Цыгане-Люли...
По весне, как только в городе появились её соплеменники, она исчезла в неизвестном направлении. Я даже рассказ о ней написал. "Хадидже" называется, где-то гуляет по просторам интернета.
Люли — таинственный народ, прошлое которого остается тайной для него самого. Одна часть представителей народности считает себя коренными жителями Средней Азии, другая — цыганами, в незапамятные времена пришедшими из Индии. Люли исповедуют ислам, но не соблюдают намаз, а большинство никогда не держало Коран в руках. Они владеют тайным языком рома, однако восточнославянские цыгане не считают их родственниками, презрительно называя «люляйками». Для большинства жителей постсоветского пространства люли — те самые цыгане, в любое время года окруженные плохо одетыми детьми и живущие попрошайничеством.
Вариантов значения этнонима «люли» столько, сколько версий происхождения народа. В местной среде существует легенда, что в стародавние времена у одной бедной семьи родились два ребенка: дочь Ли и сын Лю. Спасаясь от преследований вражеских захватчиков, семья пустилась искать новый дом в чужих краях. По дороге дети потерялись и приняли решение разделиться, отправившись искать родителей. Спустя много лет Лю и Ли встретились, но не узнали друг друга, влюбились и вступили в брак. Когда правда вскрылась, мулла проклял брата с сестрой и весь род: так появился народ люли.
Существует более экзотичная версия, объясняющая низкое социальное положение «проклятого народа» среди христиан. Иноверцы поймали апостола и решили сжечь на костре. Спасти святого прилетел ангел, однако увидел, как брат с сестрой из среды иноверцев предались любви. Ангел не смог выдержать богоненавистного зрелища и улетел, не сумев спасти святого. С тех пор народ люли считают проклятым: родственным не признают ни на христианской, ни на мусульманской земле.
Наиболее правдоподобно с исторической точки зрения выглядит версия переселения люли и других цыганских народов из Индии. В книге «Шахнаме» («Книге о царях») персидского средневекового автора Фирдоуси содержится занимательная история. В V столетии подарком персидскому правителю Бахраму Гуру из Индии выслали порядка 12 000 артистов, музыкантов и певцов «лури».
Существует предание относительно причин столь щедрого подарка. На всенародном празднестве Бахрам Гур прогуливался по улицам города. Среди празднующих он увидел людей, танцевавших и певших без музыки. На вопрос о причине необычного веселья, ему ответили, что музыкантов среди народа нет. Бахрам Гур написал индийскому царю Шангулу, известному шумным двором, письмо с просьбой прислать артистов.
Несмотря на отсутствие документальных подтверждений ситуации, в персидском языке выражение «люли» переводится как «занимающиеся песнями и плясками люди». Подтверждает версию индийского происхождения народа и другое объяснение названия. Ряд исследователей связывает этноним с названием города на северо-западе индии Arur, или Al-rur, бывшего столицей древнейших раджей Синда.
Восточноевропейские ромы, одна из наиболее крупных цыганских ветвей, не считают народ родственным, презрительно называя «люляйками или люлишками». Удивительно, но и сами представители народности этноним «люли» считают оскорбительным. Так среднеазиатских цыган называет местное население Узбекистана.
В Таджикистане принято иное обозначение — джуги: слово в ряде индийский диалектов означает «отшельник, нищий». В некоторых регионах Средней Азии группы бродячих цыган называют мултони по имени пакистанского города Мултан. Оседлых называют косибы— «занимающиеся ремеслом». Сами себя люли предпочитают называть мугат, что в переводе с арабского языка означает «язычник, огнепоклонник»: нелишним будет вспомнить зороастрийские храмы огня.
Некоторые группы люли используют самоназвание гурбат: арабский перевод слова звучит, как «одиночество, чужестранность, безродность».
Язык бытового общения люли различается в зависимости от региона проживания. Основной состав народа двуязычен: владеет таджикским (иранские корни), узбекским (тюркская основа) языками. В языке люли присутствует незначительный пласт лексики цыган рома. Многие люли в значительной степени овладели украинским и русским, поскольку приезжают в Украину и российские крупные города на сезонные, длительные заработки.
Особенно интересен собственный, известный исключительно люли, тайный язык, называемый «арабча», «лавзи мугат». Суть языка состоит в замене общеупотребительных местных слов на видоизмененную лексику других языков. Создан «арабча», чтобы окружающие не понимали сути разговора, что позволяет тайно для остальных обсуждать друг с другом собственные дела. Факт использования тайного языка — один из важнейших культурных аспектов, доказывающий родственные связи люли и ветвей восточноевропейских цыган.
Свидетельство о публикации №221101800282
