Ода мобильному телефону

Нет, упаси господи, — ни стиха, ни песни, ни оды не будет. Жанр оды не только устарел, он умер. И всё же о предмете нынешнего разговора хочется сказать возвышенно.

Уверена, что каждый из нас может вспомнить случаи, когда мобильный телефон сыграл значительную, а то и решающую, роль в его жизни. Отвел ли  беду или возвестил о радостном событии, помог найти путь в незнакомом месте или кого-то позвать в трудную минуту и т. д.

Я вспоминаю давний случай, когда мобильная связь, будь она тогда, избавила бы меня от лишних треволнений и переживаний. Я жила тогда на даче с маленькими внуками. Их мать должна была приехать еще днем, но сильно задерживалась, и когда стало темнеть, я начала тревожиться.
Электрички после девяти вечера ходили редко, от станции надо было идти лесом через овраг. Представив себе, каково ей будет возвращаться в ночи одной, я отправилась на станцию. Ее поезд  пришел после десяти, но из вагона она не смогла выйти, так как заклинило дверь. Пока она сообразила, что делать, и побежала к другой двери, поезд тронулся. Хорошо, что все это произошло на моих глазах. Мне оставалось лишь набраться терпения и дождаться ее. Это было уже куда легче, хотя бы без нервежа.

Всего лишь за четверть века мобильный телефон проделал колоссальный путь преобразований: цветной дисплей, сенсорный, с 2-мя симками, с фотокамерой, с беспроводной зарядкой и – то ли еще будет!

Мои первые впечатления о мобильном телефоне были не такими оптимистичными: за три часа пути в скоростном поезде женщина проговорила по телефону с 10-ю или 15-ю человеками. Без какого-либо перерыва. Было впечатление, что это деловая женщина проводит селекторное совещание. Во всяком случае, к концу пути она была вполне в курсе дел и готова к раздаче санкций.

Все пассажиры испытывали ощущение большого  дискомфорта от нескончаемого разговора. Я сидела далеко от нее, и то съежилась, а что уж говорить о ближайших соседях – им было не позавидовать.

Мы долго были сейчас в самоизоляции. А жизнь продолжалась — надо о чем-то договариваться, что-то заказывать, чем-то или кем-то руководить, делать платежи, наконец. И тут я снова говорю спасибо мобильному.

С середины марта, когда после долгого отсутствия я вернулась домой, потратив на такси последние наличные деньги, я не держала в руках ни сотни, ни тысячи рублей. Их у меня попросту нет. Но платежи производила постоянно: через сбербанк онлайн оплачивала коммуналку, переводила  деньги за продукты, которые мне приносили родные или сосед-волонтер, и т.д.

Ну, и наконец, насколько комфортнее стало общаться друг с другом, благодаря  WhatsApp. Говори, сколько хочешь, да еще, включив камеру, можешь и увидеть своего собеседника.
 
А встроенная камера! Сколько возможностей она дает: запечатлеть сиюминутное и тут же переслать это, куда хочешь. Таким образом я присоединяла своих родных и друзей к моей жизни вдали от них, делилась увиденным вместо того, чтобы писать длинные письма.

Самые разные приложения также улучшают наши коммуникации. Сколько раз, находясь в незнакомом районе Москвы и обращаясь к молодым людям с вопросом, как пройти, как найти то или иное место, улицу, получаешь исчерпывающий ответ — посмотрят они в свой телефончик, и вот он, предстоящий тебе путь, как на ладони! Или: ждешь, бывало,  на остановке, автобус и не знаешь, придет он вовремя или нет. А телефон и тут тебе подскажет, где он сейчас и скоро ли будет здесь.
 
А записаться к врачу или отменить запись; купить онлайн билеты в кино, театр, на выставку; вызвать такси; передать показания счетчиков воды, электроэнергии; заглянуть в дневник школьника или в его учебник – это всего лишь малая толика того, что нам дает телефон.

Я усредненный  пользователь мобильного телефона, есть куда круче, но и на своем уровне пользования я понимаю, какое это полезное изобретение, и что, перефразируя известный фильм,  без мобильного телефона сейчас – никуда, а с ним – хоть куда.

Он всегда под рукой — в кармане, в сумочке, — чтобы в любую минуту напомнить или уточнить, подтвердить или опровергнуть, отменить или предупредить и т.д.
И, пожалуй, единственное, что удручает, так это чрезмерное погружение в него.

Посмотришь в метро, как все сидят, уткнувшись в телефоны, — а как же быть с живым общением, с любовью с первого взгляда, если мы не смотрим друг на друга? Неужто ж, романтические  приключения уйдут в прошлое, и все реже мы будем слышать фразы вроде: «Я полюбил ее с первого взгляда»?


Рецензии