Лесовоз

* * * ЛЕСОВОЗ. * * *

Никита ехал на машине по разбитой лесовозами дороге, серпантином поднимающейся вверх, размытой местами водами частых дождей, обрамленной с двух сторон высокими деревьями. Лес был красив, бук, береза, сосна чередовались , смешивались и казались сказочными в своей первозданной красоте. Но к восхищению примешивалось чувство страха. Колёса ревущего " Урала" то и дело , казалось, нависали над частыми обрывами, переходящими в пропасти, а с другой стороны борта машины чуть - ли не скребли по каменным стенам, уходящим вверх, к недалекому небу. Скала кончалась, пропасть оставалась, кажется, позади, но крутые склоны , поросшие лесом, не давали перестать дрожать всеми частями тела. Водитель же, лет двадцати, двадцати пяти, уверенно крутит рулевое колесо влево, вправо, при этом не забывая отвечать на вопросы Никиты, от волнения ведшего беседу, лишь бы не молчать. Если он не будет беседовать с Костей, водителем лесовоза, то непременно начнёт ахать, охать, а возможно и поскуливать по щенячьи. Они выехали из посёлка к месту делянки , с которой Константин возит срубленный лес , рано поутру, чуть только солнце слегка позолотило покрытые снегом верхушки горных перевалов. Была середина лета, в посёлке, зябнущем утром от покрытых росами трав на берегах бурной реки, от воздуха, который спускается с гор с сумерками, и снова поднимается с приходом жаркого летнего солнца. Костя сразу согласился взять пассажиром любопытного гостя соседей, приехавшего ненадолго в эти места  из долины впервые. Никита глубоко вдыхал чуть - ли не озон, а может и его, родимый, чистый, сладкий даже.  Переехали вброд речку, рискуя остановиться посередине потока, там, где вода хлестала по бокам, доходя до отметки фар, но , переваливаясь с бока на бок по валунам, машина ,урча, выбралась наконец на противоположный берег , и сразу же вползла в лес. Сначала дорога была более - менее накатанной широкими колесами лесовозов, но чем дальше, тем чаще приходилось чуть ли не перешагивать колесами через огромные камни, вросшие в почву. И почти сразу же по бокам машины появились вереницы многочисленных грибов. Каких только цветов и форм они не были. Никита в грибах разбирался, шампиньоны были и у них, живущих на равнине, но тут было такое разнообразие, такое изобилие, что хотелось тут же остановиться и заняться их сбором, а может и поеданием. Костя самодовольно скалился в белозубой удыбке, говоря:
   -" Да у нас этого барахла сколь хошь. Сейчас особенно выручают они , главное не ленись. Союз гэпнулся, местные производства накрылись одно за другим медным тазом, работы не стало совсем. Раньше мебельная фабрика классная была, рабочих вечно не хватало, а теперь ты сам видел, одни развалины лежат, пустые коробки цехов . Вот и выручают грибы, и не только они. Ягоды много, травы собираем. Работы - то нет, а лес и горы кормят. Именно на грибы мы втроём, отец, брат и я, вскладчину купили этот " Урал". Незаменимая вещь у нас. И дрова заготавливаем, себе и на продажу, сено так же легче с гор спустить, сенокосы то там, - махнул вверх рукой. - Ну и как сейчас, подряжаемся лес спускать с порубок. Его сейчас рубят много, не успевают вывозить. С одной стороны хорошо, заработок и там, и лесорубам и владельцам пилорамы, их сейчас на каждом шагу. Да только рабочих мест от них мизер, а лес жалко. Сам увидишь , когда до делянки доберемся, что остаётся после работы там рубщиков".
 Никита слушал с интересом, но и с беспокойством за себя. Кроме леса и сверху и снизу больше ничего сейчас не было. Влажная дорога и промоины на ней, с ручейками , неизвестно откуда появляющимися, заставляли ежиться. Правда, понемногу страх отпускал от вида уверенных рук водилы.
   -" Смотри -, вскрикнул Никита -, лисички ".
   -" Лисички -, подтвердил Костя -, да ты не переживай, доберемся, пока я грузиться буду, успеешь насмотреться на них, и не только на лисички. Мать все лето с весны в работе. Грузди мешками люди собирают , пока они не вырастают до размера лопуха. Потом обабок, белый, опята летние и осенние, ежевники, рядовки. Много гриба, только успевай собирать. Мать солит, маринует, закатывает в банки. По осени перекупщик табунами ездит, меняем на продукты, да и денежка капает. Дааа! Гриб есть".
   -" А как со зверем? Охотились?"- поинтересовался Никита.
   -" Есть - то есть... Ушёл зверь подальше. Пацаном был, батя частенько с дедом вместе и на кабана ходил, и на козу. Мяса много было. А дичинка есть дичинка, вкус другой, чем у домашней скотинки. Да и меня с братом батя не раз в горы утаскивал, приучал к этому делу. Бывало, выходим из дому чуть свет, глаза слипаются, не выспались, а он только и скажет: " не отставать!" , и попер. Назад не оглянется, идём мы следом, нет. Мы с Игорем пыхтим, злимся, но чешем следом, боимся отстать. И заблудиться боимся, и от бати матюков  наполучать. Бить, никогда не бил, но матюков боялись. Хмуро глянет на провинившегося, сердце в пятках. Перечить папке , ни - ни. Батя не бил, а мамка, если на батю пожалуешься, могла и половником в лоб въехать. Не отца хмурого взгляда боялись, а гнева мамкиного. А так - то, если не защищает отца, тихая и ласковая. Мамку мы любим!"
 Дорога то поднималась, то уходила вниз. На одном из уж очень крутых подъёмов, у пересекающего дорогу ручья, остановились.
   -" Кипим -, почему - то смеясь, сказал, открыв дверь, Костя -, ничего, сейчас остынем".
 Никита тоже сошёл размяться. Было прохладно, запах  ударил в ноздри, но не противен был этот запах. Невозможно объяснить вкус такого воздуха вперемешку с перегнившими стволами, листьями, хвоей. Но , как уже сказал, не был запах противен. Ручей с трудом можно было назвать ручьем, влага растекшимся пятном сочилась как - бы из камня, который и не давал воде вымыть низину до положения оврага. Гранит блестел чистотой. Костя спустился ниже , набрал резиновым ведром воды из ямки под корягой, и , поднявшись на бампер, залил воду в радиатор. Захлопнув капот, сказал:
   -" Пяток минут постоим и поедем".
 Никита не решился отходить далеко от машины, поэтому снова пристал к Косте с распросами.
  -" Как здесь сумрачно. Вроде день, а здесь как вечером ".
  -" Горы, лес -, многозначительно сказал Костя, - дикие места. По таким вот местам и за кабанчиком побегать не грех. Там, ниже, рукой вниз махнул Костя, - по ручью и бродит. Отец, бывало, сутками пропадал, с добычей возвращался. Сейчас почти не ходит, ушёл зверь, в основном, но есть конечно. Только накладно стало бить его. Попадешься, штраф. Не попадешься, без анализа ветврача сам есть мясо не станешь. Зараза какая - то у них, какой - то там мидоз, настоящее название трудное, не помню. Только после такой трапезы к утру температура за сорок, ломота. В общем страшная штука, вплоть до смертельного исхода. Надо мясо нести ветврачу, а он знает , что отстрел незаконный, вот и ломит цену такую, что лучше купить мясо на рынке. В общем, перестал почти охотиться батя. Когда на сенокосе, по ночам поднимается иногда, уходит повыше за козой, но редко добывает. Днём , бывает, машем косами, а они, козы, чуть выше, на скалах, дразнятся, лизунец там, что - ли, а может - просто пасутся. Часто любуемся ими, а на пулю редко нарываются. Зато там, где наш сенокос, в лощине, опят море. На одном месте мешок за час собираю, там же и сушим. За день солнечный высыхают до готовности. Потом всю зиму суп грибной, да и на продажу остаётся. На рынке с руками отрывают. Ну, тронулись, хватит сидеть без дела".
  Остывший двигатель довольно заурчал, машина поползла дальше. Ещё дважды останавливались, заливали воду, отдыхали вместе с двигателем. Костя выполнял свою работу с удовольствием, как - будто она доставляет ему удовольствие, да так оно и было. Наконец, свернув с основной дороги, свернули в сторону и минут через пять были на месте. Ничего интересного для Никиты здесь не было. Допотопный балаган для рабочих, кострище с висящим на ломе котлом, , пристроенном на обычных деревянных рогатинах, вот и все. Никита не стал терять время, а сразу же пошёл вниз по откосу горы, как и предложил ему сделать Костя. Вверху жужжали мотопилы, гудел трактор, шла работа, а здесь, внизу, протекал неширокий ручей с кристально чистой ледяной водой. И грибы. Маленькие, на высоких тонких ножках. Их было немного, но Никита собрал, сколько было. Так же он уложил в свой походный рюкзак, из которого перед спуском выложил на сиденье кабины кое - какую снедь и фляжку с крепко завареным холодным чаем, красные , синие и зелёные шляпки сыроежек. По пути вверх ему ещё попадались какие - то грибы, но незнакомые брать он не решился, чтобы не позориться перед Костей. Пока он гулял, Константин загрузился длинными плетями стволов, закрепил намертво толстыми тросами. На костре разогрели чай, обжарили кусочки сала и покушали, , приправляя трапезу сочными помидорами и перьями зелёного лука. Аппетит был зверский, съели все и запили чаем. Прибрав за собой, направились к машине. Прежде, чем тронуться, Костя внимательно осмотрел машину, привязанный груз, проверил масло, и только после этого сел за руль. Выехали на дорогу, ведущую назад, в посёлок. Теперь ехать приходилось ещё медленнее и с большей осторожностью. Мотор уже не урчал довольно, он ревел, надрываясь от нагрузки. Костя уже не болтал, он был весь поглощен тем, чтобы  машина вписывалась вместе с длинным хвостом в повороты, не остановилась на подъёме и не скатилась на спусках в пропасть. Никита и сам вспотел, будто это ему приходилось тащить груз. Капельки пота появились и на лбу водителя. Костя крутил баранку так, что казалось, оторвет её ненароком. Не до грибов было ему сейчас, а Никите, который вроде и попривык уже в этой рисковой поездке, так же не хотелось отвлекать Костю. Пусть уж лучше повнимательней будет, мало - ли что. Когда пересекли, опять же вброд, речку у села, Никита выдохнул.
   -" Уфф! Слава Богу, приехали !"
 Солнышко, яркое - яркое, чистое - чистое, готовилось уже сбежать за гряду близких гор, ведь сумерки здесь наступают раньше, чем на равнине, а Косте надо было ещё разгрузиться и приготовиться к завтрашней поездке. Завтра он снова будет сосредоточенно вести свою лайбу по камням, то вверх, то вниз. А Никита уедет домой и с удивлением обнаружит в себе желание сбегать по грибы. Но не здесь за шампиньонами, а там, в диких горах. И однажды съездил, но был не рад поездке. Зайдя к соседям родственников, он узнал, что Кости больше нет. Однажды он ехал по горной дороге, которой возили туристов. Здесь по трассе были так называемые карманы, предназначенные для того, чтобы встречные машины могли разъехаться.После одного такого кармана, от которого Костя проехал уже порядочно, навстречу выехал пассажирский "УАЗ" с туристами. Обычно пятиться положено более лёгкому транспорту, чтобы вернуться в карман, но водитель микроавтобуса оказался мало опытным и запаниковал. Не долго думая Костя включил заднюю скорость!!!


                18.10.2021г.


Рецензии