Потерявшийся пазл большой отвертки

Некогда степняки, когда их колонизировали представители "более развитой цивилизации", из одного культурно-хозяйственного контекста обречены были перескочить в другой, минуя  тысячелетия индустриальной эволюции за несопоставимо короткий промежуток времени - в полвека. И, вслед за этим их потомки с иными формами хозяйствования на протяжении последних ста лет обречены были все больше и больше погружаться в "цивилизацию".
Контекст поменялся ужасающе быстро!
Настолько, что степняки, за 4-5 поколений от аграрно ориентированной натуральной экономики и соответствующего быта, перешли к супермаркетам, биткоинам, электрокарам и камерам слежения. Фактически, из средневековья кочевников-скотоводов за уши вытянули в информационный век, минуя промышленную революцию, формации индустриального и постиндустриального обществ.
Самих таинств посвящения и откровений с павловловскими рефлексами от травм на производстве и ментальных потрясений на службе у фабрикантов у нас не случилось. Просто декорации и смыслы поменялись в чуждых интересах. И, на правах побежденных, кочевники приняли новую постановку, как некогда соседи и родственники луддитов, запуганные и сторонящиеся акций радикалистов. При этом кочевничество не выступало в этом бцрном процессе как институт, учитываемый и принимаемый в расчет. Т.к. ретроградная формация изначально наделялась статусом - "в утиль".
Мы, как и родственники-соседи луддитов смирились с прогрессом. А своих радикалов, не принимающих режим новой администрации, сами же и изжили. Пусть и не всегда намеренно и осрзнанно, но это происходило. Наша ломехуза поручила нам быть передовыми и "включенными" в контекст новаций.
И "шайтан-арба", как воплощение принятых нами перемен, стала смысловым локомотивом, на котором можно прокатиться, но, совсем не обязательно знать, как в бесовой машине рождается сила нового времени. Оказалось достаточным покивать новой и уже не кочевой администрации, отдать своих детей в навязанный цивилизационно просветительский стрим с поверхностным ознакомлением. И, вуаля! Можно носить джинсы, козаки, ковбойскую шляпу над монгольской физиономией! Слушать Шопена и бринчать Beatles, рассекать на Bentley, кодить мьюзик, получать Грэмии, завидовать за Грэмми и устраиваться на работу в финансовое управление по регулированию деятельности банков США.
К чему все это повествование и, как оно вяжется с прилагаемой к нему иллюстрацией?
Поясняю: механизмы как средства производства у различных локальных сообществ присуствовали со времен античности. Как учит нас официальная историческая парадигма наиболее активно их использовали тогда в Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Китае.
Наши же предки, выпавшие из социальных парад оседлых ареалов, в силу климатических особенностей, обречены были довольствоваться собственным целеполаганием. Земли много, но она дает лишь едва-едва корм для скота согласно климатическому антуражу. Это - жизнь на пустыре, пусть местами и красивом, но с резко-континентальным климатом, в котором отдыхать не получается и идет вечная перманентная борьба с энтропией. Ибо, народ (нарождение чего-либо) только благодаря солнечной активности, ее качества и выхлопа в скоте.
Поэтому, оставалось идти по пути наименьшего сопротивления - потреблять мясо-молочные продукты, получая все остальное через набеги и меновую торговлю. Шугая соседей на окраинах степи своей безбашенностью и неуважением к прочим парадигмам.
Даже наши южные соседи из городских цивилизаций Центральной Азии в контексте социального дарвинизма не намного дальше продвинулись от нас в сравнении с колонизаторами, которые на эпохи превосходили и кочевников-степняков, и сартов-декхан. Однако, в отличие от нас, погрязших в климатической западне, южные земледельцы и торговцы угодили между молотом и наковальней деспотии своих правителей и исламского традиционализма.
Несомненно, механизированные средства производства были, как и в деспотических сообществах городских центров ЦА, так и степной зоне. Но, это были единичные примеры и без ощутимых перспектив организации массового их производства. Кизяка много не соберешь. А ковыряться в земле для выковыривания из нее угля - не наше. Также как и трудиться на грядках и постигать циклы природы и агротехнику возделывания растительных культур, требующих повышенного внимания к себе.
Раз уж мы - человеки, некогда приняли КОЛЕСО, как краеугольный смысл перехода от хаоса к организации, а, в частности, мы - степняки растворились в колониальной парадигме, перескочив значимые формации, то нам всем надо понимать, куда мы погрузились, чтобы не выглядеть обезьянами с гранатами.
Интеллектуально способных нас, с детства, необходимо посвещать в таинства вынужденно принятого парадигмального цивилизационного уклада. И не только в рамках коротких исторических курсов с убогими картинками в учебниках. Нам необходимо прочувствовать на практике, принцип работы шкивов, ленточной резьбы, рычажных механизмов, силы пара, смысла кривошипно-шатунного механизма, маховика и прочего. Механика должна быть в быту, чтобы практика работы с нею позволяла и мальчикам и девочкам понимать принципиальные законы текущего парадигмального бытия, продвигающегося и выражающегося впоступательных переходах.
Если взять, к примеру, средневековые яблочные прессы и более поздние их аналоги XIX века Западной Европы, США и индустриализирующейся России (хотя, и значительно в меньшей степени), то страновится очевидным, что средства производства такого небольшого масштаба, находясь в быту, всегда служили наглядным пособием для постижения принципов и целей участия индивидов в цивилизационном целепологании и поступательном движении по этапам посвещения.
Нас же, в общей массе, транзитом прокатили как баласт. И, это - свершившийся факт. Мы вынуждены были приспосабливаться и вникать самостоятельно в их науки, их уклада. Ну и правд, робедителей не судят, если они действительно победители. Т.к. они создают последователей из числа побежденных, чтобы те далее не были занозами в заднице. Ничего тут уже не поделаешь. Это стоит принять. Потому что политически ворошить прошлое накладнее. Поскольку, победители, создав последователей во всех сферах и посадив их на ключевые позиции, как лояльных и зависимых, понимали, что, разделив инфантильную формацию и наделив доминантностью неофитов, можно властвовать даже не понукая на местах. Неофиты будут бороться за свою доминантность и следовать соципльным установкам победителей. Как известно для смены смыслов поколений достаточно 40 лет. Примеоами могут служить и Моисей, и постсовейское блуждание, подтверждающее сорокалетний фактор забвения прежних укладов и настроек. С кочевниками великой степи, а, как показала практика и на примере австралийских аборигенов, и северо-американских, как впрочем и южно-американских индейцев обошлись гораздо радикальнее, вероятно, чтобы не было рецидивов тысячелетних вольниц. Это такие массовые культурные переделки победителей, которым, чтобы закрепить результат нужно было создать в массовых масштабах форматы беспризорщины и безотцовщины для целых "отсталых" народов, чтобв их назидательно поучать и принуждать к иному цивилизационному пути.
Но, теперь, исправлять эти упущения через насилие нам необходимо через углубленное осмысление и включенное присутствие в создаваемой нами же виртуальной реальности посвещения в то, что транзит не подразумевал и не охватывал. Стихия социальных транзитов проносится вехами и самые опасные механизмы, как впрочем и эксперементальные прототипы успешных моделей выступают наружу уродствами и очевидными достижениями. Будучи выдранными из своей экологии, принужденными и освоившимися в другой с иным целеполаганием мы должны не просто выживать и быть, дрейфуя в чужих потоках, но и, вникнув в них, поставить себя над историческими процессами, воздав себе тем самым за прежний статус париев.
В каждой казахской семье или родовом сообществе семей должен присутствовать, если не паровой агрегат, то, хотя бы, пресс с механическим рычажным, ленточным или гидро-домкратом для отжима соков с последующим их потребление или для производства вин и сидра, отжима масел. И, не просто ручная мясорубка или кухонная утварь от всемирно признанных производителей, а кандовый производственный механизм.
И, вовсе необязательно ставить во главу алкогольсодержащие напитки и культуру их пития или коммерциализацию своих прлизводственных начинаний, хотя это - ой какой позитивчик! Достаточно даже просто иметь рабочую чугунную модель для килограмма яблок, которая стоит лакированной и никогда не используемой по назначению на письменном столе или на книжном стилаже как экспонат в масштабе 1:10 у главы семейства.
Внуки и правнуки всегда будут интересоваться что это такое и как оно работает. Отсюда и банальное понимание необходимости и базисных принципов производста самих средств производства. А, если в семье или сообществе семей есть сад с усвоенной культурой садоводства, то сама ситуация требует наличия подобного рода агрегатов в быту, которые, в отличие от коммерческих соковыжималок от диллера Panasonic, понятны своим принципиальным фундамениализмом и даже в запыленном состояние в гараже.
И, это вовсе не значит, что вслед за этим должен последовать тотальный отказ от попыток вспомнить и превознести кочевое прошлое в угоду павлико-отмороженного статуса. Наоборот! Собирая и обогащая бытовое и поколенческое бытие, мы, тем самым, можем превзойти общности, ограничивающие себя лишь их культурно-историческим контекстом.
Между тем, стоит принять и признать, что для казахов возврата, в полном смысле, к кочевой цивилизации уже никогда не будет, если не произойдет катаклизма планетарного масштаба, сводящего все до примитивного жевотноводческого цикла. Мы всем народом уже никогда не будем жить в настоящих юртах, и никогда не будем жить натуральным хозяйством и загонной ханской охотой. Луки в наших хоромах если и присутствуют, то, только, как культурный артефакт, висящий на коврах в окружении сабель-новоделов и прикупленных, а не добытых, рогов на стенах над каиинами.
Мы погружены в другую парадигму, которая по результативности превосходит ту формацию, памятники которой мы любим воздвигать на лобных местах. Поэтому, ее текущую, надо понимать глубоко с последующей претензией на позиции превосходства в ней.


Рецензии