сцены, а я был постоянным её слушателем.
 Она не имела специального образования, но поставили в селе заведовать клубом.
                После мы пели с ней на пару не только народные песни, но и мои
-Где-то пела гармошка под весеннюю трель,
Где-то пела гармошка про тебя, Котокель!
          Я не выучился нотной грамоте, но на таёжных тропах не только пел песни, услышанные по радио (тогда еще о телевидении и не было речи), но и стал сочинять, придуывая слова и музыку. Позже в конкурсе на лучший гимн Прибайкалья, моя песня оказалсь лучшей.
           Укатили меня под горку мои годы, ушли из жизни сын и жена, которая тоже пела. Их уход ассоциировал с песней
-Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…
Так легче переносил боль утрат.
 Остался один на Кубани.
 Моя дочь жила в Подмосковье и   пригласила на свадьбу.
Красивым было их бракосочениние с образованным, умным и талантливым мужем.
                Вот только на третий день после свадьбы я оказался в больнице с воспалением лёгких.
Нет, эпидемия ковида меня миновала, но десять дней пришлось поваляться на кровати, среди моих «сокамерников» и на несколько месяцев задержаться в гостях.
                Родившемуся на лоне русской сибирской природы, Подмосковье покорило не менее! Осень перекрашивалась, словно рядилась в расшитые русские сарафаны из парчовой ткани. От лесных массивов веяло прохладой, ароматом трав и ягодников. Воздух необычайно чистый и бодрящий. Не даром Москва считается одним из самых зелёных городов мира.
              Мы с дочерью шли на почту, и она предложила зайти в местный ДК: «Ты вот, папа, немного поёшь, и у тебя столько свободного времени, почему бы не ходить в хор, говорят, что «Золотые купола» славятся. Одно название чего стоит!»
             Молодой элегантный и обаятельный человек представился: «Руководитель хора Новоселов Вячеслав Александрович. Мужчины нам в хоре очень нужны».
Так я влился в удивительный коллектив, пока временно, а через три месяца и совсем переехал на ПМЖ.
          - Нет, Геннадий,-наставлял он меня,- так петь, как Вы, не годится.Мало иметь голос, надо научиться управлять им, чтобы слушатель наслаждался. В голосе должна быть красота звучания.
                И я погружался в мир русской народной песни, да такой, о которой можно мечтать: красивое звучание в многоголосии, плавное перетекание из одной фразы в другую. И этому мне надо было учиться, как первокласснику писать и читать.
             Для меня настали приятные «мучительные» дни тренировок и постижение истинно народных песен, о которых я ещё мало знал. Приходил за два часа до основных занятий, и у моего руководителя хватало терпения работать со мной, оттачивая каждую нотку, каждое слово, каждую фразу.
-Надо знать истоки нашей народной песни,-наставлял меня Вячеслав Александрович, и напевал
Не сама собой песня спелася.
-Нанесло тебя со пожарища,
Намело тебя эх с поля бранного…
                Меня поражал его широчайший кругозор знаний певческой культуры. У него прекрасное образование. Являясь аспирантом и одновременно Председателем Совета молодых учёных Института изящных искусств, получил специальность хормейстера.
                Вживаясь в коллектив, я старался заглянуть вовнутрь каждого хориста: кто он и откуда, какие пути его привели в этот коллектив, может, так же, как и меня?
                Люди разных возрастов: молодые, но больше тех, кому за… Разных профессий и специальностей, от швеи до учителя. Не профессионалы и не творческие люди, но душой и сердцем связаны с русской песней.  Они здесь не случайные, а одарённые природой. И у всех у них одно главное- семейные традиции. И какие голоса! Залюбуешься, заслушаешься! 
Не даром говорят: «Кто хорошо поёт, тот худо не думает!»
             Приходят люди не ради препровождения времени, а наслаждаться искусством. Не в этом ли и суть продления жизни, когда всегда думаешь о будущем!
            У одних- не с кем оставить детей, приводят их с собой. Важно то, что дети не шумят, не резвятся, а внимательно слушают, как поёт мама. В этом основа маленьких слушателей постигать тонкости русской души! Верю-это те, кто завтра пополнит хоровой коллектив.
И, если пришёл в хор, то это надолго. Царит какой-то особый магнетизм.
           Много лет хору. Родился ещё в пору колхозов, однако новый отсчёт ведется с 2003 года. Десятки песен спето, сотни выступлений.
     В разное время, среди руководителей коллектива, были: Наталья Николаевна Луканова (создатель хора), Елена Владимировна Зайцева, Николай Михайлович Захаров; аккомпаниаторы: Алексей Данилович Баталов, Геннадий Владимирович Гераськин.
   С 2009 года коллектив носит почётное звание «Народный».

Многие годы поют Надежда Алексеевна Казимирская, Елена Григорьевна Коротких, Надежда Николаевна Леонтьева,
Галина Михайловна Храпчук, Зинаида Алексеевна Петрова, Лидия Евгеньевна Костюкова, Антонина Даниловна Герлейн.
На пару с Вячеславом Александровичем работает профессиональный музыкант- виртуоз, заслуженный деятель искусств Подмосковья Горбылев Александр Николаевич.
Пришли новые молодые талантливые певицы, в их числе Кудрявцева Алевтина и Кожуховская Ирина, Григоровская Виктория.
       Кажется, для Горбылёва Александра Николаевича нет границ в том, какую бы он песню не знал, стоит дать ему название или пропеть строчку, как сразу польётся музыка.
-Трудно соколу в небе лететь,
Трудно песню о Родине петь…
И сыграет в любой тональности.
                Главных солистов хора- Казимирскую Надежду, Леонтьеву Надежду, Захарову Ирину не раз приглашали в известные хоровые коллективы страны, но они остались верны хору русской песни «Золотые купола».
          Руководитель хора  Вячеслав Александрович обладает незаурядным голосом и совершенствует своё мастерство. Талантливо работая с хором, он продолжает учёбу по своему профилю и одновременно преподаёт студентам.
               С песней душа растёт.
            Коллектив хора- это одна семья. Праздник какой, юбилейная дата-душа всегда открыта и всегда с бодрой, а иной раз с озорной песней и частушкой. Особенно это проявляется в ежегодных Отчётных концертах, когда коллектив представляет новые программы. Так накануне  2022 года с блеском прошла программа концерта «Песня- душа народа».
Не всяк весел, когда человек поёт.
 По болезни или другим причинам медленно, но некоторые оставляют хор.
 До сего времени в воспоминаниях об Ирине Захаровой живут песни в её исполнении «Я на горку шла» и романс «Красная роза».
            Рождается человек с «Колыбельной» песней и уходит в мир иной с Отпеванияем в храме.
Николай Добронравов так это выразил:
-И пока жива Россия,
Вместе петь и плакать нам.
                Подмосковье.   Пос. Медвежьи Озёра. ДК
               


Рецензии
Уважаемый Геннадий Алексеевич!
Здесь скорее речь не о песне, а о Вашей судьбе -
человеке, посвятившему себя служению Отечеству..
Первое призвание - учителя, Вы уже заслужили!
Второе - адаптация после Кубани и Забайкалья..
Трудно остаться в одиночестве, если есть "Золотые
купола"!
" Сюда приходят люди не ради препровождения времени,
а наслаждаться искусством"!..
или:
"Не всяк весел, когда человек поёт"..
Удачи вам!
С уважением

Валдис Хефт   13.04.2024 04:00     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.