Иудаизм и шаманизм - арба миним в суккот

Мы продолжаем развивать темы, которые стартовали в результате моих бесед с Татьяной Мужицкой.


Вторая из бесед была посвящена празднику Суккот - как процессу, связанному с разными аспектами радости.
(Отмечу в скобках, что нынешняя масс-медиа заполонила инфо-пространство негативным светом “50 оттенков серого” - и восстановить доступ к умению радоваться - важная задача для человечества, желающего спастись от происков манипуляторов).
Татьяна Мужицкая - с которой мы подружились и стали замышлять совместные проекты - еврейка по маме - при этом ее главные разработки как психолога и писателя - связаны с темой развития человека, освоением ресурсов НЛП, а также “обновлением” древних практик, таких, например, как шаманизм.
Умение посмотреть свежим взглядом на знакомые сюжеты - приводит к ценным инсайтам, особенно если они проистекают под “наблюдением” знатока аутентичной традиции.
=-=-=-=-=-=-


Во время нашей онлайн беседы я рассказал Татьяне про один

из главных ритуалов Суккота, который называется “АРБА МИНИМ” - в переводе с иврита четыре растения.
Евреи берут в руки четыре растения - этрог (родственник лимона), лулав (отросток финиковой пальмы), три веточки миртового дерева и две веточки речной плакучей ивы.
Этим букетом евреи размахивают в шесть сторон (лево-право-вперед-назад-верх-низ) и читают соответствующие фразы из молитвы.
Я в нашей беседе не стал уточнять деталей фраз.
Но будучи знакомой с практиками шаманизма - Татьяна сразу же обратила внимание, что этот ритуал очень напоминает шаманские практики.


Я тоже изучал шаманизм, но будучи слишком внутри-иудейским я не обратил внимание на эту параллель, пока мне на нее не указала Татьяна, за что ей отдельная благодарность.
Кстати, несколько лет назад я прочитал книгу “Шаманский транс и каббала” израильского профессора Йонатана Гарба, так что эта тема не слишком экстравагантная, к ней уже подступались творческие умы, но в ней есть множество пространства для простора.
=-=-=-=-=-=


Сразу же сделаю важное замечание.
Для многих не слишком искушенных иудеев - шаманизм жестко ассоциируется с язычеством и поэтому у таких евреев возникает неприятие самой идеи ставить рядом монотеистический иудаизм и шаманизм.
Но - важно понять, что сам шаманизм мы знаем весьма поверхностно.
Также недавно я прочитал серию книг выдающегося знатока шаманизма и по совместительству московского профессора психологии Владимира Серкина - который дал очень серьезный анализ ресурсам шаманизма и сделал это движение гораздо более понятным современному человеку.
Так вот - шаманизм отнюдь не является синонимом язычества, просто хронологически шаманизм развивался в эпоху язычества и в тех культурах (например, Дальнего Севера)  которые не были связаны с монотеизмом, но сам подход шаманизма не привязан к монотеизму.
Если Вы хотите быстро и глубоко понять ценности шаманизма - рекомендую прочитать (она есть на английском языке) главу про “первобытные” религии в книге “Великие религии” Хьюстона Смита.
Автор на нескольких страницах дал глубокий анализ темы.
Шаманизм похож на древнюю версию НЛП, оба направления являются “коллекцией” ресурсов, которые могут усиливать любое духовное течение.
=-=-=-=-=-=-=-=
А сейчас мы после этого введения - разберем несколько интересных иудейских ритуалов, для которых напрашивается шаманский подход.
В качестве вступления - приведу совсем простой пример - во время церемонии Бар-Мицвы - в синагоге - юношу закидывают конфетами.
Если задуматься глубже, то мы увидим простую идею.
Конфета - символ сладкого (приятного) в жизни.
Кидая конфету в юношу - мы как бы желаем ему “сладкой” (приятной) жизни.
Сладкой - но не горькой.
Кинуть конфету проще и быстрее, чем озвучивать вслух пожелания юбиляру, при этом можно всем вместе кинуть конфеты одновременно (а желать вслух надо по очереди) и таким образом мы за несколько секунд символически совершаем действо по пожеланию мальчику - счастливой жизни.
Более сложный пример - симаним (символы) на застольной трапезе Рош аШана.
Мы едим в частности яблоко (сладкое и круглое, без острых углов) с медом (сладким) и это тоже является инкарнацией (воплощением) пожелания “Сладкого и Доброго Года”.
=-=-=-=-=-=-=


При этом ценность ритуала (в том числе) в следующем.
С одной стороны - ритуал очень простой и доступный и даже маленький ребенок может кинуть конфету или съесть яблоко с медом.
С другой стороны - если человек владеет искусством  тонкой психо-ментальной практики - этот же ритуал может стать мощным инструментом, влияющим на мир.
=-=-=-=-=-=-=
Об этом - я надеюсь написать подробнее - по мере наших дальнейших диалогов с Татьяной и другими моими коллегами.
=-=-=-=-=-=-=
Но сейчас - “набросаем” несколько эскизов.
=======-=-=-=-=


В шаманизме есть такая практика - букет (символических) цветов.
Когда нам нужно совместить несколько запросов - и мы не можем создать этот “микс” на ментальном уровне - мы можем создать букет, который и будет символизировать нужный набор запросов.
И тогда, взяв в руки этот букет и проведя психо-ментальное действо - мы получаем желаемый эффект.
=-=-=-=-=-=-=-=-
Все это очень напоминает наш еврейский букет “арба миним”.
=-=-=-=-=


Ключевой вопрос - адресат нашего “букетного запроса”.
Наши критики могут смутиться, если будут думать, что шаманский ритуал обращен к языческим божествам.
Это - совершенно не обязательно.
Мы сразу можем понять, что наш Суккотний букет будет обращен к Б-гу (Единому Еврейскому Б-гу) и это вполне легитимно.
=-=-=-=-=-=-=-=-=


Более того, одно из ключевых Имен Б-га - “ЭЛОКИМ” - связано с понятием “Мастер (или Хозяин) всех Сил”, то есть Единый Управляющий Множества Частных Проявлений.
С другой стороны - мужчины используют букеты цветов, чтобы выразить свою любовь к любимой женщине.
Или мы дарим букет - значимому человеку, юбиляру, начальнику, любимому артисту на сцене и др.
То есть букет выражает наше отношение.
При чем это может быть просто букет, а может быть - букет со смыслом.
В частности есть целое искусство - икебана.
А когда-то мой учитель р.Ефим Свирский увлекался икэбанами, посвященными Недельным Главам Торы.
=-=-=-=-=-=-=-=


То есть шаманизм - это набор ритуалов.
Дарение цветов - это ритуал.
Если цветы не приносят на кладбище, то в большинстве случаев - цветы несут радость, подчеркивая близость тех, кто обменивается цветами.
При этом - мы не можем вручить Б-гу букет, но может ему букет “показать” - во время ритуала.
Кстати обычно человека “посылают” на “все четыре стороны”, а шаманы говорят про “шесть сторон”, добавляя туда - вверх и вниз (спасибо Татьяне за эту отсылку).
Также и наш букет - мы протягиваем в шесть направлений.
=-=-=-=-=-=-


Еще пример.
Мой сын недавно женился.
За пару месяцев до этого он сделал своей невесте предложение, вручив ей (в том числе) цветы.
Она приняла букет и также приняла “руку и сердце”.
И этот букет - воплощал радость - начала выстраивания отношений строительства совместной семейной жизни.
=-=-=-=-=-=-=-=
Более того - в Суккот мы сидим в шалаше (на иврите СуккА) и этот шалаш напоминает свадебный балдахин - (хупа - на иврите).
То есть мы как бы выстраиваем супружеские отношения между нами и Б-гом.
И это очень популярная идея в каббале.
=-=-=-=-=


Вспоминаем русскую поговорку - “С милым рай и в шалаше”,
=-=-=-=-=-=-=-=
Далее - мы можем наполнить этот шаманский ритуал множеством более тонких смыслов.
А также усилить ритуал техниками НЛП, о которых мы с Татьяной напишем вскоре.
=-=-=-=-=-=


А в качестве десерта - еще одна забавная интерпретация.
"Чай с лимоном"
Эти четыре растения составляют интересную комбинацию.
Этрог - напоминает лимон.
Лулав - связан со сладкими финиками (это росток финиковой пальмы)
Мирт - несет аромат.
Ива - растет у воды.
Получается ассоциация ароматного ЧАЯ с ЛИМОНОМ и с ФИНИКОВЫМ МЕДОМ,
=-=-=-=-=-=
Этот символически-ритуальный чай - красиво украшает и завершает наше праздничное общение с Б-гом - как чай завершающий трапезу.
=-=-=-=-=-=-=


Иллюстрация - из моих экспериментов с духовно-спонтанными образами, арба миним.
=-=-=-=-=-=-=
Все эти простые смыслы - очень усиливают эффект от празднования Суккота.
И это еще даже без того, чтобы мы добавили в этот “букет” более продвинутые психо-духовные техники (как надстройки - к данной) о которых мы поговорим вскоре.


Рецензии