Как они выгоняют старперов. Часть II

Краткое изложение части первой: автор, то есть я, много лет проработал в Институте биоорганической химии, считая себя патриотом как этого учреждения, так и российской академии. С новым директором, академиком Александром Габибовичем Габибовым, отношения были хорошие, однако глубочайшее разочарование пришлось испытать, ознакомившись с переменами в замдиректорском корпусе. Увы, подумал я, перспектив нет. Вероятность конфликта очень высока (а я очень не люблю вообще никакие конфликты), а уж как он, конфликт, с вышестоящими может закончиться? Понятно, что плохо. Поэтому я передумал принимать щедрое предложение Габибова защитить докторскую - с прицелом на заведование лабораторией, ответив, что я недостоин быть доктором наук (это корректно, так как до сих пор не решил поставленную перед собой задачу), и предпринял следующие меры: сказал стать завлабом молодому ученому, перестал приглашать к себе людей в аспирантуру (аспирант - не игрушка, надо за него отвечать), а также решил, что в таких делах нужна открытость, поэтому стал писать в Фейсбуке немалую часть из виденного в Институте. Однако думать, что все как-то уладится. И тут немалую надежду испытал в связи с приходом в Институт академика Ольги Анатольевны Донцовой, которой был страстно восхищен однажды после ее выступления. Но оказалось, что хотя она и в самом деле наделена массой достоинств, но (простите, женщины) чересчур доверчива при общении с некоторыми другими мужчинами, поэтому мое предложение бросить все свои темы и - не требуя ничего взамен - заниматься тем, что она сочтет подходящим... - не нашло отклика. Габибов был поставлен перед требованием от меня избавиться и, некоторое время поколебавшись, решил совершить очередное увольнение старпера, благо к этому располагала необходимость выполнения майского указа о повышении средней зарплаты научных сотрудников. И здесь как раз и суть моей претензии. Ну вот ты директор, ну захотел избавиться, ну и почему нельзя нормально это сказать, чтобы все было без скандалов, зачем подлости? Человеку же надо довести своих проекты до какого-то этапа, а поиск нового места - особенно для старпера - легкое разве дело? Да сама работа по ликвидации даже мелкого подразделения вроде моей группы очень существенна, это никак не меньше двух месяцев. И вот - после разговора с Габибовым, когда он выдвинул некоторые странные условия вроде поездки в США, но обещал продление на год перед "до свидания", вдруг секретарь отказывается принимать документы, какая-то дикая чушь вроде обвинения меня в их подделке, всякие прочие вопли и наезды... Зачем? Правда, некоторые люди предлагают рациональное объяснение: это все часть эффективной кадровой политики, потому что провоцирует неугодных писать заявления по собственному, а лучше этого администраторам ничего и желать не надо.


Итак, 17 октября 2019, Кадровая Комиссия. Прикольно, что ее члены - авторитетные люди, через одного академики РАН - в этот раз сидели как пустые попки, ведь администрация уже отменила конкурс, голосование же, в целом предрешенное, служило для нее подстраховкой. Я же хотел, раз уже все потеряно, использовать заседание как трибуну для заявления протеста против ***ни. Но в один день передумал, решив узнать, а не изменится ли что-то, если я буду себя вести смирно? Тем самым проверить экспериментально, что члены комиссии люди уважаемые, заботящиеся о своей репутации людей независимых, так им и нет особого смысла голосовать против безобидного ветерана, по показателям середнячка. И я предельно честно рассказал о себе и о том, что хотел бы я делать, если Габибов все-таки решит выполнить обещание и дать еще один год. И тогда, и очень долго после меня распирало от гордости, что я в очень сложной для себя ситуации пошел на такое - на тестирование гипотезы! Увы, потом это перешло в грустнейшее расстройство - я поступил слишком жестоко по отношению к самому себе. Надо было все же ругаться. А так... ну каково понять, что большинство членов Комиссии - каннибалы, лично заинтересованные в том, чтобы как можно больше уволить сотрудников, ведь так высвобождаемый премиальный фонд перетекает в пользу оставшихся, то есть их самих среди прочих....; И каково напрочь лишиться прежних авторитетов? Узнать, что прежде вызывавший восхищение остротой своего ума академик Лукьянов уже где-то наполовину превратился в тухлого ретрограда*? ;

И вот уезжаю к больному отцу в чувствах, насыщенных смятением. По отношению к Габибову - (да, это правда) восхищение. Это его полная победа, он это умеет. Аморально,но гениально. Ничего не потеряв, так все вывернуть, что расправа с человеком для всего местного сообщества, а даже и для него самого выглядит как проявление заботы! Он пообещал, что возьмет к себе на грант (!!!) - ну ведь в самом деле очень мудрый человек...

Да и я тоже молодец, замечательно исследовал механизм увольнения. Опыт на себе прекрасно удался... Но только вот что же теперь делать-то? Как бы я ни относился к некоторым ее членам, но решение Кадровой комиссии все же приходится уважать. Не нужен такой старший научный сотрудник с такими-то статьями и перспективами, так и есть. Самым правильным в такой ситуации было бы повеситься на валиномицине**. Столько лет, столько усилий...; Конечно, так бы я и сделал, но, увы, никакой возможности не было. Ну а как? Семья - трое детей, на родине все больные...
Но что же делать? До конца контракта меньше двух недель... что же далее... если сейчас же уходишь сам, так это немедленный триумф администрации, если по придуманному Габибовым пути - то же самое, только позднее, но при этом Габибов будет еще иметь возможность выносить мозг своими наездами и хвастаться щедростью. В общем, сколько-нибудь удовлетворительного варианта нет. Либо адские проблемы прямо сейчас, ведь я по ошибке сначала сделал вывод, что увольнять не будут, и совсем не готовился к этому, потом решил, что еще есть год. И вот: времени нет и двух недель, а там - что им стукнет в голову? Лишат пропуска, опечатают помещения, разгромят образцы ? Какие у них есть моральные ограничители, тоже, конечно, интересно узнать, но на практике совсем не хочется.
Забрал отца, поместил его в частную клинику, решил, что очень желательно обойтись без каких-либо скандалов, буду любым способом унижаться перед Габибовым, если он оставит хотя бы десятую долю ставки инженера, так и слава богу, а в смысле основного места - уйти, тихо. Раз надо жить дальше - начал искать новую работу, решив, что соглашусь на самое первое конкретное предложение, какое бы оно ни было. Так и сделал. Хотя предложений было не так чтобы много, но по очередности своей они звучали все более лестно, а приходилось отказываться, так что я очень много о себе возомнил, какой я ценный специалист (а эти жалкие ибеховские начальнички не ценят). На самом деле просто тогда была благоприятная конъюктура, в другое время могло бы ничего не получиться...; ;
Но самое главное - не брать ни рубля именно габибовских денег, никаких ЕГО грантов, это все - моральная смерть, причем бессмысленная. ;
И вот тут произошло совершенно чудесное спасение. На 22 октября я был вызван в суд для выполнения гражданского долга в качестве присяжного. Поколебавшись, я все же попробовал взять отвод, сказав судье, что у меня тут увольнение намечается. На это мне было сказано, что на время пребывания в статусе присяжного увольнение невозможно. Ух, это здорово,у меня будет примерно два месяца - днем в суде, а вечерами и по выходным более-менее спокойно все разобрать... приборы, бумаги, образцы.... Вполне! Потом, блин, вспомнил. Договор же срочный, до 31 октября... А что это все значит юридически? Нельзя уволить только до конца договора, сохранение рабочего места на два месяца, или сохранение на разницу 22 и 31 после окончания процесса? Забегая вперед, надо сказать, что правильным является именно последний вариант, но, чтоб он сработал, его нужно довести до Верховного суда. Беременные это сделали, по отношению к ним это так и работает теперь, а присяжные - нет, так что с ними разнобой. Но этого я ничего не знал, да и решил не смотреть никакие законы, оставив этот вариант на крайний случай, все еще не бросая надежду, что как-то договорюсь с Габибовым о хоть чем-нибудь самом минимально допустимом.
Но он, одержав полную победу, решил быть жестким. Секретарша его, добрейшей души человек, решила воспользоваться тем, что он обычно подписывает бумаги без рассмотрения, да и подсунула заявление якобы от меня. На этот раз это не прошло мимо его внимания, а дало повод позвонить мой супруге и порассуждать о том, что он выполняет обещания. И вот смотрю я на эту бумагу... ну вот как? Вот тут 20 тысяч зарплаты, то есть он воспользовался тем, что договор срочный и скоро кончается, что за такое короткое время точно некуда деться - и он хочет, чтоб я согласился на ликвидацию своего подразделения, отказ то есть от своей сущности, на снятие надбавок и так далее - и это все как щедрость!!!
В переписке с ним он заявил жестко, что все нахуй ликвидируется, персонал якобы к нему переводится (конечно, нет). Тогда я поблагодарил его за попытку смягчить увольнение и отнес эту бумагу о суде присяжных. Отнеся, конечно, подумал, а как он на нее отреагирует? Уж насколько я его знаю - он пошлет. Ну, ладно, когда пошлет, тогда и будем думать, что делать дальше. Но я не знал, КАК он это сделает. Дело в том, что наэкономив за счет увольнения научных сотрудников фонд оплаты труда, администрация наняла кучу юристов. Вот им и переслал судебную бумагу. А они - нет чтобы сразу разъяснить свою позицию - начали там что-то мудрить, я и подумал, что все же должны эти 2 месяца сохранить.
И вот, сижу я 31-го, то есть в последний день по срочному договору, в суде, и приходит сообщение от супруги, мол, начальник отдела кадров хочет, чтобы я СЕГОДНЯ что-то там подписал, спрашивает, где находится суд. Я говорю, мол, зачем же этой милой женщине тащиться так далеко, пусть тебе отдаст эти бумаги, я подпишу дома, а завтра ей вернешь. Но потом попросил их сфоткать. А это оказался приказ о решительном нахуй увольнении с 1 ноября, то есть через примерно 8 часов. Вот что за скупердяйство? Почему все же не дали 2 месяца? Так бы я имел право на оплату в суде по уровню своей среднемесячной зарплаты (иначе там; платят какие-то копейки вроде 500 рублей за заседание, что полностью бессмысленно. Ладно, там как раз очень важное для меня условие - сохранение доступа в Институт в течение двух месяцев, надо соглашаться. Но смутил один пункт - мол, я не имею никаких претензий. Это почему они хотят? Да и вообще, зачем я, еще в течение нескольких часов простой сотрудник, должен утверждать приказ самого директора? Тогда я еще не знал, что есть способ - нужно такие бумаги подписывать вот так: "ознакомлен, не согласен". Но тогда это меня все озадачило, я решил, что нужно независимое мнение, и я в первую же попавшуюся юридическую фирму послал запрос, должен ли работник сам подписывать приказ о собственном увольнении. Ответ был, такой, что не обязан... (это в самом деле так). В общем, я сказал супруге оставить бумаги в ИБХ, а, так как оказалось, что 1-го ноября заседания нет, то самому приехать и разобраться с формальностями.
Так и сделал, приехал, работаю, чего-то, думаю, не звонят, то им надо было срочно, то вроде как и не надо. Сели мы с супругой пить чай. И вот: внезапно весь отдел кадров - толпа очень милых женщин - заходит и, не обращая внимания на меня, набрасывается воплями на мою супругу, мол, мы сейчас фиксируем Ваш прогул (хотя вот же она тут и сидит), обвиняют в краже документов и т.п. и т.д. Что за дурдом? Уж я успокоил их как мог, сказал, что вернем мы бумаги, не волнуйтесь, только подписывать я не буду. Ну, говорит, Ваше право - тут они решили, что я собрался судиться, хотя на тот момент я это полностью исключал, ведь как можно подавать на организацию, которая родной дом для тебя? Вернули мы бумаги...
Ну и что было дальше? Дальше они заблокировали мой пропуск - то есть отменили задним числом приказ Габибова (или он сам отменил с их ложных заявлений, не знаю), сочинили другой приказ, где уже никаких допусков в течение двух месяцев нет - наказали как бы. Знают, значит, где у человека болезненная точка, на нее-то и давят.
2-го ноября я, конечно, все равно прошел на свое рабочее место, мало ли что они там блокируют, не согласен я с их блокадами. Собрал самое ценное. Заплакал - да, надо признаться. Ведь реальный ****ец с разных сторон одновременно, и вот покидать надо то, чему себя отдавал столько лет...
А с 4-го и 6-го ноября решил проходить официально (тут надо заметить прикол, что другие увольняемые из ИБХ в такой же ситуации пытаются пройти через другую вахту, но там их уже ждут, со специальной подкрепленной фотографией и инструкцией кого не пущать - там их и ловят) с запросом ОДНОРАЗОВОГО ПРОПУСКА ДЛЯ ОБЫЧНЫХ ГРАЖДАН***. И вот они издали приказ не пускать вообще, даже по одноразовому, что есть абсолютная мерзость, особенно с учетом того, что (как оказалось по Уставу ИБХ) я имею право на ветеранский пропуск. И так вот я не смог прийти на свою же лекцию 7-го, пустили только 11-го. И все время требовали подписать приказ о собственном увольнении. Габибов же гордо прошел мимо меня, сидящего у вахты. Так вот - все можно простить, но только не этот момент - отказ в проходе по одноразовому пропуску с 2 по 10 ноября 2019.
Раз уж они так этого хотели, подал в суд. Всем совет, что вообще надо, конечно, все изучить заранее. Я ж специально этого не делал, так как счел эксперимент продолжающимся: что может сделать несправедливо уволенный новой администрацией научный сотрудник в части защиты своих прав и т.п. ?; Но настроение от ранее казавшегося немыслимым (суд с родным ИБХ) было очень плохое, и уж ничего не хотелось делать самому. Пришел к этим же первоподвернувшимся юристам, давайте, мол, вперед. Вообще интересно, какой дивный мир за пределами ИБХ! Я ведь никогда ни с кем не судился ранее, так это презабавный опыт. Надо сказать, что юристы - народ наинесчастнейший, очень уж им хочется доказать свою нужность обществу. ОНИ всячески подначивали, мол, давай подадим на уголовную ответственность за подделку документов - приказов директора то есть задним числом. Ну, уж это-то полная хрень, посадят еще эту несчастную начальницу отдела кадров... Прокуратура, трудовая инспекция - что это все, как работают? Это структуры довольно бесполезные, например, прокуратура перенаправляет в трудовую инспекцию. Поэтому у меня теперь есть две бумаги из трудовой инспекции:; одна, мол, вы уволены, а вторая - да, вы присяжный, но нет справки, что вы уволены. Хорошо, что юристы позволяют совершать акты демонстративного потребления. Я им заплатил 380 тысяч - как раз примерно сумма (с начислениями) годового оклада научного сотрудника. Хотела администрация, чтоб я деньги платил за работу в ИБХ - ну вот. Причем, в случае проигрыша ИБХ бы ничего не потерял, ведь я решил, что в таком случае отдам эту сумму на оплату долга ИБХ Правительству Москвы за недоделанный инсулин. Но нет, ФГБУН ИБХ РАН платит своим юристам, только чтоб я не работал на него! Ошибка у меня с юристами же получилась вот какая: в конторе на приеме клиентов у них сидят очень бойкие и красноречивые, поэтому я подумал, что пусть проиграю (кстати, чего толку выигрывать - администрация уволит еще раз), так хоть будет какое-то шоу на процессе. Но вот тут и хрен: они отправили человека свежего, который в особенностях трудового права научных сотрудников точно никак не разбирался, вообще сразу заявил, что он лично не видит никаких возможностей что-либо сделать, так как договор срочный, да и вообще - Москва настолько коррумпирована, что обычное дело, когда адвокаты сливают своих клиентов противоположной стороне. Суд по гражданским делам, надо сказать, сильно отличается от уголовного - никакой лирики, требования тупо либо удовлетворяются, либо нет. Судьи завалены потоком однотипных исков типа потребительских и кредитных, где обычно выигрывает донор денег, так что и по трудовому спору для рецепиента шансов мало. В самом деле, успех уволенного против ИБХ всего один - и это, конечно, не со стороны научного сотрудника, а технического паразита (штатного юриста). И времени много заняло - постоянный терроризм (звонки о заминировании здания) - стоишь полдня и не знаешь, откроют суд после обнюхивания специальной собачкой, или уже сегодня все. И так несколько раз... Но! Все же самый минимум при помощи суда удалось выцарапать - это официальная позиция ИБХ. Работает это так: судья не удовлетворяет исковые требования, затем берет бумагу у ответчика и копипастит в приговор, который можно скачать с сайта суда. Суть же такова: ИБХ не предложил мне никакой новой работы, воспользовался соображением, что договор временный - все****ец, новый договор просто не хотим. В общем, увольнять сотрудников с уведомлением за 8 часов - законно, конкурсные процедуры - это просто собеседование, даже из выигрыша по конкурсу обязанности заключения трудового договора не возникает.
Все же было интересно, а что думают сотрудники ИБХ, коллектив, который с таким энтузиазмом голосовал за Габибова, об увольнениях самих себя? Забавно, что очень часто люди отстаивают право администрации делать все, что ей заблагорассудится, кто-то их хороших знакомых перестал со мной общаться на некоторое время, а иные, найдя повод поймать меня на том, что я якобы обливаю грязью ИБХ, потом заглаза возмущались: "А что это он тут вообще делает?". Но при этом очень многие выразили поддержку, зачастую это были люди, от которых я этого не ожидал. В общем, в целом в России идет смягчение нравов, раньше вообще народ шарахался и не здоровался (воспоминания о временах СССР). Но порой все же охватывает очень сильное удивление.... решил я сделать опрос, разослав серию е-мейлов разным сотрудникам случайным образом, мол, что они думают о причине моего увольнения. Так вот, пришло предостережение, что Габибов (а ведь он крайне занятый самыми разными делами человек, работающий на пределе психических сил) настолько ..., что будет тратить ээто свое бесценное время и звонить всем директорам, чтобы только меня никуда больше не взяли... и это еще ладно, но какое предложено средство избежать такие страшные гонения? Оказывается, надо прийти к Габибову и попросить его же и найти себе какое-нибудь местечко. Вот такое сознание встречается среди оставшихся в ИБХ!
С тех пор я вижу своим долгом информирование российских ученых, молодых прежде всего, о том, чтобы никому и ничему не верили, никаким словам администраций, а сами планировали свою судьбу - отталкиваясь от реальности. Для этого и записал это воспоминание, это и буду продолжать до самой смерти или потери памяти.

* - впрочем даже и половина академика С.А. Лукьянова - это очень много, чрезвычайно умный человек
** - у входа в ИБХ стоит прекрасный монумент в честь старого открытия, довольно удобен для веревки
** - ИБХ не относится к режимным предприятиям


Рецензии