4. Странная исповедь

 

- Я думаю, что, работая в этом здании, вы знаете, кому оно принадлежало раньше?
Нелли кивнула.
- И слышали историю о таинственном исчезновении сына помещика?
Женщина подалась вперёд, достала градусник мельком глянула на него и заговорила:
- Тадеуш Станиславович, а давайте мы отложим наш разговор. Тут надо срочные меры принимать. Температура-то критическая.
- Я буду краток. Но, прошу, выслушайте меня. То, что я расскажу не для ушей всяких посторонних. Я-сын того самого слуги панича Збигнева.
У Нелли пропал дар речи. Что же тут происходит, что за последние два дня только и слышит о давно минувших днях.
А старик, откашлялся и продолжал.
- В ту ночь Збигнев со своим верным слугой, моим отцом, пока пан спал после буйно проведённой ночи, перенесли оставшееся золото, драгоценности, несколько картин, в подземный ход. А он был немаленьким: тянулся от дома к костёлу, да и в сторону поместья пана Мусовицкого. Отец рассказывал, что ходы соединялись. Но мне не довелось самому созерцать, так как в одном месте во время войны попал снаряд и ход обрушился. Так вот, когда сокровища были спрятаны, панич набросал схему и передал слуге, взяв с него клятву, что ни при каких обстоятельствах, тот не раскроет тайник никому постороннему, только родным Ширина. А из родных были только сам Збигнев и его мать Амелия. Панич, как бы предчувствовал, что жизнь его скоро окончиться, велел слуге под покровом ночи исчезнуть и затаиться на время. Уговорились, что через какое-то время встретятся в Варшаве. Однако у отца тут остались неоконченные дела, у него была тут возлюбленная девушка, не мог он уехать и не увидеться с ней. Когда после пьянки у пана Ширина наступило отрезвление он не увидел своего богатства, то вышел из себя, в полном смысле этого слова. В порыве гнева он вместе со своим управляющим напали на спящего парня и убили его. Они перетащили тело и забросили в колодец в тот, который находиться около костела. Всё это делалось в тайне от слуг через подземный ход. О нём ни одна душа до тех пор не знала. Вернее, о том, что он есть,  знали, но где в него вход, не знал никто. Отец  мой всё это видел, но помочь не мог Единственное, что он смог сделать, так это унести оттуда ноги.
Некоторое время он скрывался у своей девушки. А потом, когда узнали, что Ширин скончался, вместе с ней подались подальше от этих мест.
- Но почему он не отдал схему хозяйке?
- А потому что боялся, что ему пришьют убийство панича Збигнева.
- И что же произошло дальше?
- А дальше началась война. У них, у родителей, был уже я. Деньги, которые отец получил от панича Збигнева, вернее, золото, закончилось, так как родители не экономили на расходах. После войны добрались в Варшаву узнали, что пани Амелии давно нет в живых. Нас там никто не ждал, и мы с семьёй вернулись обратно в Беларусь. Жили недалеко от этой усадьбы. Родители работали в колхозе. Перед смертью отец рассказал мне свою историю и передал схему спрятанного клада. Сам он ни разу не предпринял попытку изъять эти сокровища. Когда я спросил у него,  почему он этого не сделал, то ответил, что за это пролита кровь людская, а он не хочет, чтобы хоть как-то себя в ней замарать.
Я взял на себя это тяжкое бремя быть хранителем чужой тайны. Всю жизнь во мне боролись два чувства: найти и забрать золото себе и жить в тепле и достатке всю оставшуюся жизнь, а не прозябать в этой халупе. И второе чувство – это найти и передать государству. Я знал, что мне перепадёт от этого какая-то часть. Вот так и жизнь моя подошла к логическому завершению, а я никак не выбрал, что мне делать. Сегодня я с чистым сердцем передаю эту карту сокровищ вам, Нелли Петровна. Только вы уж постарайтесь, найдите этим сокровищам применение. Не глупите насчёт государства. Что оно творит с нами с народом, прекрасно видите и поэтому мой вам совет: используйте всё для себя. Жаль, что я раньше не додумался передать эту бумажку вам. Может в поисках был бы и я, чем-то полезен, а теперь вот лежу уже на божьей постели.
Старик дрожащей рукой достал из-под подушки тщательно завернутый рулон и сунул в руки обескураженной женщины. Нелли хотела что-то возразить, но старик вытянулся в своей постели пару раз выдохнул из себя воздух и тихо отошёл.

продолжение http://proza.ru/2021/10/17/642


Рецензии