Побег из Алькатраса
Уже, будучи тяжело больным, посмотрев на только что купленном видике новый фильм Дона Сигела, великий гуманист, автор рассказа «Стена» товарищ Сартр сказал свои последние слова: «Счастлив тот человек, что удрал из тюряги и прорвался за пределы существования. Нет ничего прекраснее акта освобождения».
Картина, до корней потрясшая философа, начинается на зависть лихо. В ненастную погоду на остров Алькатрас, в тюрьму для особо опасных преступников завозят новичка-рецидивиста Морриса (Иствуд). Он прославился на всю Америку как одинокий бегун, способный чудесным образом испаряться из каких бы то ни было мест заключения, покидать камеру, минуя замки и решетки.
Здесь стоит отметить, что буря, бушующая в экспозиции, затесалась в фильм не просто так. Еще со времен Робинзона Крузо она символизирует разрыв с прежним строем бытия. Как владелец плантации (также имевший опыт утечки из плена) из книжки Дефо освобождается от собственности и корыстных замыслов, приспускаясь вниз по лесенке эволюции, так и герой Клинта Иствуда формально освобождается от прошлой жизни, символически подвергаясь насильственной сансаре. Подрывателя каменных порядков, ярого противника закрепощения, раздевают донага и в таком неприглядном виде проводят до клетки. В новом инкубаторе бегун Моррис обязан обернуться в робу узников Алькатраса (симпатичная рубаха + светлые штаны) и начать жизнь с чистого листа (надежды цепных псов напрасны, ибо жив анамнезис в душе Морриса – воспоминания о прошлой жизни не под силу отнять даже сторожу). Изъятые вещи из прошлых тюрем помещаются в камеру хранения на вечность.
Новичок постепенно обживается и самолично знакомится с иерархией заведения (не хочется говорить «Закона»). В гордом одиночестве на вершине стоит директор-босс – жестокий тиран, сторонник стального обскурантизма, противник всякого творчества и органического развития. Образ рисован мазками, клишировано, однако на высокое качество картины сей «недостаток» не влияет. Ибо на первом месте в фильме Сигела расположено действие, победоносный акт освобождения, а не психология. Окарикатуренный начальник – основной протагонист Морриса (и его товарищей впоследствии), монструозный враг по ту сторону клетки и посему недосягаемый для узников, общение с которыми осуществляется опосредовано через туповатых надзирателей, выступающих послушным орудием произвола, исполняющим суровые приказы (вроде запретов на чтение и живопись), поступившие сверху. Роль внутреннего врага играет озлобленный зэк-содомит. Его сокрытая порочность отражается в наглядной хромоте.
Привычный к тюремным казусам герой Клинта Иствуда знает, что если есть тьма, должен быть свет. Не отчаявшись, не озлобившись, он потихоньку обживается товарищами – художником, разносчиком образования, артистом Латмусом, плотниками, имевшими опыт побега, и иными представителями творческих (созидательных) профессий, а также несмелым Баттсом.
Зачастую узник в тюремном фильме предстает как человек, лишенный прошлого. Личные дела и биографии зэков зрителю недоступны. От ротозея скрывают скелетов в шкафах персонажей. Ужас не должен отвлекать от эмпатии. Создатели фильмов-побегов по-своему гуманны – они напоминают, что под/над замком сидят прежде всего люди, среди которых, правда, есть упыри и герои.
Посему добро и зло, как два противостоящих друг другу полюса, конструируются на наших глазах. Ключевая оппозиция фильма Сигела – не битва власти с подвластными, а разногласие добра как творческого, легкого, как движение кисти по холсту, освобождающего начала и зла как начала деструктивного, воплощенного в малоподвижных конструкциях-барьерах, вроде скалы (на которой, вопреки просьбам начальника тюрьмы, растут цветы), решеток и стен. И неважно, что добро рядится в тюремную робу, а зло – в пиджачок и галстук. Финал (который Роджер Эберт слегка пожурил за незрелищность) этой полезной картины сообщает, что все не то, чем кажется; мир полон обмана и тайны, а дух веет, где хочет.
Свидетельство о публикации №221101801007