Веданта-сутры. Глава II. Раздел 4. 270-291

Глава II. Об отсутствии противоречий

Раздел 4

с санскрита

II.4.1 (270) И ещё так как все виды пран порождёны Брахма́ном.
II.4.2 (271) И другой путь рожденья, побочный, не может быть дан им.

II.4.3 (272) И ещё так как слово «Тат» («То») называется первым
В свя́зи с пранами, а этим словом указано [верно

То, откуда] исток их. II.4.4 (273) И также поскольку, [отмечу],
Элементы (огонь и другие) предшествуют речи.

II.4.5 (274) Оппонент говорит, что семь пран есть — семь органов [чувства],
Это ясно из текстов Писаний Священных: [искусство

Они нам предъявляют их счёта] и перечисленья.
II.4.6 (275) Но помимо тех пран упомянутых есть в дополненье

Ещё руки и прочее; и так как в том нет сомнений,
Не должны полагать мы, что пран только семь [как явлений].

II.4.7 (276) И они (чувства и их размеры) малы [в опознанье].
II.4.8 (277) Наилучшая прана (главнейшее жизни дыханье)

Также происхожденье ведёт из Брахма́на. II.4.9 (278) Та прана
Есть не функция чувств и не воздух; для праны той да́ны

Описанья особые [в Шрути]. II.4.10 (279) Она в подчиненье
Состоит у души, как глаза, ведь о ней [как явленье]

Наряду и с глазами, и прочими [центрами чувства]
Учат [Шрути в своих рассужденьях на грани искусства],

И по прочим причинам. II.4.11 (280) Поскольку она инструментом
Не является (так как нет органа, что резидентом

Выступал бы её), возраженье о том, будто прана
Есть души инструмент, не оправдано, [в сути — обманно],

Потому что в Писанье Священном о том говорится,
[Что она вовсе не инструмент, и наш долг — согласиться].

II.4.12 (281) О ней учат как сущности [некой], пребывшей [от века]
Средоточьем пяти элементов, как ум [человека].

II.4.13 (282) Эта главная прана, [как прочие], крайне ничтожна
По размерам своим — она с атом размером. II.4.14 (283) Надёжно

Руководство огня и других [элементов]  над телом,
Так как то утверждается в Шрути. II.4.15 (284) Не божьим уделом

Назовём наслаждение мы, но души полномочьем,
Так как органы связаны с тем, что вершит ими; [впрочем],

И об этом рассказано в текстах Священных Писаний,
[И всё это уже было раньше изучено нами].

II.4.16 (285) И поскольку душа постоянно [присутствует] в теле,
То она, а не боги, блаженство вкушает [на деле].

II.4.17 (286) Они (прочие праны) суть индрии, за исключеньем
Лучшей, главной из пран, [а она пребывает явленьем

Не из области чувств, не из индрий] — так сказано в текстах
Из Священных Писаний, [и спорить нам с тем неуместно].

II.4.18 (287) И поскольку Писанья Священные то утверждают,
Что та прана — особая, [с всеми её различают].

II. 4.19 (288) И поскольку отличия есть среди их атрибутов.
II.4.20 (289) Сотворение форм и имён [на познанья маршрутах]

Производится Тем, Кто творит триединые «тканья»
(Потому что тому обучают нас Книги Писанья),

Создаёт элементы троичные, три компонента
[Выступают едино в них как три свиты́х элемента].

II.4.21 (290) Плоть и всякая [сущность телесная] по утвержденью
Текстов Шрути своё из земли ведёт происхожденье;

То же скажем и в случае двух мы других элементов —
И огня, и воды. II.4.22 (291) Но поскольку в конкретных моментах

Элемент или тот, или этот в них преобладает,
То субстанцией разной [по плотности] их называют.

Перевод – Дмитрий Рагоза
Комментарии – Евгений Иванов, Лариса Баграмова
Рифмовка – Лариса Баграмова


Рецензии