24 июня 2020 года

Сегодня я очень счастлива, а счастьем всегда хочется поделиться. Пришло известие, что Государственной премией этого года за правозащитную деятельность награждена Мария Артемовна Большакова, вот уже 20 лет возглавляющая «Союз семей военнослужащих России».

Лет восемь назад, когда ей вручали премию Общероссийского движения «За сбережение народа», рождённого в недрах Российского потребительского общества Арго, мне довелось брать у нее интервью для «Вестника Арго».  Из большого списка лауреатов я выбрала именно ее, так как обе мы жены военных и знаем изнутри жизнь семей военнослужащих и их проблемы.

Беседа у нас вышла замечательная. Мария Артёмовна совершенно покорила меня. Чем? Во-первых, тем, что мы встретились. Этого могло и не случиться. Когда я позвонила ей договориться о встрече, она только что перенесла операцию на глазу и еще находилась в госпитале.

Узнав, что я вот-вот улетаю в гости к дочери и надолго, она не стала откладывать нашу встречу и предложила приехать к ней в госпиталь.
Так я узнала, что общественная деятельность Марии Артёмовны началась исподволь: когда ее мужа назначили военкомом, к ней стали обращаться жены  военнослужащих. Вскоре она поняла, что решать накопившиеся проблемы — и дедовщина, и бытовая неустроенность, и низкое жалование, и, наконец, тяжелый моральный дух армии, — необходимо не в отдельно взятом гарнизоне или городе, а в масштабах страны.

И она создала сначала комитет, а затем и «Союз семей военнослужащих».
К моменту нашей встречи организация Марии Артёмовны уже смогла  пробить решение многих, казавшихся неподъемными, вопросов: были повышены жалование военнослужащим, пенсии  — отставникам,  почти закрыт главный для семей вопрос  с обеспечением  жильем.
 
Мы проговорили часа три, я все записала на диктофон, благополучно улетела  и, уже гостя у дочери, дорабатывала интервью.

И сегодня на церемонии награждения госпремией, видя, как Мария Артёмовна «даёт наказ» Президенту России, я еще раз убедилась, что для неё не существует проблем, есть только вопросы, которые нужно решить.
 
Я рада видеть Марию Артёмовну  в такой прекрасной форме, готовой на новые хорошие дела!


Рецензии