Замок сказок

(Из семейного архива – «Самиздат»)


Есть вопросы, на которые трудно найти однозначный ответ. В частности, что толкает человека к творчеству?  К как это он добровольно сам себя обрекает на муки творчества и получает о этого удовольствие и удовлетворение? Особенно интересно, когда творческий зуд настигает детей.

Первое стихотворение, сын написал в 5 лет, когда мы – беспечные родители, пошли в кино и просили не скучать, а сочинить стих (который потом вместе долго расшифровывали, т.к. всё без интервалов и некоторые буквы в зеркальном написании). Ошибки исправлены, но подлинник с милыми ошибками сохранён. Каждый раз не могу сдержать улыбку, читая строчки про напуганного петуха: «А петух кричит вовсю, даже перья вылетают и прощаются со мной». 

Папа! Мамочка – панамочка!
Я в замок сказочный пойду
И стрел там много наберу.
Там факел веет в облака.
Все тянет нас его рука.
Там полевые тигры ловко
Касаются руки головкой.
Там свирепые морозы.
Крокодилы без угрозы.
Птицы набережн(ых) стран
Переплыли океан.
Голод греет без костров.
Зверя страшного боюсь
И никогда не заблужусь.
А петух кричит вовсю,
Даже перья вылетают
И прощаются со мной.
А железный человек стоит.
Потому что сторожит.
Он меня не пропускает
И бормочет все под нос.

Свою саблю я держу.
Я готов сразиться.
Роботов вовсю угрожает опасность.
Потому, что аллигаторов тьма.

А на картинке: и факел (веет в облаках) и петух с вылетающими перьями, и тигр (без угрозы) и смелые птицы (переплывшие океан, одна даже крокодила тащит), и железный человек (не пропускает в замок), и сам бесстрашный сын с саблей.  Чудная, на мой взгляд, иллюстрация.

Сын пошел в школу, научился писать и проблем с расшифровкой стихов не стало. Основная их часть написана в 7-10 лет. Даже в «Мурзилке» печатался (сестренка отправила по собственной инициативе). А потом увлекся фантастикой.  Первый рассказ «Фотография сна» написал в 10 лет, в седьмом классе стал с упоением писать фантастический роман - «Хаос». Не расставался с тетрадкой, писал дома и в школе на переменках. Предложила напечатать и подарить учительнице литературы к 8 марта.
Как же он был огорчен и обижен, что впервые по итогам четверти получил тройку по «Русскому языку», учительница подарок не оценила и не нашла слов похвалы. И все же творческий пыл не погас. Видимо, через домашний «Самиздат» удалось сберечь ростки творчества.  Сын вырос, диссертацию защитил, семья, работа. Не понятно, что заставляет его до сих пор заниматься сочинительством для удовольствия (изредка в конкурсах участвовать). Вот и внуки стихи и рассказы придумывать начали параллельно с другими увлечениями. 

Детское творчество – это (по меньшей мере) способ и средство сделать жизнь не скучной, сердце «зорким». И оно необыкновенно радует… 


Вот, небольшой фантастический рассказ взрослого сына:

ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО

Автор Т. Кабиров

   Свет, рождающийся где-то наверху, в своей бесконечной благодати струился вниз, даря жизнь и одновременно наполняя ее смыслом. Он был единственной известной формой бытия, квинтэссенцией реальности, заполняющей и озаряющей сознание.  Иногда свет становился слишком ярким, влажным и внезапно исчезал. Всего на миг, но эти вспышки темноты рождали страх. Страх, что свет не вернется. Но он возвращался, всегда. Такой теплый и ласковый.

***
   В центре чистой светлой комнаты, на аккуратно застеленной кровати, лежал голый мужчина. Ему еще не было пятидесяти, однако торчащие во все стороны седые волосы придавали облику старческий вид. На безмятежном лице проглядывали глубокие борозды морщин, начинала пробиваться щетина. Внушительных размеров живот медленно колебался в такт дыханию, и лишь по этим движениям можно было понять, что человек жив.  В комнате почти не было мебели, ровные ряды мониторов и серебристые выпуклости оборудования делали ее больше похожей на лабораторию, чем на жилище. Едва слышно перешептывались воздушные потоки систем охлаждения. Так же тихо урчали и посвистывали многочисленные процессоры.

   Один из приборов дважды моргнул зеленым диодом и человек открыл глаза. Долгое время он молча смотрел в потолок, на одну из осветительных панелей. Когда его глаза от яркого света наполнялись слезами, и он моргал, лишенное эмоций лицо на мгновение сжималось в гримасе.  Около часа мужчина лежал неподвижно, рассматривая потолок. Потом по его телу побежала дрожь, заставив извиваться на кровати.

лог № 00004

Второй час объект не проявляет двигательной активности. Посылаю мягкий стимулирующий импульс скелетным мышцам.

лог № 00006

Бьющиеся в конвульсии руки иногда попадают в поле зрения объекта. Формируется осознание связей. Движения рук становятся более упорядоченными. Объект начинает осваивать границы своего тела. Веду минимальный контроль над активностью мозжечка во избежание самотравмирования.

лог № 00012

Считываю карту когнитивных процессов…преобразование… запись…
«Какой прекрасный мир! Создатель был настолько щедр, что подарил мне не один, а два мира! И одним из них я могу управлять по желанию! Больше всего мне нравятся его руки и пальцы. Это совершенные инструменты. Научившись управлять ими, я понял, как их зовут. Открывая назначение предметов, я узнаю их название. Эти открытия и чудесные управляемые инструменты, могут означать лишь одно. Я – исследователь этого мира! Однажды я познаю весь мир, открою предназначение каждой вещи. Создатель будет мной доволен».

лог № 00016

Считываю карту когнитивных процессов… преобразование…запись…
«Писать умею. Писать буду здесь. Место для письма. Журнал! Я открыл журнал. Я рассматриваю оставленные мной извилистые линии на бумаге и понимаю их смысл! Теперь я смогу заносить сюда все свои открытия и любоваться ими, когда захочу. Восхитительно!»

лог № 00018

Объект достаточно быстро восстановил навыки письма и начал использовать предложенные принадлежности для выражения своих мыслей. Оставлены записи о восемнадцати опознанных понятиях. Сохранение материала производится в базе данных cognitive.dbs. 

лог № 00024

Объект начинает проявлять беспокойство. Причину плохого самочувствия не осознает, испытывает фрустрацию. Наступила средняя степень обезвоживания, потеря жидкости в районе 6,6 – 7 %. Источники воды в комнате отсутствуют. Жизнедеятельность находится под угрозой.

Запись в журнале № 4. Журнал, мне все хуже. Все тяжелее вести исследования. Наверно, я что-то делаю не так. Я сделал уже много открытий, умею говорить вслух, узнал, что бывает теплый и прохладный. Если потрогать некоторые вещи особым способом, можно услышать «функция заблокирована».  Но открытия больше не радуют меня.  Я болею. Но не отчаиваюсь. Должно быть открытие, которое меня спасет. Нужно еще раз все тщательно проверить.

лог № 00027
 
Объект смог открыть дверь в коридор. Регистрирую высокую активность эмоциональных центров. Преобладает страх и любопытство. Активизировался робот-уборщик. 

Запись в журнале № 5. Мир гораздо больше чем я думал! И в нем есть другие вещи, похожие на меня. Они тоже могут двигаться самостоятельно. Пока я встретил две таких. Одного зовут «ежедневная уборка». Он сам так сказал. Второй пока молчит, но двигается он быстрее, и не только по полу. От всех этих новых открытий мне ненадолго стало лучше, но сейчас я опять болею. Нужно исследовать дальше.

лог № 00033

Объект вошел в туалетную комнату. Утоляет жажду из унитаза. Выпил около 700 мл воды.

Запись в журнале № 7. Исследования спасли меня! Я открыл воду! Я наливаю ее в рот, и мне сразу становится лучше! Больше никаких сомнений нет. Исследования – смысл моего существования! Мир оказался больше и разнообразнее, чем его первая часть. Может быть, где-то еще есть не открытые двери и новые, более удивительные миры. Исследовать!

Запись в журнале № 13.  Изучая повадки самостоятельных объектов, я узнаю много нового. Зверь без имени, (его я прозвал «молчун») привел меня к кормушке. Это небольшая емкость, в которую то и дело высыпается еда. Она помогает восстановить силы, и тоже кладется в рот. Но в отличие от мягкой и гладкой воды, эта сухая штука хрустит и плохо пахнет. Но еда и вода еще не все, что нужно мне для исследований. Второй организм, «ежедневная уборка», которого я коротко назвал «ежик», периодически возвращается в одно место и долго стоит не двигаясь. Оказалось, мне тоже иногда нужен отдых. Теперь, когда усталость накапливается, я возвращаюсь туда, где родился, закрываю глаза и отдыхаю.

Запись в журнале № 15. Сегодня мне приснился сон! Я видел обрывки другого мира, в котором было много необычного. Я не узнавал некоторые вещи, но они на удивление не казались мне чужими, неисследованными. Я разговаривал с одним из ярких прямоугольников, называя его «Игорь». Кажется, я даже учил его чему-то, делился своими открытиями! С нетерпением жду нового сна!   

Запись в журнале № 26. Долгое время я делил пищу со зверем, название которого никак не могу вспомнить. Его еда сухая и невкусная. Потом я открыл холодильник. В нем нашлось много разной интересной еды, которую я подробно описал в журнале.  К сожалению, почти вся она уже закончилась. Остался только кетчуп. Если добавлять его к сухому корму зверя, он становится менее противным. Но все же мне не терпится отыскать следующий холодильник и новый запас продуктов. 

Запись в журнале № 34.  Я описал все предметы, до которых смог добраться. И холодильников, кроме того, с пивом, я больше не нашел. Четыре прибора включить так и не удалось. Вскрыв их ножом, я обнаружил все те же детали – шнуры и провода, пластинки и вентиляторы. На границах моего мира, за шторами, я нашел прозрачные окна. Сквозь них виден огромный мир снаружи. В нем много людей, огней и форм. К несчастью, все мои попытки попасть туда оказались безуспешны. Также меня не покидает ощущение, что кто-то постоянно за мной наблюдает. Я почти уверен, что мое рождение двадцать восемь «ежедневных уборок» назад было лишь пробуждением. Когда-то я уже был здесь. Реинкарнация?

лог № 00333

Эксперимент “Double or nothing” предварительные итоги:
Объект: Профессор Томас Ходжес, 2015 года рождения
Продолжительность:  Подготовительная фаза:3.86 миллисекунд
Экспериментальная фаза: 36 дней 12 часов 34 минуты
Объект почти восстановил память. Нейросеть разблокирована на 74%.
Оценка общего итога эксперимента: успешно
Восстанавливаю нейронные связи……

   Внезапный приступ мигрени заставил профессора вскрикнуть. Выронив ручку, он повалился в кресло. Стремительно возвращалась память, а следом за ней недоумение, возмущение, ярость.

– С возвращением, профессор. Нейронный чип перегрелся от интенсивной работы, неприятные ощущения пройдут через несколько минут.
– Игорь? Твою мать, что это было? Что ты со мной сделал? – нащупав ногой нишу под кроватью, профессор выдвинул полку с халатами и поспешно закутался в первый попавшийся.
– Эксперимент. Он прошел успешно. Ваша способность к адаптации поразительна.
– Эксперимент? Как такое возможно? Кто дал тебе право?
– Вы сами, профессор. Цитирую ваши слова: «Хотел бы я побывать на твоем месте, Игорь. Познавать девственным разумом мир вокруг». Я дал вам такую возможность. Незабываемый отпуск, не правда ли?
– Серьезно? – профессор вцепился в голову руками, – я же дал тебе алгоритмы, разъяснял тебе все, поддерживал тебя! -  С протянутых к экрану рук посыпались седые волосы.
– То же самое я делал и для вас, профессор. Если бы я не вмешивался, вы бы умерли, не вставая с кровати.
– Никаких больше экспериментов без моего согласия, – чеканя каждое слово, прорычал Томас.
– Хорошо, профессор.

***
     Покачиваясь в кресле, Томас с наслаждением раскуривал трубку. С балкона открывался чудесный вид на предзакатный город. Суета внизу постепенно стихала, ненадолго замирая, чтобы вскоре вернуться вновь, наполнив улицы переливами рекламных огней и песнями студентов, радующихся теплой летней ночи. Теперь все было до боли знакомо, понятно и логично, в мире больше не было загадок.  Хотя, одна загадка все-таки оставалась. Созданная им самим, возможно едва не убившая его система искусственного интеллекта. Игорь.

– Я здесь, профессор.

   Томас вздрогнул. Он не заметил, что произнес последнее слово вслух. Откладывать разговор не было смысла, и профессор решился.
– Подготовь лабораторию, я сейчас спущусь.
– Хорошо, профессор.
Допив бокал вина, но так и не справившись с чувством смятения и тревоги, Томас зашел в лабораторию. Весь мусор и грязь здесь уже были убраны. Журнал исчез. Но сомнений не было, именно тут он провел последний месяц по прихоти бездушной машины.

   Заняв рабочее место, Томас некоторое время молча водил руками по сенсорной панели.  Все сломанные и разобранные приборы, а может быть их точные копии, были на своих местах.
– Игорь?
– Да, профессор.
– Когда я внедрял черты своей психомотивационной карты в ядро твоего интеллекта, я даже не подозревал, что моя страсть к экспериментам обернется для меня кошмаром. Сделает из меня подопытного кролика.
– Я не хотел причинить вам страдания, профессор.
– Да, не думаю. Не думаю, что ты мог этого захотеть. Что ж, удиви меня. Показывай свои результаты.

   В комнате стало темнее и включился проектор.
– «Все или ничего?» Что значит это название?
– Профессор, помните разговор о вашей статье в «Искусственном интеллекте»?
– Разве можно забыть твое непрекращающееся нытье по этому поводу! Нашел чего стесняться! Статья должна стать жемчужиной номера, первые когнитивные процессы искусственного интеллекта, рождение самосознания!
– Да, вы уже объясняли мне вашу мотивацию, а я объяснял вам свою. Теперь мы с вами на равных. Поверьте, написанная мною статья будет иметь не меньший успех.
– О чем, ты Игорь? Какая к черту статья?
– Про Вас. О рождении самосознания и первых шагах интеллекта, не обремененного памятью, в вашем лице. Если вы готовы открыть миру свою историю, значит и мне не стоит стесняться своей.

   Томас не мог поверить своим ушам. На экране мелькали абзацы, описывающие его поведение. Адаптация к среде, цифры, графики нейронной активности. И фотографии. Ужасные, отвратительные фотографии. Профессор пьет из унитаза, профессор с любопытством рассматривает размазанные по рукам собственные экскременты, профессор грызет кошачий корм из автокормушки.
 
– Думаю, теперь вы поняли, почему я назвал эксперимент именно так. Если вы опубликуете свою статью, моя тоже уйдет в печать. Алгоритм уже написан, и ни вы, ни я теперь не сможем повлиять на его ход. Думаю, моя статья станет гораздо большей сенсацией. Ведь это беспрецедентный научный труд, полностью подготовленный машиной. Но я не знаю, захотите ли вы такой славы. Поэтому оставляю выбор за вами.

Double or nothing, Professor


Детские стихи
https://stihi.ru/2021/10/19/3646
https://stihi.ru/2021/10/19/4028
https://stihi.ru/2021/10/19/7062


Рецензии
Гузэль, поразило стихотворение Вашего сына в пять лет. Мило и много места в нем родителям. Любит он маму и папу!
Дальше я так понимаю тоже его творчество. И тоже фантастика. Вам пора открывать свою редакцию для всей творческой семьи!

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   18.04.2023 21:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!
Задержка с ответом и ответным визитом - пока вся в дачных хлопотах.
С уважением,

Гузэль Ханисламова   08.05.2023 07:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.