Анатолий Козлов. Против течения идти нелегко
Против течения идти нелегко
3:19. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред
Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
3:20. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам
Идти против течения – стоит труда. Особенно, если это течение самой жизни. Той жизни, в которой в последние времена большинство людей не только идёт в ногу со временем, но и стремительно несётся вперёд, обгоняя «конкурентов» и соплеменников, принимая состояние суеты как естественное, «обыденное». И в этой суете человек не замечает главного.
Вот нам уже и по телевидению передают прямую трансляцию из Иерусалима о схождении Благодатного Огня на Гробе Господнем! А всё те же кричат упорно: попы, мол, дурят вас! Да Бог вам судья... А в новой книге Натальи Советной есть свидетельства автора, видевшего всё это своими глазами. С этого чуда, с очерка «Давай зажжём Иерусалимскую свечу» начинается разговор читателя с автором.
Книга Натальи Викторовны Советной «Угадывай любящим сердцем» – это не просто взгляд на нашу жизнь человека, который посреди всеобщей суеты и гонки, вдруг остановился и задумался. Это книга человека, нашедшего в себе силы пойти против устоявшихся «удобных» мнений, порочных «народных» обычаев, против «так все живут» и т. п.
И прежде всего это выражается в отношении к отечественной истории. Кстати, по отношению к русской истории можно сразу определить, кто перед вами: подлинно русский человек или типичный «этостранец». Этостранца сразу же выдаёт интонация – насмешливо-пренебрежительно и отстранённая, когда он берётся рассуждать о перипетиях родной истории.
Когда я слышу, как нашего святого мученика Царя Николая II называют «Николашкой», я сразу вспоминаю легенду о Хаме. Обычно мы говорим о хамском отношении или поведении, как правило, имея в виду нечто грубое, нечистоплотное, невоспитанное, словом, что-то из народных глубин. В действительности – это далеко не так. Я позволю себе в двух словах напомнить ветхозаветное сказание о Ноевом ковчеге.
Давным давно, ещё до Всемирного потопа, мир людей настолько погряз в грехах и разврате, что Господь решил очистить землю водой. И начать всё с белого листа. Лишь единственный праведник удостоился Божиего откровения узнать, что грядёт потоп – Ной. Ной выстроил ковчег, погрузил на него своё семейство (восемь душ), зверей – каждой твари по паре и таким образом спасся сам и спас свою семью с земной живностью.
После потопа ковчег пришвартовался на горе Арарат, где его останки покоятся и доныне. А дальше следует история про Хама – поскольку этот персонаж один из сыновей Ноя. Вот как о том вещает первоисточник: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего»(книга Бытия глава 9, главы 21-23)
Как видим, Хам вовсе не выглядит грубым, неотёсанным мужланом. Нет, он скорее претендует на некую утончённость и элитарность, забывая при этом, над кем собирается посмеяться. Над собственным отцом, над собственной историей, над собственными традициями. Ведь Господь помиловал Ноя и его семейство именно за то, что они помнили веру и традиции своих предков, в то время когда всем остальным уже было на всё плевать.
Эта та самая хамская «утончённая» элитарность, что так явственно проступает в слое нашей «образованщины», внешне по-европейски лощёной, а внутри также двуличной и лживой, смердящей нравственными нечистотами. И в своём повседневном соглашательстве мы не так-то далеко ушли и от них и от древнего «интеллигента» Хама.
Пренебрежительное отношение к собственной истории и, в частности, к святому мученику Николаю II Романову – прежде всего проистекает из незнания как самой истории, так и подлинной биографии Николая Александровича. Впрочем, одного факта мученической смерти семьи Романовых для нормального человека вполне достаточно, чтобы хотя бы не ёрничать и относиться с уважением к их судьбе – это как минимум. А, как максимум, повод задуматься – что же послужило причиной для такой жестокой расправы? Но доморощенные хамчики продолжают распускать слухи и грубо сплетённые сплетни о «прегрешениях» святого Царя, не замечая даже, что сплетни эти опровергают одна другую. Не говоря уже о том, что они опровергают реальные исторические события. Но «образованщина» тем и сильна, что «...мы Истории не пишем (не слышим – А.К). А вот о том как в баснях говорят...».
Чтобы встать на защиту родной истории, на защиту святого мученика Николая II и его семьи с их верными до гроба друзьями и помощниками – надо обладать мужеством. И это качество явно присутствует у автора повести «Тайна русского Царя» Натальи Викторовны Советной. Её рассказ о постижении смысла событий столетней давности, думаю, во многом автобиографичен, во всяком случае – с духовной точки зрения.
Но этим материал книги не исчерпывается.
Далее пытливый читатель найдет несколько статей о культурном и безкультурном употреблении алкоголя, с экскурсом в историю не только недавнюю, но и древнюю. Вы узнаете, что, и, главное, для чего пили древние греки и иудеи. Удивитесь, насколько эта пагубная привычка укоренилась в нашем некогда совсем непьющем народе.
Помню, как-то летом на даче после бани мы с соседом, «по старинной традиции», сели выпить по рюмочке. Ну, естественно, и разговор наш коснулся застольной темы. Помню – сосед совершенно невозмутимо сообщил мне, что начинает каждый день с «полтинника», т. е. рюмки водки. И каково же было его удивление, когда я сообщил, что практически никогда по утрам не пью – ни «после вчерашнего», ни просто так. Что я, порой, неделями не пью спиртного, а в посты и вовсе стараюсь удерживаться от этого «удовольствия», хотя, признаться, не всегда получается. После нашего разговора мы целый день ходили удивлённые, я – от откровений соседа, а он – от моих признаний. И у обоих в головах, вероятно, вертелась одна и та же мысль «Надо же, и такое бывает!», только вектор её действия был противоположный.
Главы в книге Натальи Советной посвященные весьма деликатной теме – супружеской верности. Кто-то опять махнёт рукой и закатит глаза, дескать, ханжество! Но, это всего лишь удобная формулировка, для оправдания собственной несостоятельности. Глядя (исключительно из профессионального любопытства), как в современных сериалах замужние женщины кочуют из одной постели в другую, а незамужние (ещё не побывавшие замужем) и вовсе меняют партнёров как прокладки, которые сыпятся на зрителей из рекламных роликов, словно снежные хлопья зимой, невольно приходишь к мысли, что создатели таких сериалов очень прилежно выполняют чей-то заказ, весьма щедро оплачиваемый. В современном мире всё меньше остаётся супружеских пар вообще (сожительство не в счёт) и – в частности – проживших вместе с одним и тем же супругом, но лишь очень немногие, заключившие брак не по одному разу, соглашаются, что это и есть счастье.
Но особая глава в этой книге – о творчестве и биографии большого русского поэта Игоря Николаевича Григорьева.
Игорь Николаевич Григорьев встретил войну в 1941 году на родной Псковщине, ему тогда не было и восемнадцати лет, и как серьёзный поэт он начал складываться в военное лихолетье. Вряд ли кому-то придёт в голову спорить, что ничего страшнее и античеловечнее войны – нет. Тем более интересен феномен, когда пройдя военные невзгоды русская культура рождала высокохудожественные, образные, глубоко философские литературные памятники. Будь то «Слово о полку Игореве» или «Повесть о Евпатии Коловрате», «Полтава» Пушкина или «Бородино» Лермонтова, стихи Константина Симонова, «Василий Тёркин» Твардовского.
И этот сложный, но истинный пафос характерен для любого русского воина вне зависимости от его статуса и даже образованности.«...Видны эти главные черты, составляющие силу русского, – простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили еще следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства». «И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к Родине», – пишет в цикле «Севастопольские рассказы» о простых русских солдатах Лев Толстой.
У людей, проживающих на российских просторах, такая особенность души, что в самые тяжёлые минуты, когда Родине угрожает опасность, в них открываются лучшие, высокие стороны души.
Весьма трогательны и написаны с большой любовью очерки о родной Белорусской земле. Ещё раз напомнить тем, кто хочет забыть или стереть память о великом подвиге, напомнить вновь подрастающим поколениям историю родной земли. Не ради красного словца, не потому, что тема задевает за живое, а потому, что сердце покоя не даёт. «За два с половиной года немецкой оккупации на территории Городокского района фашисты уничтожили огнём 183 деревни. Тридцать пять из них так и не возродились», – пишет автор.
Пишет автор и о совсем недавнем прошлом. О том, что пережили в молодости, о общей судьбе Белоруссии и России, когда и народ и культура и совместная созидательная деятельность были общие, и судьба одна.
И по духу и по содержанию книга Натальи Викторовны Советной, можно сказать, редкая для нашего времени – книга эта о главном. А это очень важно теперь для нас всех – не забыть главное в нашей жизни.
Свидетельство о публикации №221101700807