1 Эффект Шарикова, Швондера - Преображенского

Эффект Шарикова+Швондера-Преображенского

Эпиграф, анекдот 1-й :
"Эффект Даннинга-Крюгера", 
это когда Дундуки не могут понять,
что они Дундуки!
Потому что они Дундуки!!!

Эпиграф, анекдот 2-й:
Тетя Сара - старший экономист
-- Папа, кто такой Карл Маркс?
-- Карл Маркс, Мойша, - это был такой экономист.
-- Как наша тетя Сара?
-- Нет, Мойша. Тетя Сара - старший экономист.

Название эффекта, которое я собираюсь описать вообще-то имеет патент американских психологов! Именуется этот патент «Эффект Даннинга-Крюгера. 1999 год». Обладатели патента Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг, которые при этом ссылались на высказывания Чарльза Дарвина и Бертрана Рассела (смотрите Википедию).

Суть состоит в том, что Эффект Даннинга — Крюгера
 — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ, делают ошибочные выводы,
принимают неудачные решения и при этом не способны осознавать
свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.
Это приводит к возникновению у них завышенных
представлений о собственных способностях.
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ЛЮДИ, наоборот,
склонны занижать оценку своих способностей и
страдать от недостаточной уверенности в своих силах,
считая других более компетентными. Таким образом,
менее компетентные люди в целом имеют более
высокое мнение о собственных способностях,
чем это свойственно людям компетентным
(которые к тому же склонны предполагать,
что окружающие оценивают их способности
так же низко, как и они сами).
Также люди с высоким уровнем квалификации
ошибочно полагают, что задачи, которые для них
легки, так же легки и для других людей
(смотрите «Проклятие знания»).

Этот эффект с абсолютной и удивительной точностью и необычайно гениальной образностью был отмечен в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» 1925 год.
Я не буду обсуждать патентное право, однако считаю что именно на «прозе ру» имею возможность использовать гениальные образы Михаила Булгакова для написания своих рассказов.

На иллюстрации  я представил график, которым обычно сопровождаются разъяснения к «Эффект Даннинга-Крюгера».
По оси расположенной вертикально отмечены уровни уверенности отдельных личностей в правоте своих действий (низкий, высокий уровень уверенности).
По горизонтальной оси отмечены уровни мудрость(знания+опыт). Швондер и Шариков находятся в зоне (новичёк). Профессор преображенский наоборот в зоне (мудрость).
На самой вершине «Пик Глупости» находятся Господа Швондер+Шариков! Как всем известно эти господа лишены всякого сомнения в правильности своих действий, именно благодаря тому, что они (новички), у них «НИЗКИЙ УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ», практически полное отсутствие опыта.
Продолжение графика уходит в «Долину отчаяния», где вынуждено находится большинство, обременённое бытовыми тяготами или заботами выживания.
Далее график вдоль «Склон просветления» выходит на «Плато стабильности» где заслужено восседает профессор Преображенский. Профессор считает себя специалистом в своей области и вообще не проявляет никаких попыток вмешиваться в политику или в сферу УПРАВДОМА. Профессор постоянно сомневается! Профессор уверен, что то что для него просто и понятно, также просто и понятно другим! На решительные действия профессор решается после настоятельных требований своего ассистента и ученика Иван Арнольдовича Борменталь. Даже при этом профессор сохраняет принцип "Не навреди"!

Тема следующих моих рассказов будет раскрыта по мере их написания! Однако забегая вперёд отмечу, что многие образы, политических деятелей начиная с Февральской революции 1917 года, до избрания Зеленского президентом Украины и его деятельность, были гениально предначертаны в «Собачьем сердце»!

Продолжение следует


Рецензии
Уважаемый Борис !
Имею мнение, что вы, затронув тему этого текста (сборник "Психология..." о указанном вами психологическом эффекте, что вы не доработали. Так сужу, учитывая ваше умение выразиться кратко и по существу.
Здесь же ваша ссылка на американских психологов без критики ими написанного выглядит диссонансом с вашым уже сложывшымся образом.
Посмотрите :
То, что ими писано, судя по вашему цытированию - показывает и их глупость.

первое :
употребление ненужных терминов. - "метакогнитивное". - что нельзя было употребить более ясное слово ? Можно. Но ... захотелось им показаться умными. Видимо, имеют психологический комплекс неполноценности в этом.
Второе :
пишут : люди с низкой квалификацыей делают ошыбочные выводы.
А Всегда ли это так ?
Вот обычное понятное нам : ребёнок. Квалификацыя у него ещё пока ниже, чем у его родителей. И что, он делает ошыбочные выводы ? - Нет. Так сказать нельзя.
А что нужно бы к этому примеру сказать ? Нужно сказать, что у него пока меньшего размера его лексикон. Лексикон как система слов и понятий в их связи. Ребёнок в этом отношении к родителям - аналог "человек по отношению к Богу". Размеры лексикона. - вот что нужно зафиксировать при дальнейшем взгляде на возможную - только на возможную - ошыбочность.
И тогда суть проблемы ошыбок уже можно отслежывать. Видеть, в какой именно момент происходит переход в неправильном логическом пути.

Ведь если проблема (противоречие, которое нужно решыть) формулируется для ребёнка (и не только для ребёнка) понятиями, которые лежат вне им освоеного лексикона, то для него это туманные пустые слова ни о чём. А он как бы принуждён неясное ему превратить в некое решение, действие. Типа приказа "принеси мне то, не знаю что, а не то я тебя накажу".

Поэтому многие, в т.ч. упомянутые вами психологи, это и делают. Взяв туман, туман и выдают в печать, его несколько изменив, украсив. Стараются создать себе "образ учёного", не освоив соответствующий уровень лексикона проблем. Критерием "освоения или не освоения" является умение написать понятно и для школьника средних классов. Т.е. : разобравшысь с проблеой - затем в Обязательном (!) порядке - избавиться от терминов. А вот этого обычно "учёным" и не хочется. Хочется выгдядеть "умным".

Третье :
У вас отмечено о графике эффекта уходящем для большынства в "долину отчаяния". Но не указана причина "ухода". А она - рукотворна. В т.ч. с помощью помянутых вами психологов. - см приложение N 2. К рецензии.
Кстати : обратите внимание : при понятной всем тяжёлой ситуацыи - не возникает отчаяния. Например наводнение или другой подобный случай. Тяжело. Но понятно. А вот когда тяжело и непонятно, и непонятно что же делать - вот тогда да, тогда отчаяние. И эту непонятность создаёт ныне правящий класс. Класс, как мы видим - хищников. И создаёт и намеренным употреблением терминов в том числе. Непонятных терминов.
Приучает использовать непонятное как понятное. Заставляет "делать вид". Лукавить. Врать.
И тут мы с вамии выходим в сферу нравственную, религиозную.
Где, собственно, если эту сферу очистить от мусора нанесённого подобными же лукавыми "богословствующими", лексикон намного меньше. Простой краткий лексикон. Явно недостаточный для современной техники. Но где правило "не ври" - есть.
Но не будем очень уж шыроко простирать взоры отклика. Завершым, уважаемый Борис.
Приложение :
1.
О необходимости избавления от терминов - это хорошо проработано в ТРИЗ. Даже публиковались примеры, когда заказчик задачи выходил к самостоятельному решению только потому, что его принуждали к объяснению без спец терминов.

2.
Статья сайта Г.М.Шиманов http://shimanov.narod.ru "Что такое светское государство" говорит о искусственно созданной "низкой квалификацыи" шыроких масс населения. Искусственно !
Мой текст "Школа второго коридора" ссылается на Шиманова.

Георгий Сотула   26.05.2022 10:42     Заявить о нарушении
Георгий! Вы написали удивительно проработанную, осмысленную и тщательно целенаправленную рецензию. Фактически Вы указываете направление, идя по которому вдумчивый читатель придёт к интереснейшим для себя открытиям в области массовой психологии окружающих его людей.
Цель моего рассказа сводилась к тому, дать образ (именно в картинке) массовой психологии на примере широко известных персонажей:
Первое - Шарикова;
Второе - Швондера и компании примкнувших;
Третье - профессора Преображенского.

Более широкого круга задач я не преследовал. Немного надеялся на то, что основной читатель поймёт логику еврейского анекдота, который привёл в эпиграфе.
Старый еврей, чётко осознавая, что сын его ещё ребёнок, не дорос до политики. Объясняет сыну, что тётя Сара по сравнению с Карлом Марксом не просто экономист, а старший экономист. При этом чётко ставя перед сыном простой, понятный жизненный ориентир. Учись сынок, чтобы быть, как тётя Сара. А насчёт К Маркса ...!

Борис Вугман   27.05.2022 14:20   Заявить о нарушении
Да, Борис, в нераспылении о целях текста - вы правы.
Когда много целей - это часто означает неимение главной цели. А без неё - всё как-то не то, не так, да и вообще :
неимение главной цели и означает болезненность. Анархию ума и "мозга".

Георгий Сотула   10.06.2022 15:54   Заявить о нарушении
Уважаемый Борис ! Вставлю сюда копию текста поддержки вашей активности.
================

Борьба Бориса Вугмана против ложного стереотипа. н

Георгий Сотула

На Прозе.ру  успешно воюет серией текстов  с одним из нам  навязываемых ложных стереотипов о якобы "лишнем"  углекислом газе в атмосфере  автор Борис Вугман. 

http://proza.ru/2022/07/16/1579
Потепление климата от СО2 и песня о Мальбруке. 
 
Успеха ему и его поддержывающим в этом  друзьям !
Тем, кто интересуется новым в агропроцессах отметим новостные сообщения на инф агентстве Красная Весна :

"В Дубае построена самая большая вертикальная ферма в мире" 

http://rossaprimavera.ru/news/3b3b870a

(Вертикальные теплицы, оборудованные в зданиях темосного типа, которые экономически  более востребованы именно в нашем суровом климате. За такими теплицами, где можно выращивать  круглогодично и рыбу, и птицу и т.п.  - перспективное будущее.)

И сообщение  "Географы изучили взаимовлияние климата и торфяников Западной Сибири", 
где предметом анализа стал углерод, который мхи болот постоянно упаковывают в земные отложения.

====
К  тексту получены рецензии : 
От автора Борис Вугман            http://proza.ru/rec.html?2022/07/19/529

От автора  Александр Ресин     http://proza.ru/rec.html?2022/07/18/958
Там в полемике затронут ещё один из давно  внедряемых ложных стереотипов  о "озоновой дыре над Антарктидой",  по поводу него  нужно бы тоже  высказаться.

Представьте себе нашу планету и её полюса относительно Солнца. 
И вот нам говорят как бы   о том, что в атмосфере на южном полюсе есть озоновая "дыра". И это опасно. От якобы влетающего через эту "дыру" ультрафилолетового излучения от Солнца. 
Позвольте ! 
Но как же от Солнца ?  Оно же на экваторе по отношению к Земле.  А что б "через дыру" на полюсе ... это надо  Солнцу как то по-особенному  пускать излучение.  Чтобы шло шло как бы мимо, потом разворачивалось перпендикулярно, ... и тогда ! 
И тогда могла залететь в "дыру" атмосферы южного полюса. 

Владельцы СМИ, распространяющие  такие сообщения, сделали очень основательный  шаг в науке о световых  потоках !  Это прорыв! 

Учёные  озабочены ....  умолкли... с опаской ждут очередных новостей об атмосфере Земли ... от ... от хозяев  СМИ нашей планеты. Или не только СМИ ? 

====
Ещё рецензии к тексту:
http://proza.ru/rec.html?2022/07/25/966
http://proza.ru/rec.html?2022/07/26/284

Георгий Сотула   18.08.2022 17:12   Заявить о нарушении