Наталья Советная. Колодец

                КОЛОДЕЦ
О творчестве Валентины Поликаниной
Если цепь златая, унизанная жемчугом и драгоценными кам-нями, приятна для очей, на неё взирающих, тем более приятны кра-соты духовные.
                Кирилл Туровский

Писать стихи в юности пробует едва ли не каждый. (Однако, я не о том, что не всякому суждено стать Поэтом.) Когда пробужда-ется самое высокое, самое божественное чувство – Любви, оно так расцвечивает душу, так преображает человека, озаряя его нетварным  таинственным светом, что он уже не в силах говорить и думать обычным слогом, а ищет те возвышенные, прекрасные поэтические слова, которые (и только они!) способны передать, озвучить волнующие  переживания.  И тогда человек начинает творить  –  сам создаёт лирические строки. Или со спасительным  упоением читает стихи, рождённые поэтами – теми, кому даровано нести святое чувство Любви к людям, к миру, к жизни и Богу, щедро делясь им животворными строками блистательных слов…
 Обо всём этом думается, когда речь идёт о поэзии Валентины Поликаниной. И удивительным образом вдруг обнаруживается пе-рекличка мыслей: «В любви так много всего! Это и полёт, и радость и совесть, и страдание, и крест, и воскресение. Это жизнь, победа над смертью. И это поэзия! Самая великая поэзия – это Любовь…», –  размышляет она в своём дневнике.

Стихи летят издалека,
Чтоб поделиться непокоем,
По небу, строчка за строкою,
Летят стихи издалека.

Они не вскормлены тоской,
В них жизнь, воспетая, как благо.
Летят стихи, чтоб в день-деньской
Вмиг опуститься на бумагу.

Их тайный замысел такой:
В стихах любовь живёт большая –
И наши души возвышает
Над приземлённостью мирской.

Стихи Валентины Поликаниной пронизаны любовью её души, любовью, которая не растратилась, не истлела, не исчезла с годами, а лишь крепла и возрастала. Редкий дар! Поэтесса не только любит, но и сострадает, и мучается, замечая оскудение любви в мире: «Че-ловеки, всего на полвздоха В вас осталось добра и любви!» («Веч-ность в космос дыры латает…»).
Но сама же она даёт ответ на вопрос, почему так происходит:

…Не умеем прощать,
Потому что любить не умеем.
Не умеем любить,
Потому что глядимся в себя.
                («Догорает закат…»)

В кого же, во что вглядывается Валентина Поликанина?  Вчи-таемся в её  стихи и обнаружим, как широк диапазон поэтической тематики: от лирических  до гражданских стихов, от природных за-рисовок до глубоких философских размышлений, от вопросов и сомнений до прочных убеждений, непоколебимой веры.  А как внимательна поэтесса  к Божьему миру, как пристально заглядывает в человеческие души, какой благодарностью к Творцу и  людям изливается её сердце!

Спасибо, поколение отцов,
За то, что вы гасить умели драки,
Перенесли эпохи гордецов,
Болезни, голод, холод и бараки;
……………………………………..
За то, что, видя тысячи смертей,
Вы шли сквозь дым, пожары и ненастье.
И всё ж дошли до праведных путей,
Жизнь горькую свою считая счастьем.
                («Спасибо, поколение отцов…»)

Русский историк и философ Иван Ильин писал: «Европа не знает нас, <…>  потому, что ей чуждо славяно-русское созерцание мира, природы и человека. Западноевропейское человечество дви-жется волею и рассудком. Русский человек живёт прежде всего сердцем и воображением, и лишь потом волею и умом. Поэтому средний европеец стыдится искренности, совести и доброты как «глупости»; русский человек, наоборот, ждёт от человека прежде всего доброты, совести и искренности. Европейское правосознание формально, черство и уравнительно; русское – бесформенно, доб-родушно и справедливо. Европеец, воспитанный Римом, презирает про себя другие народы (и европейские тоже) и желает властвовать над ними; за то требует внутри государства формальной «свободы» и формальной «демократии».  Русский человек всегда наслаждается естественною свободою своего пространства, вольностью безгосу-дарственного быта и расселения и нестесненностью своей внутрен-ней индивидуализации; он всегда «удивлялся» другим народам, добродушно с ними уживался и ненавидел только вторгающихся поработителей; он ценил свободу духа выше формальной правовой свободы…»
 «Славяно-русское созерцание мира» присуще и Валентине Поликаниной: «По-детски светло и отважно На мир этот тёмный смотрю…» («О, детство, ты жизни опора…»). Поэтесса тоже ждёт от людей «прежде всего доброты, совести и искренности»: «Человеку всего-то и надо – Видеть свет в человеке другом!» («Не ушло: взрывы, танки, снаряды…»). Она  «наслаждается свободой своего пространства»:

…Но есть у славянства единство – во взоре:
Единство разлуки, печали и горя.
Войны, пятилеток, долгов, неустоек,
Разрушенных храмов, томительных строек.
Дырявого сита, пустого корыта,
Чумных перестроек и шишек набитых.
Забытых историй «где тонко – там рвётся»
И дерзкой надежды: авось обойдётся!
                («Где царство стояло, теперь пепелище…»)

Поэтесса  «удивляется» другим народам», в «Грузинском дневнике, 2013 г.» она пишет: «…В каждом встречном кроется Тайна Пиросмани…» И далее:

…В небе мыслями парим
И глядим светло и грустно.
Мы сегодня говорим
На грузинском и на русском:
Как любить и не предать,
Сбросить бед веков за двадцать,
Быть родными, сострадать –
И вовеки не расстаться.
                («Тбилиси»)

Воспоминания детства, его свет и тепло, словно человеческое дыхание, без которого невозможно прорасти  торжеству новой жизни.  Безотчётное счастье, неуловимое, волнующее чувство но-стальгии способно удесятерить наши силы, развеять печали, пода-рить радость.  Валентина Поликанина, как  настоящий поэт и остро чувствующий человек не обходит тему щемящих детских воспоми-наний:

О, детство, ты – жизни опора,
Хоть жизнь, как учитель, строга…
Далёкими были просторы
И росными были луга!..
                («О, детство, ты – жизни опора…»)

Недавняя книга Валентины Поликаниной «Под небом нераз-дельным» (Минск, 2016) не случайно начинается стихотворением «Дом детства»:

Он – солнечный дом, а не сирый…
Здесь прошлым исхожен порог.
Здесь слаще всех сладостей мира –
С корицей воздушный пирог.
Здесь запах варенья и пенки,
Здесь дух состязания жив,
Здесь я больно сбила коленки,
Опасный прыжок совершив.
Здесь рифмы, заветные фразы,
Футбол, крик мальчишки: «Лови!»,
Здесь вслух расшифровано сразу
Молчание первой любви.
Здесь смерть и рождение редки,
И вечность – до Судного дня.
Здесь знают все наши секреты
Жильцы, домовая «родня».
Здесь ночью все смыслы уснули,
А утро – открытью сродни.
А в доме, похожем на улей,
Блаженство рассветной возни.

Таким вот сочным и точным словом определила поэтесса ощущение от детских воспоминаний – блаженство! Не к этому ли стремится наша душа? «Мирская дорога – сомненье, разлом и рас-кол. Но память о детстве сияюще непогрешима…» («Домик в де-ревне Орловщина»).
Стремление человека обернуться назад, к детским воспомина-ниям,  может быть объяснимо его стремлением вернуть потерянный Рай, ведь ребёнок считается Ангелом, потому что ему присуща райская чистота, открытость, искренность, незлобливость, всепро-щение, любовь. Вернуться в то  ангельское состояние, всё равно что стяжать Дух Святой и получить Божественную благодать – благо-Дать.  А жизнь  в настоящем – это трудный и тернистый путь:

Век переменчивый злых информаций
Вкривь отражается в каждой судьбе.
Странно: упорствовать и ошибаться.
Страшно: не чувствовать совесть в себе.

Время разбоя в толпе оголтелой,
Золото пряча, считает гроши.
Больно: срывать своё грешное тело –
Словно бинты – с оголённой души…
                («Век переменчивый злых информаций…»)

Преодоление трудностей – это дорога каждого к Богу, это до-рога вместе с Богом : «…Мир закручен на смертной пружине.  К вере, разум людской обратись. Только Бог направляет нас к Жизни,  Только Бог помогает спастись» («Приснившиеся стихи»)
Дороги Валентины Поликаниной протянулись по всей Святой Руси,  исполосованное шрамами её сердце, плачет и поёт: «Я  скучаю по России, Белой-белой, синей-синей, Словно храм, мне ставшей домом, Словно небушко, бездонной…» (Из цикла «Стихи о России»). А в стихах из цикла «Моя Беларусь» белеют такие ис-кренние строки: «Здесь белый снег ещё белее станет, И сердце до-стучится до стихов. <…> Здесь гаснут страсти, утихают споры, И вновь душа свет чистый узнаёт. Земным крестом Успенского собора Возвышено Отечество моё…». Болят шрамы, разрывавшие сердце, но в душе поэтессы Святая Русь нераздельна, как нераздельны над ней и над всем миром Божьим небеса. Потому и названа недавняя книга В. Поликаниной «Под небом нераздельным».

…Звезда литвина, русича и ляха,
Сумевшая умы объединить, –
Сучи кудель, старательная пряха,
Крути-верти взъерошенную нить.
                («Пряха-жизнь»)

В цикле стихов, посвящённых Беларуси, много слов о книге, поэте и поэзии – о чём думается, о том и пишется. Творчество, без которого уже немыслима жизнь, не может не говорить о стихах – стихии души:

Стихи – не просто мастерство,
Кардиограмма настроенья,
Судьбы изменчивой теченье,
Дыханье жизни, естество.
…………………………..
Они не просто словоряд,
В них боль; душа почти нагая…
Стихи, как стол, не мастерят.
Их – как цветы в букет – слагают.
                («Стихи – не просто мастерство»)

Лексикограф Анатолий Бесперстых называет В. Поликанину лучшей среди женщин-поэтов Беларуси, пишущих на одном из гос-ударственных языков – русском, ведь ей присуще особое чутьё на слово. «Оттого-то мне славно, оттого-то мне сладко, Оттого-то мне ново и в мечтах забытьё, Что встречаю я слово, откровенное слово, Драгоценное слово, золотое твоё…» («Поэт»). Богатство языка по-этессы убедительно демонстрирует «Словарь эпитетов В. Полика-ниной». Например, поэт у неё «мудро-мечтательный, к безразличью привыкший», «все поэты – родня»; яблоня – самодержавна, ворч-лива; «юность – подвиг скороспелый»;  «дождь сторожевой»; па-мять – «сияюще непогрешима»; ум и совесть – «бедственно без-гласны»; дни – «стреноженные кони»; Бог – «дыхание жизни»; солнце – «рыжее – как выпеченный хлеб»; Россия – непродажная, непропащая, сострадательно-болезная, по-радонежски торная,  по-саровски чудотворная, куполами позлащённая, покаянная, крещён-ная, неделимая, единая…. (это только в одном стихотворении «Я скучаю по России…»); Родина – светлоосенняя, краснорябиновая, горькополынная...
По частоте использования в поэтической речи определённых эпитетов можно судить о нравственных установках автора, его жизненных векторах. О тональности душевного настроя  Валентины Поликаниной недвусмысленно говорят её слова: белый, большой, великий, вечный, высокий (высший), горний, неземной, горький (горестный), грешный, живительный, золотой, мирской, мудрый, небесный, простой, святой, тихий, чистый (чистейший)… А вот всё недоброе она клеймит чёрной краской, называет чужим, кровавым – боль, дуло, дела, наветы, сплетни…
Высокий нравственный настрой подтверждают строки, звуча-щие как жизненный девиз:

И в страсти, творческом горении
Всех близких сердцу не предать.
И, как на вечность, на мгновение
К родной душе не опоздать.
                («Пусть милость – не простое бремя, но…»)

Надо отметить и  афористическую насыщенность стихов В. Поликаниной, вот лишь навскидку:
–  Прозреть не поздно никогда;
–  Никогда не поздно измениться, Надо только очень захотеть;
  – Мы гибнем от затменья своего;
– Родина, родители и вера / помогают в жизни не пропасть;
–  Родина, родители и вера – Вот твоя основа, человек;
– Поэзия, быть может, выше жизни, эКак воздух…Чтобы жизнь – дышать могла;
–  Один есть долг у всех поэтов –Добрейшим словом мир бе-речь.
 Читая В. Поликанину, ощущая родное (именно родное!) тепло её строк, я всё искала подходящее сравнение к тем волнующим чувствам, которые переживала, и оно нашлось. Если вам, дорогой читатель, приходилось после долгой дороги, продрогшему и изму-ченному, войти в жарко истопленную избу, прижаться к кирпичам белёной русской печи, закрыв в благодати глаза, прислушиваясь к мягкому говору,  доброй мелодии  отчего языка, вдыхая запахи хлеба, молока, варёной картошки … – этого простого уюта, покоя, защищённости – счастья!  –  вы поймёте, что чувствуешь, когда входишь в мир поэзии Валентины Поликаниной.  Но этот мир не только успокаивает, он придаёт сил, а это – главное!

Пойду, осмелевшая, к людям:
Прозревшей душой говорить.
И сердце отважное будет –
Ещё безысходней – любить.
                («Я еду в последней маршрутке…»)

У Валентины Поликаниной  есть замечательное стихотворение «Колодец», оно по смыслу глубокое, как и рукотворный источник живительной влаги, воды не простой – живой, как вечно живое Слово:
 
Добротен, устойчив и плотен, –
Забыв, что в летах и седой,  –
Стоит у дороги колодец
С совсем необычной водой.
Колодцу всегда надо ведать,
Какие у солнца года,
Какие у неба победы,
Какая у века беда.
Он видит огрехи прогресса,
Людей познаёт без труда.
От этого вот интереса
Вода в нём – живая – всегда.

Наталья Советная,
член Союза писателей Беларуси, СП России и Союзного госу-дарства.


Рецензии