Мамонтов Савва Иванович

День рождения Героя

Мамонтов Савва Иванович (3 [15] октября 1841 – 6 апреля 1918), предприниматель и меценат, покровитель искусства.

Родился в г. Ялуторовск, ныне Тюменской области, в семье купца 1 гильдии. Учился в Петербургском горном институте, затем на юридическом факультете Московского университета. Несколько лет жил в Италии, где занимался пением, изучал живопись.

В 1870-х–1890-х гг. его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни; здесь собирались виднейшие русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. и Е. Д. Поленовы, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). При поддержке Мамонтова были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества и ремёсел. В 1885 г. он основал на свои средства Московскую частную русскую оперу (существовала до осени 1904), пропагандировавшую творчество передовых деятелей русского музыкального искусства, утверждавшую новые принципы в оперно-театральном искусстве, реалистический тип оперного спектакля (действенный хор, оформление).

С. И. Мамонтов разбогател на железнодорожном строительстве, был главным акционером общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода и общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов.

В 1875 г. в российском правительстве возник вопрос о прокладке Донецкой каменноугольной железной дороги протяжённостью около пятисот вёрст. Приоритет был отдан Савве Мамонтову. Дорога связывала сеть малонаселённых шахтёрских посёлков с Мариупольским портом. В 1878 г. дорога была сдана в эксплуатацию. Рентабельность акционерного общества «Донецкая дорога» ставилась под сомнение некоторыми современниками Мамонтова, но она окупила вложенные средства и стала прибыльной.

«Бывшая Донецкая каменноугольная железная дорога представляла собой не имеющий аналогов в мире пример густоты железнодорожной сети на единицу пространства, превосходя в этом даже показатели Западной Европы. Вряд ли нужно говорить о значении для страны донецкого угля, особенно в первой половине ХХ века. Без этой дороги промышленное развитие Донбасса было бы немыслимо». – Алексей Вульфов.

Пик деловой активности Саввы Мамонтова пришёлся на 1890-е гг. Рост количества железных дорог требовал модернизации предприятий сопутствующих отраслей. В 1892 г. начало складываться взаимодействие Мамонтова и С. Ю. Витте. Министр финансов предложил Савве Ивановичу поддержать реконструкцию ряда заводов; взамен ему были обещаны выгодные концессии на строительство новых дорог. Савва приобрёл или взял в аренду несколько предприятий, включая Невский завод, выпускающий паровозы, Николаевский металлургический завод в Иркутске, несколько чугунолитейных и горнодобывающих предприятий в Иркутской губернии, возвёл вагоностроительный завод в Мытищах и другие. Целью и идеей Мамонтова было объединение всей производственной цепочки, создание крупного промышленного и добывающего комплекса. Это позволило бы ему в своих проектах не зависеть от поставщиков и лучше контролировать качество. Савва Мамонтов одним из первых в русском предпринимательстве начал выступать за независимость России от импорта.

Одной из идей Саввы Мамонтова стало строительство Северной магистрали. 2 декабря 1893 г. он отправил Витте записку о значимости Русского Севера для страны и важности прокладки Архангельской железной дороги. Уже в начале 1894 г. Сергей Витте пригласил Савву и других экспертов по транспортным вопросам в поездку на Кольский полуостров. Целью экспедиции были выбор места для возведения порта на Мурмане и изучение вопроса о прокладке железной дороги через Карелию. Участники маршрута двигались поездом до Вологды, затем перемещались по реке, плыли от Котласа до Архангельска. В том же 1894 г. Мамонтов получил концессию на продление железной дороги от Вологды до Архангельска.

Прокладка этой дороги оказалась первым в России опытом железнодорожного строительства в условиях Крайнего Севера и была сопряжена с серьёзными проблемами. Насыпи размывались, технику засасывало в болота, предприятие испытывало постоянную нехватку рабочей силы – среди болота и тундры отсутствовало население. Часть дороги приходилось временно устраивать на сваях, отсутствовала связь. Несмотря на это, уже в 1898 г. было открыто движение на постоянной основе по Вологодско-Архангельской линии.

Одной из новаций Саввы Ивановича, применённой при этом строительстве, стало проведение узкоколейки – в условиях Крайнего Севера эта технология использовалась впервые. По расчётам Мамонтова, скорость движения в пути при этом не снизилась, зато строители сэкономили на прокладке путей и облегчённой конструкции вагонов. Внедрение узкоколейки позволило на 20 процентов увеличить грузоперевозки. Для привлечения людей, готовых работать на Севере, Савва возводил жильё для рабочих и специалистов и сооружал железнодорожные объекты. Называя себя «врагом всякой роскоши», Мамонтов одновременно подчёркивал, что «здесь, на дальнем Севере, где цинга и тундра, никаких радостей жизни нет, хорошее жильё – неизбежная, необходимая приманка для хорошего персонала».

На северных объектах Мамонтова строители и железнодорожники получали более высокую зарплату, чем на аналогичных предприятиях в средней полосе России. При прокладке участка Вологда – Архангельск рабочим платили полуторную или двойную зарплату. Инженеры получали 150–200 рублей; жалованье главного инженера составляло 450 рублей. Савва Иванович пытался исключить на своих объектах коррупцию и воровство. Он не только внедрил схемы контроля при исполнении решений, но и ввёл систему материальной заинтересованности специалистов в своевременной сдаче объектов. Инженеры получали премии как за качество работы, так и за «гуманные отношения с рабочими».

Протяжённость линии Вологда – Архангельск составила 596 вёрст. Сметная стоимость превысила 23 000 000 рублей. К моменту открытия на линии было задействовано около 50 паровозов, 30 пассажирских вагонов разных классов, 500 товарных вагонов и грузовых платформ.

Предприятия, приобретённые Мамонтовым в 1890-х гг. в рамках формирования транспортно-промышленного комплекса, нуждались в реконструкции. Их модернизация требовала больших капиталовложений. Летом 1898 г. Савва Иванович продал более полутора тысяч акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Петербургскому международному банку и получил ссуду под залог векселей и акций, оформленных на людей из его близкого окружения, включая родственников. Менее чем через год выяснилось, что рассчитаться с кредиторами предприниматель не в состоянии. В это же время были выявлены финансовые нарушения и превышение сметы на строительстве Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Поползшие слухи о финансовых проблемах снизили стоимость акций общества на бирже и привели к недовольству и жалобам акционеров; в том числе на этом основании Министерство финансов инициировало ревизию заводов и железнодорожных объектов Мамонтова.

Проверка выявила, что за счёт железнодорожного общества в период с 1890 по 1898 г. финансировалась реконструкция принадлежавших Мамонтову заводов. Подобные финансовые операции были запрещены законом. Савва Иванович и ранее не скрывал, что у него существует «общность касс»; о переводах денег из бюджета одного предприятия в бюджет другого он, как правило, сообщал на заседаниях правления. Однако в ходе ревизии было установлено, что в бухгалтерской отчётности эти операции не всегда фиксировались своевременно; ситуация усугублялась тем, что на руководящих должностях предприятий, входящих в мамонтовскую цепочку, находились его родственники. 30 июля 1899 г. правление Саввы Мамонтова вынуждено было подать в отставку. На следующий день было избрано новое правление; председателем стал проводивший проверку чиновник особых поручений Павел Сергеевич Хитрово. Пытаясь спасти положение, Мамонтов начал продавать имущество, но рассчитаться с долгами не успел. 11 сентября 1899 г. предприниматель был арестован в своём московском доме. Его обвинили в незаконном изъятии из кассы железной дороги крупной денежной суммы и злоупотреблениях при строительстве линии Вологда–Архангельск; удовлетворения требовали и кредиторы.

После обыска предприниматель в наручниках был доставлен в Таганскую тюрьму. Его имущество описали. Близкие родственники и друзья готовы были собрать назначенную следователем сумму в 763 000 рублей, чтобы Савву Ивановича выпустили под залог, но внезапно выкуп увеличился до пяти миллионов рублей. Столь значительную сумму собрать не удалось. Мамонтов провёл в тюрьме полгода. В начале 1900 г. предприниматель был освобождён из-под стражи – ему было предписано до суда находиться под домашним арестом.

Процесс по делу Мамонтова, обвиняемого в злоупотреблениях в обществе Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, проходил с 23 по 31 июня 1900 г. в уголовной палате Московского окружного суда с участием присяжных заседателей.

С просьбой о защите обратились к Фёдору Плевако, с которым Мамонтов был знаком с юношеских лет: они вместе учились на юридическом факультете Московского университета. Плевако построил защиту таким образом, чтобы доказать отсутствие в действиях Саввы Ивановича корысти и снять с дела «уголовный характер». Опросы обвиняемых и свидетелей показали, что акционеры знали о субсидировании промышленных предприятий из «железнодорожной кассы» и не протестовали против действий Мамонтова. Свидетели подтверждали, что Мамонтов не участвовал в биржевых сделках, а предпринимательскую деятельность он, как правило, выстраивал с точки зрения общественной пользы. В суде прозвучало имя Сергея Витте – инженер Николай Гарин-Михайловский показал, что в начале 1899 г. он по представлению Саввы Ивановича обращался к министру финансов с просьбой о выделении государственного кредита на модернизацию невских заводов, но получил отказ. Между тем, реконструкция промышленных предприятий требовала больших капиталовложений, и субсидия со стороны государства помогла бы решить много долгосрочных проблем.

В основе заключительной речи Фёдора Плевако содержался посыл о том, что на скамью подсудимых Мамонтова привела «нездоровая обстановка в русской промышленности». Савву Ивановича решили наказать за деяния, которые при других обстоятельствах могли стать поводом для его «предпринимательского триумфа»:

«Я не возношу на пьедестал Савву Ивановича. Он – не герой, не образец. Но я оспариваю обвинение в том, что он умышленный хищник чужого. Ущербы его ошибок – не плоды преступления. Он погиб от нетерпения тех, кто быстро пожинали плоды его удач, но были слабопамятны, когда пошатнулся подсудимый. <…> Вручаю вам судьбу подсудимого. Судите, но отнесите часть беды на дух времени, дух наживы, заставляющий ненавидеть удачных соперников, заставляющий вырывать друг у друга добро». – Фёдор Плевако.

30 июня суд присяжных на все вопросы о фактах нецелевого использования средств обвиняемыми ответил утвердительно; на вопросы о виновности – отрицательно. Хотя Мамонтов был оправдан по уголовным обвинениям, в отношении предпринимателя были также поданы и гражданские финансовые иски. 7 июля 1900 г. Московский окружной суд признал Савву Ивановича несостоятельным должником, что привело к распродаже его имущества с молотка. Железная дорога и Невский завод были выкуплены государством. Часть акций Мамонтова досталась родственникам Сергея Витте.

Алексей Лопухин, занимавший в 1899 г. пост прокурора Московского окружного суда, утверждал, что стеснённое положение дел предприятий Саввы Ивановича, нехватка финансов, связанные с этим фиктивные операции и переброска денег из кассы в кассу не скрывались им, а происходили «при полной осведомлённости министерств финансов и путей сообщения». Средством выхода из финансового кризиса, переживаемого железнодорожным обществом, стало получение концессии на железнодорожную линию Петербург – Вологда – Вятка. Её предполагаемая коммерческая доходность не вызывала сомнений и вместе с государственными субсидиями должна была решить возникшие проблемы. В том, что по инициативе Витте у Мамонтова была отозвана эта концессия, Лопухин видел крупную интригу.

Приговор присяжных был встречен рукоплесканиями. Присутствовавший в зале заседаний Московского окружного суда Максим Горький осенью 1900 г. писал Чехову: «Видел я Мамонтова – оригинальная фигура! Мне совсем не кажется, что он жулик по существу своему, а просто он слишком любит красивое и в любви своей – увлёкся».

Прижизненные оценки деятельности Мамонтова варьировались в диапазоне от полного неприятия до признания его заслуг перед обществом. Первая мировая война внесла коррективы в оценку деяний Мамонтова. В 1915 г. в газете «Русское слово» появился материал Власа Дорошевича «Русский человек». Автор публикации напомнил, что построенные Саввой Ивановичем Донецкая и Архангельская дороги, ещё недавно воспринимавшиеся современниками как «убыточные, бессмысленные предприятия зарвавшегося купца», оказались артериями, питающими страну. Дорошевич, в частности, отмечал:

«Два колодца, в которые очень многие плевались, пригодились. Интересно, что и Донецкой, и Архангельской дорогами мы обязаны одному и тому же человеку. „Мечтателю“ и „Затейнику“. <…> И вот теперь мы живём благодаря двум мамонтовским затеям. Бесполезное оказалось необходимым. Построить две железные дороги, которые оказались родине самым необходимым в самую трудную годину. Это тот самый Мамонтов, которого разорили, которого держали в „Каменщиках“, которого судили».

Негативный контекст по отношению к Мамонтову начал исчезать после Великой Отечественной войны. Так, летом 1945 г. в Государственном центральном музее музыкальной культуры состоялся вечер памяти Саввы Ивановича. Открывший мероприятие искусствовед А. М. Эфрос, в частности, сказал: «Вспоминая о Мамонтове, невольно вспоминаешь молодого Шаляпина, другие выдающиеся имена. Вычеркните из их жизни С. И. Мамонтова, Абрамцево, дом на Садовой-Спасской, гончарную мастерскую у Бутырской заставы – и вы вычеркнете из жизни очень большие и серьёзные вещи». В послевоенный период по инициативе Игоря Грабаря началось восстановление абрамцевского музея (на его территории с 1932 размещались дом отдыха, а затем госпиталь). В 1950 г. сын Мамонтова, Всеволод Саввич, издал книгу об отце, содержавшую отрывки из воспоминаний Константина Станиславского, Виктора Васнецова и других людей из «мамонтовского круга».

В XXI веке при анализе деятельности Мамонтова упоминается, что его представление о будущем России частично перекликалось со взглядами П. А. Столыпина; при этом уточняется, что ни о какой «геополитической прозорливости» Саввы Ивановича речь не идёт:

«Скорее всего, он действовал, исходя из своей интуиции и обыкновенной логики. Как нельзя все яйца складывать в одну корзину, так и было неразумно все жизненно важные транспортные артерии государства ориентировать только в западном направлении. <…> В случае возникновения военного конфликта, как пророчески предупреждал Мамонтов, пути, ведущие на запад, окажутся за линией фронта. Именно так и произошло в период Первой мировой войны». – М. М. Сидорова. «Великий мечтатель»: судьба и дела С. И. Мамонтова. М., 2007.

Жизненная необходимость для России выстроенного Саввой Мамонтовым северного транспортного коридора выявилась и в ходе Великой Отечественной войны, когда около 40% всей помощи западных союзников по ленд-лизу доставлялось арктическими конвоями в порты Мурманска, Архангельска и Молотовска (ныне – Северодвинск).

Наиболее значимыми итогами градостроительной деятельности С. Мамонтова являются здания гостиницы «Метрополь» и реконструированного Ярославского вокзала в Москве. На берегу реки Вори, в 60 км к северо-востоку от Москвы, в бывшей усадьбе С. Т. Аксакова (c 1843) и С. И. Мамонтова (с 1870), действует Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». На Привокзальной площади Ярославля у вокзала Ярославль-Главный в 2008 г. установлен памятник Савве Мамонтову. Ещё один памятник С. Мамонтову существует в Сергиевом Посаде.


Иллюстрация: Цорн Андерс Леонард. Портрет С. И. Мамонтова. 1896 г. Государственный музей изобразительных искусств. Из открытых источников.


Рецензии
Да, Горький - редкая гадина

Мария Березина   17.10.2021 16:38     Заявить о нарушении
«Буревестник» – не самый мой любимейший писатель. Но особых претензий у меня к нему нет.

Георгий Ермаков   18.10.2021 08:29   Заявить о нарушении
Ну, писатель он средний
Но человек - гадина

Мария Березина   18.10.2021 12:45   Заявить о нарушении