Наталья Советная. Где просто, там ангелов со сто

«ГДЕ ПРО СТО, ТАМ АНГЕЛОВ СО СТО…»

Название нового поэтического сборника Валерия Мухина
символично – «Храм». Неслучайно ведь говорят на Руси, что
все дороги ведут к храму? Сама жизнь – такая дорога, неизменный путь к Богу. Сама земля наша – храм. И небо, и церковь –
храм. А самый главный храм тот, который есть живая душа. Кто
строит его? Человек. По образу и подобию Божию… Со своей
свободной волей: любить или ненавидеть, творить или разрушать, жертвовать собой или служить чреву, отдавать или брать,
приумножать таланты или зарывать их в землю… Мы строим
храм своей души, мучаясь, страдая, сомневаясь, преодолевая…
Господь сказал: «В чём Я найду вас, в том и буду судить» (Иустин Философ, свмч. Разговор с Трифоном иудеем. Гл. 47).
Итак, перед нами «Храм» замечательного псковского поэта,
прозаика, музыканта, художника Валерия Михайловича Мухина – русского человека, живущего на Псковской земле.
В земном многоголосном храме,
Под синим куполом небес
Я дирижировал ветрами,
А подпевали дол и лес…
 («Храм»)
Первый раздел сборника так и называется – «Жить на земле», по одноименному стихотворению, которое можно считать
программным, потому что в нём заключена творческая суть Валерия Мухина – упорного строителя храма души:
151
Наверно, болен я болезнью неизвестной,
Когда смотрю в дожди на плачущую даль
И мучаю себя вопросом неуместным:
Зачем ты мне дана, о русская печаль?
Я сам перебирал все древние стихии,
И выбрал для себя и землю, и народ.
Из самой глубины поруганной России
Я верю в чистый звук и в солнечный восход.
У неба не просил иной судьбы и боли,
А с песнею теплей отрада и мечта.
Дурманным мёдом трав, горчащим хлебом, солью,
Душа моя теперь довольна и сыта.
Жить на своей земле, надеясь на удачу,
А благородный труд – всегда мне по плечу…
Я думать не хочу, что можно жить иначе,
Хотя иначе жить я просто не хочу.
 («Жить на земле»)
С этим стихотворением перекликается и стихотворение
«Мой путь»:
…Я пел о небе – чистом и высоком,
Пел о земле, ходил по ней пешком.
В широком поле не был одиноким,
Среди людей я не был чужаком…
Поэт В. Я. Брюсов в своё время убеждённо доказывал:
«В поэзии, в искусстве – на первом месте сама личность художника! Она и есть сущность – все остальное форма! И сюжет, и
“идея” – все только форма! Всякое искусство есть лирика, всякое наслаждение искусством есть общение с душою художника…». Автор «Храма» – личность многогранная, одарённая
разными талантами, среди которых и умение твёрдо стоять на
родной земле, чувствовать её, словно живую, болеть ею, хранить, лелеять:
152
…Как не любить эту землю,
Этот закат и восход,
Поле, и лес, и деревню,
Родину, русский народ.
 («Как не любить эту землю»)
Через всю книгу проходит непростая тема труда, кровно
переплетаясь с тематикой человека-земледельца, русского крестьянства, деревни: стихотворения «Труд», «В родимом гнездовье», «Косьба», «Бревно», «Деревня Гнездово», «Весенние хлопоты», «Брошенная земля» и др.
Чтобы не скатиться на пафос, на плакатный язык, на дидактический тон, касаясь таких значимых общественных вопросов, нужен не просто талант стихотворца, а талант искренности, правдивости, трудолюбия: «Я иду к восходящему Свету, /
К  русской песне, что слышу вдали… / Ничего благодатнее
нету, / Чем горчащая правда земли» («Лесные тропинки»).
Я не буду роптать на зарплату
И ругать горемычный народ.
Наточу поострее лопату
И вскопаю весной огород.
Богатырскую силу измерю
И от добрых трудов улыбнусь…
Вот тогда я в Россию поверю
И в её вековечную грусть.
Потому что в волшебном потоке
И от самого сердца земли,
Вверх по жилам священные соки
К безнадежному сердцу пришли.
 («Исцеление трудом»)
Одним из самых сложных свойств настоящего человека является его способность дарить душевное тепло («Немного
нежности, немного ласки, / Немного трогательных тёплых
слов…»). Ещё сложнее – любить, и не только близких, родных,
153
но и всякого: «О счастье, думая, о чуде, – / Открыл я в смуте
бытия: / Моё богатство – это люди, – / Мои родные и друзья»
(«Моё богатство»).
Валерий Мухин с таким упоением, светлым чувством пишет
о людях, земле, родине, жизни, словно задушевную песню заводит. Певец, музыкант на сцене, он и в поэзии не расстаётся с
песней: «Я с Небом и Землёю – заодно, – / Созвучье насыщающего хлеба. / Я – музыки звучащее звено, / Поющее любовь
Земли и Неба» («Проводник»).
Многие произведения «Храма» звучат голосом русской песни:
Вы не дуйте, буйные
Ветры, в чистом поле,
Не метите с вихрями
Горючей недоли.
Не дышите, чёрные,
Печалью да горем,
Не гуляйте, пьяные,
По родным подворьям.
Изболелась душенька,
Ослабело тело.
И так-то подворьюшко
Пустым-опустело.
Заросло широкое
Лебедой-травою,
Алыми цветочками,
Дикой муравою.
Все цветы алёхоньки,
А один алее,
Все друзья милёхоньки,
А один – милее.
 («Русская песня»)
Будучи прекрасным художником-живописцем, Валерий Мухин мастерски подмечает и сохраняет красоты родного края
не только на холсте, но и в стихах. И я даже немного опасаюсь
154
характеризовать эту сторону его творчества, так как лучше мудрёных прозаических слов её раскрывают поэтические строки,
аромат которых, и сладкий, и горько-горестный, кажется, ощущается всеми фибрами души: «Родное», «В северной светёлке», «Сад», «На рассвете», «Любятовский пейзаж», «Во
поле берёзонька стояла», «Красота», «Земля и море», «Проказы весны» и др.
…Здесь неподдельны голоса,
Нетленны и слова, и краски,
И не пропали чудеса
Непрекращающейся сказки.
И только здесь они даны
В гармонии и совершенстве.
И под началом тишины
Душа купается в блаженстве.
И только здесь, где корни все:
В деревне, в поле, в перелеске, –
Живёт зима во всей красе,
Во всём величии и блеске.
 («Деревенская зима»)
Известный поэт, лауреат государственной премии России,
профессор Литературного института им. А. М. Горького Владимир Андреевич Костров, давая оценку поэтическому творчеству Валерия Мухина, отметил, что его стихи «лишены столь
модного ныне лукавства и суемудрия. В них живут столь любимые Пушкиным простодушие и пасторальная ясность, что возвышает душу русского человека, постоянно сотрясаемую судорогами властных модернизаций. Следование традиции внятного лирического письма в наше время является даже некоторым
вызовом, вызовом эстетическим и жизненным». Думается, что
к этим словам следует добавить одно из любимых выражений
святого Серафима Саровского: «Где просто, там ангелов со сто,
а где мудрено, там – ни одного!».
155
Да и откуда же взяться в «Храме» Валерия Мухина лукавству, если он наполнен до краёв русской музыкой, душевным теплом, болью и состраданием – благодатью Божьей? Говорит ли
он о женщине – с ласковым почтительным восторгом, о Родине – со щемящей печалью исстрадавшегося сердца, о Господе – с
искренней верой и благодарностью, о времени – с философской
мудростью…
За счастье тихое – дышать,
Благодарю отца и мать,
И за возможность слышать, видеть,
Мечтать, любить и ненавидеть…
Чтоб музыку расслышать в звуках,
Стихи вынянчиваю в муках.
Чтоб таинство увидеть в красках
И на холстах оставить в сказках.
По жизни я идти хочу
Подобно светлому лучу:
Везде, всегда и всем светить
И тайно каждого любить.
А если что и ненавидеть,
То только так, чтоб не обидеть.
За каждодневную зарю
Я Господа благодарю.
И в эту явь, и в этот сон,
Я заколдован и влюблён.
 («За счастье тихое»)
«Храм» Валерия Михайловича Мухина состоялся: псковское солнышко глядится в его чистые прозрачные окна, возносятся к небесам золочёные купола со сверкающими крестами,
колокола звучат на все лады…
2017


Рецензии