Р. Уотт. Сан-Карлос и Викторио. Навахо

С иллюстр. здесь: https://vk.com/club87908871

Р. Уотт. «Сан-Карлос  и Викторио». «Навахо и мескалеро».

 

Апачи Сан-Карлос  и переговоры с Викторио.

Реорганизация войск в Нью-Мексико указывала на то, что готовилась  не просто крупная операция против Викторио, но подразумевала и то, что она потребует ввода значительного числа американских войск непосредственно в Мексиканскую Республику. Тем не менее, Хэтч все еще был готов вступить в переговоры с Викторио. Через два дня после битвы на реке Паломас, 26 мая 1880 года, Хэтч ответил на запрос из штаб-квартиры Департамента относительно возможности убедить Викторио капитулировать. Он ответил,  что если Викторио и его воины будут  амнистированы,  а их семьи будут возвращены в Охо-Кальенте, то они вероятно сдадутся.  Основная трудность по мнению Хэтча заключалась в том, что апачи  из Уорм-Спрингс  «В будущем всегда будут  подозрительны  и легко возбуждаемы, ибо обещания,  данные  им,  почти во всех случаях нарушались Министерством внутренних дел».  Точно так же, Хэтч колебался между двумя полярными мнениями относительно Викторио. С одной стороны, он сочувствовал тяжелому положению Викторио,  но иногда он также выступал и за полное уничтожение апачей:

«Я не одобряю того, что я прошу его сдаться, его надо заставить согласиться,  или убить. Вероятно  индейцы, приходящие  к нему в гости, принесут его голову, если за нее заплатят. Я не верю, что Викторио когда-нибудь будет жить в Сан-Карлос. Если он сдается, то это должно быть безоговорочно.  Джеффордс, несомненно, сможет справиться с Викторио, если это будет сочтено целесообразным ».

 

Индейцы, которых упоминает Хэтч, вероятно  были вовлечены в попытки связаться с Викторио из Сан-Карлос  в июле 1880 года. В июне  того же  года Карр встретился с Ху  и Найче, которые пожаловались, что болезнь нанесла значительный урон их людям, с момента их переселения в Сан-Карлос. По крайней мере треть, а возможно  и половина последователей Найче умерли с тех пор, как приехали в Сан-Карлос в 1876 году.
 

Этой проблемы  не было  в их старой резервации - в горах Чирикауа. Они также были недовольны тем, что их держали под более пристальным вниманием, чем других апачей в резервации. Ху  напомнил Карру, что он пришел сюда добровольно, а Найче напомнил, что он мирно жил в Сан-Карлос в течение четырех лет. Том Джеффордс сообщил Карру, что  именно эти факты привели к тому, что апачи чирикауа покинули резервацию в июне.  Джеффордс вмешался и убедил их остаться. Уровень смертности в Сан-Карлос был одной из главных причин, которые заставили Викторио покинуть резервацию в 1877 году. Тем не менее Карр подумал, что  поскольку жена и дети Викторио находились в Сан-Карлос, то его можно было бы  еще как-нибудь убедить вернуться к своим обратно. Связь с Викторио можно было установить так же, как впервые связались и с вождем Ху, в 1879 году. Эмиссаров апачей Уорм-Спрингс, проживавших в Сан-Карлос, можно было отправить в Мексику. Карр через Беннета - начальника индейской полиции Сан-Карлос - сообщил апачам-чоконен и чихенне, что он готов к переговорам о встрече с Викторио. Джеффордс также сообщил, что единственный шанс вернуть Викторио мирным путем - это «обещание белого человека, которому он доверяет; и что есть только он и еще один человек  сейчас в Нью-Мексико (вероятно, Эндрю Келли), который может, или хотел бы оплатить этот счет». В то же время Хэтч связался с Уиллкоксом  «чтобы узнать, можно ли договориться с Викторио о том, чтобы  он жил в Сан-Карлос со своей семьей».  Уиллкокс приказал Карру поддерживать связь с Хэтчем, чтобы знать, можно ли связаться с Викторио и убедить его сдаться. В рамках этого процесса Тиффани, новый индейский агент в Сан-Карлос, перевел чирикауа «из нездорового места в более благоприятное». Откровенно не желая делать первые шаги в любых переговорах с апачами, Карр был достаточно прагматичным, чтобы понять, что попытка положить конец боевым действиям осуществима, поскольку в Сан-Карлос  были чихенне- апачи, которые и могли бы начать переговоры с Викторио. Карр также отметил, что Том Джеффордс одобрил идею участия в этом трансграничном предприятии. Однако, хотя Уиллкокс четко согласился с тем, что следует предпринять попытку положить конец боевым действиям путем переговоров, он также предложил Карру рассмотреть и другие, альтернативные способы «доставки Викторио, живым или мертвым, с учетом всех сопутствующих  расходов». Однако было также ясно, что Уиллкокс знал об истинных обстоятельствах ухода  Викторио:

«Многие считают, что с Викторио несправедливо поступили в первую очередь путем  выселения его людей из Охо-Кальенте, штат Нью-Мексико, в Сан-Карлос,  и что это выселение было чересчур суровой и жестокой мерой, от которой люди Нью-Мексико заимели тяжелые последствия».

 

Генерал Поуп разделил это мнение, отметив, что  хотя Викторио и его последователей  вероятно  придется выследить, но считалось,  что вождь готов сдаться, если всем апачам  из Уорм-Спрингс будет предоставлена резервация в Охо-Кальенте. Что касается Поупа, то все неприятности с Викторио были вызваны тем, что Министерство внутренних дел настаивало на депортации апачей Уорм-Спрингс в Сан-Карлос. Однако именно Тиффани указал на ключевой недостаток любой попытки убедить Викторио поселиться в Сан-Карлос. Тиффани утверждал, что маловероятно, что Викторио теперь сможет обосноваться в Сан-Карлос, поскольку он будет «меченым человеком» в том, что касается апачей «Сан-Карлос» из-за жертв, понесенных ими во время кампании Викторио. Он  сказал, что в Эш-Крик в мае 1880 года был убит уважаемый человек, и его люди  поклялись пристрелить Викторио, при первой же возможности.  Следовательно, мы не только должны понимать,  что Викторио боролся за резервацию в Охо-Кальенте, но мы также должны понимать  что способ, которым он это делал, полностью исключал любое мирное урегулирование, в результате которого Викторио смог бы вернуться в резервацию Сан-Карлос. Также следует признать, что последователи Викторио, если бы они вернулись в Сан-Карлос, могли бы также пожелать свести счеты за тех из  своих чихенне, которые были убиты скаутами из Сан-Карлос на реке Паломас 24 мая 1880 года. Так что, практически любое возвращение Викторио в Сан-Карлос являлось  бы хорошим рецептом для будущих неприятностей между двумя группами апачей.  В сентябре 1880 года апачи из Уорм-Спрингс   связались в Сан-Карлос с лейтенантом Райтом, который тогда вербовал армейских скаутов, и подтвердили свое желание жить в Охо-Кальенте по тем же причинам, что и раньше: плохая вода, плохое здоровье, и плохие отношения с другими группами апачей из Сан-Карлос. Они также заявили, что  по их мнению, если Викторио вернется в Охо-Кальенте, то он  будет жить в мире. Райт также рассказал, что он не только сидел и разговаривал с Локо и Харалче (Jaralche), но также говорил и с женой Викторио. К сожалению,  Райт не дал понять, была ли она с двумя вождями, и не стал вдаваться в подробности о том, что по этому поводу ответила жена Викторио.




                Навахо и мескалеро.


Неспособность  солдат победить Викторио,  воодушевляла на подвиги и других, потенциально воинственных воинов-индейцев.  Для навахо война Викторио стала фактором и без того проблемной ситуации. Капитан Беннетт, командующий фортом Уингейт, еще 16 апреля 1880 года сообщил о враждебности навахо, в том числе  и об угрозах расправы в адрес Галена Истмана,  агента их резервации. Беннетт правильно определил евангелический подход Истмана к своей работе, как главную причину беспорядков. Разочарованный полным безразличием навахо к его строгим христианским обычаям, агент Истман отказался выдавать правительственные припасы своим подопечным до тех пор, пока они не примут его убеждения. Беннетт также отметил, что проблема в тот момент была ограничена небольшой группой навахо, и что еще и юты, также пытались вызвать проблемы в резервации. В прошлом году полковник Бьюэлл, командующий Пятнадцатым пехотным полком США в этом районе,  сообщил, что отсутствие ясности в отношении южной границы резервации навахо привело к трениям между ними и поселенцами в долине Сан-Хуан. Это касалось предполагаемых вторжений пастухов навахо с огромными отарами овец.  Бьюэлл утверждал, что ситуация будет становиться все более напряженной, если граница не будет четко обозначена. 

 

Произошло несколько потенциально взрывоопасных инцидентов, с участием апачей из разных  групп. 17 мая 1880 года кучер  почтового дилижанса  был остановлен между Сан-Матео и Бэкон-Спрингс  группой из пяти навахо, все из которых были пьяны. Один из навахо сначала угрожал кучеру, затем напал на него, и порезал ножом почтовые мешки, прежде чем тому удалось сбежать. Корреспонденция никаких утерь не потерпела, но и  четверо  других навахо не предприняли никаких попыток вмешаться в этот инцидент. Также, в мае один навахо убил трех англо-американцев и ранил еще одного, в двух различных эпизодах. Во втором случае сотрудники агентства вышли похоронить одного из мужчин, и навахо им угрожал той же участью. В мае 1880 года, опасаясь восстания навахо в ответ на  серию  успехов Викторио и агитации, спонсируемой эмиссарами  ютов  и мормонов, полковник Бьюэлл был отправлен с пятью ротами Пятнадцатого пехотного полка, чтобы предупредить любые неприятности в резервации  навахо. На совете с навахо выяснилось, что беспорядки среди них были вызваны главным образом  поведением их агента.  Дадли и Бьюэлл также сообщили, что сопротивление навахо было во многом воодушевлено боевыми успехами Викторио.

 

Ходили слухи, что Викторио провел совет с навахо и зуньи в Аламоцито, и что к нему присоединились некоторые воины-навахо. Капитан Беннет, командир форта Уингейт, не советовал назначать агента повторно, а затем обнаружил, что Бьюэлл рекомендовал его самого на этот пост. К середине июня Беннетт смог сообщить, что напряженность в резервации навахо значительно спала. Это вызвало еще один конфликт между Военным ведомством и Индейским бюро, после чего последнее восстановило на прежней работе своего сотрудника. Навахо немедленно отреагировали на агента-евангелиста, и армия, очень обеспокоенная тем, что воины-навахо присоединятся к мятежной группе Викторио, просто уволила Истмана во второй раз. Капитан Беннет, посланный на замену Истману обнаружил, что агентство находится в очень плохом и техническом, и финансовом состоянии. На следующем совете с навахо он заметил, что люди крайне враждебно настроены по отношению к Истману. Он также сообщил, что такое положение дел было усугублено известиями о проблемах с ютами на севере, и апачами на юге. Сообщалось, что к ноябрю 1880 года ситуация в резервации снова ухудшилась. На этот раз проблема сосредоточилась вокруг продажи алкоголя. Хэтч телеграфировал генералу Поупу о том, какие полномочия по аресту он может иметь в отношении торговцев, продающих алкоголь.

 

Поуп сообщил ему, что  если этих людей поймают в резервации, то нет никаких сомнений в его силе - такие люди должны быть арестованы и переданы гражданским властям.  Более сложная проблема возникла, когда торговцы алкоголем решили открыть свой бизнес в непосредственной близости от резервации. 23 ноября 1880 г. Поуп заметил,  что у навахо, хорошо помнившим свое поражение от армии США в 1860-х годах, голос принадлежал уже все  больше и больше  молодым людям. Навахо могли собрать значительные силы воинов, которые, если их спровоцировать, могли решиться пойти на войну. Ввиду этой сложившейся ситуации, Поуп посоветовал послать подкрепление в форт  Уингейт. Что касается апачей-мескалеро, то командиру форта Стентон были даны инструкции нести полную охрану апачей резервации. Он должен был предотвратить их побег в Мексику, куда,  как предполагалось, сбежали остальные мескалеро. Также предполагалось, что мескалеро.  покинувшие резервацию,  вернулись бы обратно, если бы не «дурное влияние Викторио». Было предложено послать к этим апачам гонцов,  чтобы убедить их вернуться, «поскольку войскам не разрешается пересекать мексиканскую границу в погоне».  Эта попытка связаться, по крайней мере с некоторыми из апачей,  связанных с Викторио, не осуществилась, и командир форта Стентон сообщил в Санта-Фе, что он не может найти ни одного из мескалеро, готового выполнить эту миссию. Тем не менее, в сентябре 1880 года мескалеро изменили свое мнение, и  26 и 27 числа посланники были отправлены в поисках свободных апачей-мескалеро, но…  так и не вернулись обратно, до самого конца октября.

 


Рецензии